Мои вояжи. Сумское...

Jun 01, 2008 14:14

 
Начну с лозунга:"Спасибо работе дорогой, что я так много езжу!"
Есть у меня традиционные маршруты - а-ля "Запорожье-Днепропетровск-Кривой Рог", "Львов-Ивано-Франковск".
А к маршруту Полтава-Харьков присоединились еще и Сумы.
Фотоаппарат, как назло, был сломан. Но жили же как-то до цифровиков! Скажу - жили трудновато. Из двух домашних пленочных мыльниц я взял ту, которая несколько сломана:) Но фото вышли очень даже милые - эдакое ретро.

За мной, в Полтаву, заехала сумская коллега, и мы двинулись по дорогам Восточной Украины. Увы, выехали поздно и все интересное по пути - храмы Ахтырки, Тростянца (вместе с крепостью), других сел, заснять не удалось. Тут явный проигрыш мыльниц пленочных перед цифровыми.

Теперь общие впечатления от Сум - «назад в 80-е». Город не очень маленький - многоэтажек хватает. Полтавчане говорили «село!!!». В общем, визуально - не меньше Полтавы.

Если бы не храмы - было бы довольно печально. Я увидел пять - включая маленькую псевдоготическую кирху.

Но фото будут с тремя главными храмами - информации о них много - читайте. Кто с буквами не дружитJ - смотрите ретро-фото мои и до 1920-30х гг.

Тренинг, который я начинал в 10 30 утра, чуть не сорвался - на площади перед бывшим Дворцом пионЭров был какой-то всеукраинский слет велосипедистов. Была настоящая линейка - дети «пионЭры» читали стихи про Украину, местные «ЦёЦи-пИвицы» перпели пару отстойнейших песенок а-ля бужинские-билозиры - снова-таки про Украину. В общем - жуть! И дело не в Украине - ее надо любить или хотя бы стараться это делать. Но так по-совковски - это что-то! Хвала небесам, что длилось это все не более 30 минут. Видели бы этих спортсменов - молодые парни - лет 15-18 - представляю, как им надоели эти речёвки!

Две центральные улочки пешеходные - там сохранились 1-2-3 этажные сумские домики еще до 1917 года. Одна завершается славной церковью в казацком стиле конца 17-начала 18 века. На другой стоит роскошный собор с колокольней. «Роскошность» скорее к колокольне.

Жемчужина города - слегка запущенная - младший брат Исаакиевского собора Петербурга.

Представьте, хрущобы, хрущобы - и БАБАХ!!!! - между ними ЧУДО!

Как мог - пытался передать эту красоту!
Отель, под холмом очень неплох, а пенье ЖАБ всю ночь - это лучшая музыка!:) Правда-правда!:)

А теперь тексты о храмах с моими кое-где комментариями.
Внизу МНОГО ТЕКСТА и фотографии.
Все они кликабельны, но старинные, увы, плохого качества.

Храмы, которых больше нет

Владимир Сурков, газета "Данкор"

27.02.2008

Когда-то в центре Сум храмов было в два раза больше, и те, которые исчезли с лица земли, не уступали по красоте и величию существующим.

"Невезучий" Николаевский.

Сегодня центр города украшают Спасо-Преображенский собор и Воскресенская церковь, а когда-то на месте теперешнего Дома профсоюзов (напротив облгосадминистрации) был еще один храм - Николаевский. В его честь и площадь - ныне площадь Независимости - называлась Николаевской, а также Николаевский лужок (теперешние Вольный лужок и ул. Героев Сталинграда).



Николаевская площадь. Сумы.

Первый, деревянный, вариант церкви был возведен воеводой Кириллом Арсеньевым во время существования Сумской крепости за деньги царской казны. Простояло строение недолго. Что с ним случилось - можно только предполагать. Возможно, оно сгорело. Но, как бы там ни было, уже в 1693 г. тогдашним стольником и полковником Герасимом Кондратьевым начато строительство нового храма в честь святителя Николая. Этот храм простоял до 1903 г., когда был уничтожен пожаром.
Но свято место пусто не бывает. По требованию генерал-губернатора Андрея Леванидова для храма было выделено новое место, в 50 м от прежнего. И в 1904 г. купцы 3-й гильдии Солодкие при помощи других сумчан оплатили строительство новой церкви - каменной. Строили ее приглашенные из Белгорода мастера. Пожар ей был уже не так страшен, как деревянным предшественницам. Но, увы, и этот храм простоял не долго. Кто-то во время реконструкции додумался вынуть колонны, поддерживавшие своды здания, и эти своды рухнули. Причем буквально через час после пасхальной службы. Несколько сотен молившихся чудом не погибли!




Вид на церковь Св. Николая.

А в 1906 г. в Сумах снова появился Николаевский храм - на том же месте. Инициатором строительства стал церковный староста и купец 3-й гильдии Марк Евсеевич Медведев, вложивший в богоугодное дело три тысячи рублей. Прочие зажиточные горожане тоже не остались в стороне: кто пожертвовал деньги, кто подарил иконы. Но, увы, и этому зданию судьба уготовала недолгую жизнь. В 20-е гг. его вместе с некоторыми другими храмами Сум разрушили. Говорят, от храма остались фундамент и подвальные помещения.

