Японцы готовы платить за Южные Курилы. Цена вопроса?

Dec 09, 2016 15:36

Владимир Путин 15 и 16 декабря пребывает в Японию. Очевидно, что среди множества вопросов, которые будут обсуждать, так или иначе затронут вопрос статуса и территориальной принадлежности Южной части Курильских островов.


Вопрос этот, конечно, более важен для японцев, нежели для России. Для них это сравни нашему Крыму. В смысле чувств по утраченному. По факту, предмет торга для другой стороны настолько важен, что Кремль может требовать от Токио целого ряда мелких и крупных услуг. Совместных проектов, покупки акций, сложения средств в российскую инфраструктуру Курил, как минимум нейтралитета по вопросу о санкциях, и это неполный список.

5 сентября на пресс-конференции по итогам G20 в Ханчжоу российский президент Владимир Путин заявил, что компромисс по курильской проблеме может быть достигнут. Отправной точкой станет соглашение, заключенное СССР и Японией в 1956 году. В нем говорится о передаче двух южных островов Курильской гряды японской стороне. «Однако в соглашении не было оговорено много чего еще. Например, на каких условиях нужно осуществить передачу, и чей суверенитет будет над этими островами», - заявил Путин.

"Единственный документ, который был подписан и ратифицирован двумя странами в 1956 году, так называемая декларация, очень четко ставит подписание мирного договора на первое место",- считает Сергей Лавров.


По слухам, циркулирующим в японской прессе, Япония готова идти на компромисс, требуя лишь 2 острова из 4, и обещая взамен инвестиции в наши проекты. Об этот я писал еще в мае, задолго до сентябрьских переговоров Путина и Абэ: «Абэ стиснул зубы и предложил Путину за закрытыми дверями формулу Московской декларации 1956 года «договор плюс два острова» в увязке с определенными условиями. Эта формула не выглядит откровенно неприемлемой для Москвы: по ней Россия оставляет за собой два крупных острова и передает Японии два поменьше в качестве жеста доброй воли после подписания мирного договора».

Собственно, это было указано еще в декларации 1956 года. Согласно ей, острова Шикотан и гряда островов Хабомаи должны были быть переданы Японии после подписания мирного договора. А Итуруп и Кунашир оставались бы СССР. Однако, размещение американских баз в Японии нарушило планы советского и японского правительств: «В записке в адрес правительства Японии в январе 1960 года представители СССР указали, что Япония, разместив у себя на территории военные базы, нарушает условия договора о передаче островов. В записке говорилось, что, соглашаясь на передачу островов, СССР учитывал национальные интересы Японии и миролюбивые намерения страны. А эти намерения поставили под сомнения американские войска, которые появились в Японии на постоянной основе».

Вместе с тем, обе стороны понимают, что иного, кроме декларации 1956 года у Японии и России нет. И значит, строить отношения нужно учитывая ее смысл.
1 сентября 2016 года президент РФ Владимир Путин заявил в интервью Bloomberg, что Россия готова к компромиссу по Курилам. «Речь не идет о каком то обмене, о каких то продажах. Речь идет о поиске решения, при котором ни одна из сторон не будет чувствовать себя в накладе, ни одна из сторон не будет чувствовать себя ни побежденной, ни проигравшей», - сказал Путин, отвечая на вопрос о том, готова ли Россия отдать один из Курильских островов взамен на улучшение экономических отношений с Японией.

Что касается вариантов исполнения декларации, то они различны. В частности, по мнению ведущего научного сотрудника Центра североамериканских исследований ИМЭМО Павла Гудева, «один из вероятных вариантов - так называемый отложенный суверенитет.

Это означает, что в документах может быть зафиксировано, что часть островов перейдет под юрисдикцию Японии через 50 или даже 100 лет. Возможен и вариант, когда Японии будут переданы лишь сами острова, однако акватория вокруг них, а также ресурсы останутся в собственности России.

Учитывая, что в настоящее время острова делают Охотское море внутренним морем России, стороны также могут договориться о том, что судоходство в акватории было бы доступно лишь для кораблей России и Японии.

Россия также должна потребовать от Японии, что на переданных ей островах не была создана военная инфраструктура»,- считает эксперт.

В любом случае, рано или поздно проблема мирного договора с нашим восточным соседом будет решена. Вопрос лишь в окне возможностей, взаимных компромиссах и цене.

Ранее СМИ сообщали, что Япония готова вложить серьезные инвестиции в Дальний Восток. Примечательно, что предлагаются инвестиции в объекты, которые не смогут быстро окупиться. Речь идет о строительстве дорог, больниц, городских и инфраструктурных объектов. Помимо этого, говорится и об инвестициях в российские IT-технологии.

Если представить гипотетическую ситуацию, когда Россия и Япония находят формат исполнения декларации 1956 года, то сколько это должно стоить японцам?
Эксперты сходятся, что цифры Абэ, а это порядка 20 млрд долларов, явно не достаточны. Суммы называются разные, но если договориться на 120-150 млрд долларов, то это будет неплохой платой за нашу добрую волю и исполнение декларации 1956 года. Особенно если направить эти деньги на развитие Дальнего Востока и Сибири, вложить в развитие инфраструктуры, реализацию различных проектов. Необходимо лишь, чтобы эти деньги остались на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири.

150 млрд долларов - это несколько сотен инфрастуктурных, энергетических, инновационных и технологичных проектов в самых разных сферах - энергетики, производства, развития транспортного сообщения, социальной сферы (прежде всего качественно иных медицинских учреждений). Это новые передовые технологии на Дальнем Востоке и в Сибири, это рабочие места, рост качества жизни населения, все то, о чем неоднократно говорил президент в контексте развития Дальнего Востока и Сибири.

Вопрос масштаба японских инвестиций в случае подписания мирного договора и исполнения советской декларации, пожалуй, должен занять свое место при обсуждении будущего Малой Курильской гряды. Сколько это будет стоить -100, 120, 150 млрд долларов? Тут вопрос грамотной подачи, это обсуждаемо. Собственно для России важно сейчас получить глобальные инвестиции, которые придадут толчок развитию региона, позволят реализовать передовые технологии и качественно повысить уровень жизни людей. Это чистой воды прагматика. Когда вместо "жеста доброй воли", как планировал еще Советский Союз, мы получаем масштабные инвестиции, которых у нас не было никогда в истории современной России. Это исторический шанс.

Россия, Дальний Восток, геополитика

Previous post Next post
Up