Дальневосточный вояж.

Jun 08, 2008 15:11


Несколько слов о «еврейском счастье» или об относительности везения.

В купе поезда «Киев-Москва» у меня  оказалась довольно милая компания. Две дамы преклонных лет- одна - преподаватель московского вуза. Кто другая, не знаю, но зато с внешностью а-ля Маргарет Тетчер. Еще одна попутчица - дамочка за сорок из Ровно - держит несколько магазинчиков, торгующих косметикой. Общение первой и последней было похоже на разговор выпивших людей - друг друга они почти не дослушивали. Ровенчанка вообще оказалась редкой болтливости. Куда уж мне до нее. В общем, милое щебетание обернулось ночным кошмаром - институтская дама храпела как трицератопс. И сделать с этим решительно ничего нельзя было. Плюс - доблестные пограничники. Минус - одна ночь.



Все фотографии кликабельны и увеличиваются нажатием на них.







Самолет из Москвы отправлялся вовремя, а я сочувственно слушал, как у пассажиров иных рейсов выпрашивали прощения за многочасовые «подготовки судна». Лайнер оказался довольно забавным - зеленого цвета, с семью рядами кресел. Чего не скажешь о стюардессах. Какие-то хмурые, замученные. Когда вышел стюард, показывать, как делать последний вдох, и как повеситься на ремне безопасности при падении «судна», я никак не мог понять, что за парень застрял в проходе. Оказывается - это такая форма. Двойка дизайнеру, разработавшему такую нелепицу. Однако, интересное еще не начиналось. Я сидел в хвосте самолета, через ряд от меня некий армянин (национальность «всплыла» уже во время полета) очень громко изъяснялся по мобильному. На вялые увещевания стюардесс - никакой реакции.  Тут же подключились «сердобольные» соседи. Довольно резко намекая, что разговорчивый кавказец сидит в российском самолете и надо ему это понимать. В ответ полетело несколько матерных благодарственных слов. И после этого полет стал просто восхитительным. Из восьми с половиной часов - примерно шесть, продолжалась перебранка между тремя рьяными защитниками великорусской идеи и тем самым зачинщиком. Все это скреплялось совместным распитием водки и выяснением кто и что кому должен. Сколько героев Советского Союза было среди армян и т.д. Периодически, защитники бывшей одной шестой суши разрабатывали план, как вытащить армянина из аэропорта и в ближайшей рощице объяснить смысл жизни. Так что поспать и в самолете мне не удалось. Минус еще одна ночь. Радовали только красивенные пейзажи за окном. Еда, к слову, в самолете компании “S7” была из разряда «такое».

Аэропорт Владивостока находится примерно в 40км от города. Сказать, что пейзаж очень отличается от европейского, не могу. Немного напоминает карпатские виды. И, конечно же, мусор. Куда без него - вдоль дороги, в болотцах, на полянах и опушках.

Такси в город из аэропорта стоит порядка 700-1000 рублей - то есть, вполне киевские расценки.













"Большие корабли со всех концов земли приходят в бухту Золотого Рога".
Так когда-то пела Алла Борисовна. Больших кораблей не было, но "То ли еще будет..."

В самом городе сразу отмечаешь роскошный автопарк - в основном японские крупногабаритные машины. И почти повсеместное несоблюдение правил. Ездят по принципу «кто первый встал, того и танки».

Владивосток - довольно печальный город. Когда приходят весна-лето, унылый пейзаж серо-розовых высоток оживает. Из украшений города - несколько кварталов дореволюционной застройки. Несколько новых высоток а-ля лужковская Москва. Довольно симпатичный собор-новодел. Восстановленные ворота в псевдо-русском стиле в честь цесаревича Николая - дань прошлому города.


 

Ворота-арку восстановили, а вот собор остался только на фото.

Ж-д вокзал такого же стиля. И, конечно же, бухты Амурская и Золотой Рог, и сопки. Постсоветское прошлое сплошь и рядом в виде стихийных рынков, старых автобусов и троллейбусов. А ретро-радио с любимой застольной песенкой про «Без меня тебе, любимый мой», только усиливало впечатление. 








Железнодорожный вокзал. Несмотря на дурацкое обслуживание - здание - одно из самых ухоженных и красивых в городе.

Фирма, в офисе которой я читал тренинг, отблагодарила меня коробкой местного «Птичьего молока». До того момента я не был ценителем конфет с таким дурацким названием, но продукция «Приморского кондитера»- это нечто! Не разрекламировать просто не могу. Увы, распробовал я их только в поезде с попутчиками, а в других городах этих конфет я не нашел.

Еще один минус - билет на поезд Владивосток-Хабаровск, который коллеги покупали мне в Харькове, не был снабжен очень нужной надписью. О том, что все поезда на просторах России ездят по московскому времени. Для меня был шок, когда я обнаружил, что мой поезд уедет в 15 часов. А тренинг у меня только в 17. Звонить в бывшую украинскую столицу было бессмысленно из-за семи- или восьмичасового разрыва. Потратив кучу времени в совершенно идиотских кассах вокзала, где люди чуть ли не мордобоем пытались получить билеты на отправляющуюся электричку (работала на весь вокзал только одна касса), я нашел сервис-центр. Заплатив немного больше - купил билет. И все для того, чтобы вечером узнать, что есть такая особенность с московским временем.