ЦУМ на останках Покровской и Введенской.
Там, где расположились находится ЦУМ, "Пассаж" и сквер, до революции находился самый большой храм Сум - Покрова Пресвятой Богородицы. Площадь рядом с храмом соответственно называлась Покровской. И была она "военной", т.к. имела сперва статус храма Сумского слободского казачьего полка, а с 1765 года - Сумского гусарского полка. С начала XIX в. и до 1917 г. Покровская церковь пребывала в статусе гарнизонной.
Две первых деревянных постройки Покровской церкви долго не простояли - одна сменила другую в 1732 г. Строилась она в основном на «иждивения» архимандрита Святогорского монастыря Феофана Федоровского, который сперва был священником и протоиереем этой церкви. При Покровском храме были школа и госпиталь (богадельня).
Каменный же храм был заложен в 1783 г., а освящен в 1790 г. Потом рядом возникла колокольня с "теплым" придельным (т.е. находящимся в одной ограде) храмом Введения Пресвятой Богородицы (1821 г.), или Введенским. Для него использовали стройматериалы, разобранного Архангельского храма Пантелеимоновского монастыря на ул. Роменской. На строительство и украшение Покровской церкви богатые сумчане жертвовали крупные по тем временам суммы - по 2-4 тыс. рублей. В общем, получился целый храмовый комплекс, ставший архитектурным центром этой части города.



Покровская церковь с колокольней и вид на колокольню Спасо-Перображенского собора.

Рассказывают, что в 20-е гг. в здании "Покровки" был устроен крематорий. А разрушили церковь вместе с Введенской в 1930 г. На разборку останков руин гоняли местных студентов, а церковными книгами якобы топили помещения общежития тогдашнего сельхозтехникума, располагавшегося в здании рядом в ЦУМом.
Иконостас Покровской церкви временно находится на попечении сумской казачьей организации.

ДК на руинах Богородичной
Храм Рождества Богородицы, на месте которого теперь стоит Дворец культуры СНПО им.Фрунзе, считался самым большим и богатым храмом Сум. Первая, деревянная, постройка возникла в те же годы, что и Воскресенская церковь т.е. в первые годы существования Сум. Ее попечителем был сын первого градоначальника Сум Андрей Кондратьев. В 1681 г. деревянная церковь, находившаяся на посаде (за пределами городской стены), начала принимать людей. При ней же была открыта школа. А строительство каменного здания началось в 1808 г. по инициативе тогдашнего священника Дмитрия Ольховского.




Но начать строительство - одно дело, а довести до конца - другое. Надо отдать должное тогдашнему церковному старосте Федору Ишунину, приложившему "старания к окончанию". За три года он собрал на строительство более четырех тысяч рублей - немалые деньги по тем временам. Закончен новый храм был в 1915 г. При Федоре Ишунине и его сыне Алексее, сменившем отца на должности церковного старосты, храм процветал. А приход храма в начале XX в. был одним из самых больших в городе - 1772 чел. мужского пола и 1795 чел. - женского, уступая по величине только приходу Пророко-Ильинской церкви на Засумке. Кстати, внешний облик Богородицкого храма во всех деталях до нас не дошел - на старых снимках Холодной горы виден только его силуэт.
В 1930-х гг. храм Рождества Богородицы попал под снос. Рассказывают, что взорвать его удалось только со второй попытки - здание было построено на совесть. Стены и купола храма больше не украшали Холодную гору, но его подвалы просуществовали еще несколько десятков лет - их ликвидировали только после Великой Отечественной. А когда на месте церкви построили Дворец культуры, в его стене образовалась трещина. Верующие увидели в этом знак и стали обходить новое здание стороной. Посторили ДК к 1953 г. руками заключенных, которые трудились за высоким дощатым забором с колючей проволокой и сторожевыми вышками по углам.
В настоящее время рядом с ДК возведена часовня - в честь Рождества Богородицы, которую в 2005 г. освятил тогдашний архиепископ Сумской и Ахтырский Марк.

Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Сумы

По записи священника  Федора Словинского в 1802 году следует, что на храмозданном кресте была такая древняя надпись:"…освятися олтарь Господа и Бога и Спаса нашего Iисуса Христа къ церкви соборной святаго Алексiя человъка Божiя въ городъ Суминъ въ лъто отъ созданiя мiра 7169, индикта четырнадцатаго, а отъ воплощенi Слова Божiя 1661, марта въ 17-й день, при Благовърномъ Государъ Царе и Великомъ Князъ Алексiъ, всъя великiя и малыя и бълыя Россiи и при Великомъ Государъ Святъйшемъ Никонъ, Патрiархъ Московскомъ и всея великiя и малыя и бълыя Россiи."