Двое суток без сна заставили меня покинуть довольно теплый вокзал - я просто отключался, сидя со своими сумками. А на очень прохладном свежем воздухе перрона «клевать носом» уже не хотелось.



Амурский залив.

Новая веселость началась у входа в вагон. Проводница моего временного дома на колесах позже всех открыла дверь и свежий морской бриз начинал раздражать. Довольно молодую девицу раздосадовал мой билет: «Ой, хохляцкий билет! Вам же не надо его отдавать?» Пришлось ей возразить, что билет не хохляцкий, а украинский и мне он жизненно необходим, так что оформление каких-то там бумажек для ее внутренней отчетности меня не волнует. Дальше - веселее. В купе собралась очень симпатичная компания - собственно я, молодой юрист из столицы Дальнего Востока и довольно молодой энергетик с Камчатки, на следующей станции к нам присоединился еще и лейтенант.

Наша фея - так я сразу же прозвал проводницу, заявилась в купе с решительным видом и заявила: «Так, г-спАдаа! Я должна вам продать чай!» Каждому буквально всучила по три пакетика чая и три пакетика сахара. «С каждого по 24 рубля!». Я не удержался и спросил: « Вы, часом не с одесского Привоза? Вот у кого «хохлякцие» замашки, так это у Вас». Должен заметить - все происходило в очень дружелюбной обстановке. А как еще можно реагировать на не совсем адекватную девушку?

Через время, правда, она заявила мне полушутливым - полуобвиняющим тоном, что я ее ославил по всему вагону.

Распаковывая пакет с постельными принадлежностями, сосед по купе нашел изорванную с одного края простыню, но решил не обращаться к нашей фее. Правда, вторая простыня была украшена загадочной дыркой посередине. Видать, кто-то зачитывался пессимистическими романами Гарсия Маркеса, где дамы исполняли супружеский долг в ночнушках с отверстием в районе причинного места. Просьба заменить простынь получила достойный ответ: «Могли бы и с дыркой поспать». Обсуждать это без хохота мы просто не могли.

Ко мне фея обращалась исключительно на «ты». И когда я заносил ей стаканы, она,  придав голосу доверительного тембра, спросила: «Ну как тебе Владивосток? Там ведь сплошной СПИД! Особенно в порту». Куда там галкинской Ренате Литвиновой с ее пафосным «Как страшно жить!»

Утренняя побудка была достойным завершением. «Так, г-спАдаа! Что вы тут пролежнями до Красной площади будете лежать? Скоро Хабаровск! Сдавайте постели!». Напротив купе, в рамочке, скромно висели обязанности проводника, где и про постели, и про все-все все зачем-то и кем-то написано.







Хабаровские холмы.

Хабаровск оказался достаточно чистым - не чета Киеву - солнечным городом. По длинному бульвару я спустился к Амуру. 
Не доходя до конца бульвара, в тени деревьев устроил фотоохоту на незнакомую мне птицу. 20 минут времени практически не увенчались успехом.




Но яркость пичуги и ее звонкий голос компенсировали отсутствие хороших фото.

Единственное, что сильно испортило впечатление о городе - при чистоте улиц, набережной - берег реки - одна безрадостная помойка.



А далеко впереди - китайские просторы Приамурья.

На набережной парень просто отчаянно выводил «Миллион-миллион алых роз». Вот уж не думал, что можно так испортить незатейливую песенку. В другом случае, я бы с радостью «позолотил ручку» минестрелю. Зато группка проходивших ребят активно стала ему подпевать и набросала мелочи. Уже пройдя порядочно вперед, я услышал просто шикарного «петуха», которым певец порадовал округу. На том издевательство над творением Пугачевой-Паулса-Вознесенского закончилось.




В центре города построены два собора - на мой взгляд, очень удачное и современное прочтение творений прошлых лет. Один собор напоминает разрушенный в свое время храм и стоит на его месте. В основе второго - московский Храм Христа Спасителя. Панораму его портит высотка телерадиокомпании. Да и интерьер собора - что-то среднее между залом ожидания какого-нибудь современного вокзала и эклектичным подражанием дорогим московским храмам. Очень понравился голос местного батюшки - впору потеснить Баскова.


 

Один из самых удачных, на мой взгляд, вариантов восстановления.
Хабаровцы не стали слепо копировать не вполне заурядный храм, а создали по его мотивам очень оригинальное строение.

Вечером я отправился выполнять задание папы моей старинной приятельницы. Суть его - найти в любом городе памятник Пушкину и заснять.

Хабаровский Пушкин в целом - не самый плохой пример, но как-то он тяжеловат, грузен. Во всяком случае, с московским печально-пафосным на бывшей Страстной площади или с Царскосельским романтичным его не сравнишь.




А вот хабаровские холмы немного напоминают и киевские, и московские.

На одной из центральных площадей устроен роскошный фонтан. Как-то в ЖЖ поднималась тема родства киевских чугунных фонтанов и хабаровского красавца. Жаль, что в свое время Киев лишили главного фонтана на Майдане.




По дороге была еще одна неудачная орнитологическая фотоохота. Прямо у проезжей части в дупле дерева остервенело орали птенцы дятла. Самих крикунов видно не было, но родители периодически приносили корм. Крик, правда, не прекращался ни на минуту.


 



 


В Благовещенск я летел на замечательном советском АН-24. Малюсенький самолет, малюсенький трап. На их фоне стюардесса смотрелась великаншей.




Через час сорок я уже был в другом городе. Багаж выдали в металлическом сарайчике.

Благовещенск, как и Хабаровск, весь из параллельных и перепендикулярных улиц. Только местность равнинная. Авто, как и в предыдущих городах - в основном с правым рулем.



Всё, что осталось от около 20 храмов Благовещенска - старая кирха (костел), превращенная в православную церковь.

Гуляя по городу, заметил некоторое сходство с Полтавой - то ли это дух небольших провинциальных городов похож, то ли еще что-то. Конечно, Благовещенску не хватает полтавской старины и обычаев.

Как и во Владивостоке, Хабаровске, так и в Благовещенске практически все храмы были уничтожены. Сохранился только костел, который сейчас заграбастал московский патриархат.


 

Утраченные храмы города.
Покровско-Никольская церковь - новый храм не так давно построили в стиле утраченного, но если дореволюционный храм, не смотря на простоту и отсутствие оригинальности был стилистически выверен, то новодел абсолютно безвкусен.
На втором фото - Шадринский собор (церковь во имя Святой Троицы). Архитектура традиционна для нео-русского стиля. Мне очень напомнила храм в Борках близ Харькова (тоже разрушенный).

Новый собор мне не очень понравился, скорее даже не понравился - безвкусно и еще куча без… Арка в честь цесаревича тут тоже восстановлена, но она грандиознее владивостокской.










Если бы не приятель, мое пребывание в Благовещенске ограничилось бы, скорее всего, одной вылазкой в город за два с половиной дня. А так, даже в ливень, я выбрался из отеля и с гостиничным зонтом побродил с ним по улицам, становящимся небольшими озерами.

Из «вкусных мест» отмечу отличный «Чайный двор. Любимый город» - там сами готовят сладости. И надо сказать - очень неплохо.



В городе много забавных фонарей. Днем они совершенно отвратительны, а вот ночью...
Даже самые невзрачные улицы превращаются в сказочные туннели а-ля домики хобитсов Толкиена.

На следующий день товарищ повез меня в спальный район, сказав, что быть в Благовещенске, и не поесть настоящей китайской кухни просто преступление. Ресторанчик оказался не очень большим на местном рынке. Без его рекомендации я бы не рискнул туда зайти. А так - очень интересное приключение. Напомнило мне конец 80-х, начало 90-х. Светомузыка громкая и навязчивая, но иначе колорит бы не прочувствовался. Китаянка подала нам арбуз - я рискнул попробовать - и остался жив. Из трех блюд мне больше всего понравились ростки чеснока.

Пьяная девица активно пыталась взгромоздиться за наш столик.

И самое забавное, что после таких шумных мест с огромным удовольствием выбираешься на улицу. Так что - еще одно большое спасибо приятелю за время, подаренное мне и китайский ужин!:)



Китайский город Хэйхе. Не "спят усталые китайцы-цы-цы-цы!"

Ну и конечно же я не мог не пофотографировать Китай - а он совсем-совсем близко, даже людей китайских можно увидеть. Самые настоящие китайскоговорящие китайские китайцы!

Рейс на Москву задержали на 4 часа, и все мои московские планы накрылись китайским веером. Это одна из многих особенностей провинциальной жизни, самолет можно прождать сутки, а что ты планируешь - это твои проблемы.
Не могу сказать, что очень хочу снова увидеть Дальний Восток - именно города, природу - возможно, если всех зверушек и птиц не перебьют "новые русские". 
Скорее всего, Алла Пугачева покривила душой, спев давным-давно: «Владивосток-Владивосток, а знаешь, я еще приеду, дай мне срок!». Видать, люди дальневосточные ей понравились. Ну - мне они тоже в основном хорошие попадались. 
Так что - до встречи, восточный край земли!
Исторические фото взяты с сайтов, посвященных Дальнему Востоку, но все немного отредактированы мной. 
http://www.vladcity.com/old-city/ ...

старинные фото, vladivostok, Амурский залив, khabarovsk, Благовещенск, Хабаровск, самолеты, churches, Амур, old photos, Китай, Пушкин, Дальний Восток, храмы, фото, Владивосток, blagoveschensk, birds, china, птицы, Золотой Рог, фонтан

Previous post Next post
Up