Первый деревянный храм находился несколько севернее нынешнего собора, ближе к реке и крепостной стене. После одного из татарских набегов в 1659 году, во время большого городского пожара, он сгорел. Но в 1694 году на том же месте полковником  Герасимом Кондратьевым храм  был  вновь выстроен. Имя строителя было вырезано при входе на дверях. Освящение жертвенника в храме Преображения Господня было осуществлено 18 мая 1694 года Преосвященнейшим Авраамием, митрополитом Белгородским и Обоянским. Этот собор просуществовал 60 лет. При протопопе  Матфее  Гресовском в 1754 году он перестраивался.

По благословению Преосвященнейшего Аггея (Колосовского), епископа Белгородского и Обоянского, 13 июля 1776 года - при соборном протопопе  Иоанне Словинском, священниках Феодоре Словинском и Стефане Куликовском, а также при участии церковного старосты Матфея Гордеенкова - был заложен каменный соборный храм. Место под храм и заложение фундамента освящал архимандрит Товий Кремневский, живший тогда на покое в Сумском Успенском мужском монастыре.

Строительство и благоукрашение собора продолжалось двенадцать лет. Храм был каменный, двухярусный:  нижний  - во имя Преображения Господня, а верхний - Благовещения Божией Матери. Освящен он был 12 октября 1788 года. Нижний храм освящался на поздней литургии Преосвященнейшим Феоктистом  (Мочульским), епископом Белгородским и Курским, а верхний - на ранней литургии того же дня игуменом Белгородского Николаевского монастыря  Иосифом Лазаревым.




Каменная колокольня была заложена 15 июля 1797 года, а завершено строительство  - в 1801. В силу разных причин - плохого качества строительного материала и невысокого мастерства строителей - в 1812 году она начала перестраиваться. Тогда же была сооружена  и каменная ограда храма. В 1821 году все постройки были завершены. Большой колокол был взят из упраздненного в 1788 году Сумского Успенского мужского монастыря. Надпись на этом колоколе гласила, что он изготовлен на средства статского советника  Якова Алексеевича Шубского. Второй же, несколько меньший колокол, пожертвовал сумской житель Даниил Иванович Забродский.

Из икон храма предметом особого благоговения служила Курская икона Божией Матери «Знамения», подаренная в 1780 году курскими купцами. Среди замечательных книг храма следует отметить Требник 1646 года Киевского митрополита Петра Могилы, с надписью: "1710 г. февр. 15д. сию книгу отменил сумской житель Калина Леонтьев с женою своею Мариною за 7 руб. и отдал в Сумскую соборную церковь Преображения Господня за отпущение грехов своих". Были в храме и другие древние книги, акты, в том числе и царская грамота 1692 года на землю жалованную собору.

 
 


Современный вид Спасо-Преображенский собор приобрел после капитальной реконструкции, произведенной в 1882-1892гг. по проекту епархиального архитектора, авторитетного харьковского зодчего - профессора Технологического института М.И.Ловцова. В начале была пристроена к храму величественная трехярусная колокольня. По углам вызлащенного купола-крыши установлены фигуры четырех евангелистов - Луки, Марка, Иоанна и Матфея. Трехметровые чугунные скульптуры, выкрашенные под малахит, отливались на сумском заводе «Вулкан». 
Малахитового цвета снизу не видно, возможно, он совсем смыт.
В верхнем ярусе колокольни помещены башенные часы, отбивающие часы и получасы, с циферблатами на все четыре стороны. Часовой механизм с курантами - точно такой же, как и на Спасской башне Кремля в Москве и выполнен одной фирмой.

Храм стал трехпрестольньм: главный - во имя Преображения Господня, южный - Благовещения Пресвятой Богородицы и северный - Св. Великомученика Димитрия Солунского. Иконостасы тонкого кружевного художественного рисунка в южном и северном приделах выполнены из белого мрамора. Царские врата в обоих приделах - бронзовые с позолотой. В южном - Благовещенском - приделе живопись выполнена художником Шохоровы, а в северном - Димитриевском - К.В. Лебедевым.

Иконостас в главном алтаре, жертвенник в виде ниши, украшенный малахитовыми колоннами, горнее место, киоты для чтимых икон на северной и южной солее - выполнены из чистейшего белого мрамора. Все работы по мрамору исполнялись замечательным московским художником Орловым. Живопись в главном алтаре, на иконостасе и в приделах главного храма исполнена известнейшим русским художником В.Е. Маковским. В иконостасе помещены несколько икон русских святителей. Престол в главном храме - кипарисового дерева, обтянутый серебряной парчой и сверху закрытый футляром из медных высеребрянных массивных досок, с рельефными изображениями страстей Господних (футляр этот сооружен в 1899 году действительным статским советником Павлом Ивановичем Харитоненко).

Во всем храме стены облицованы под мрамор, бордюры украшены чудными рисунками, в куполе - альфресковая лепная работа. В западной части храма устроены обширные хоры, на которых помещается хор певчих. Пол на солее главного храма и в приделах - мозаичной высокохудожественной работы.

По краям крыши главного храма, как и на колокольне, установлены четыре чугунные скульптуры, высотой около четырех метров и окрашенные в зеленый цвет под малахит (с цветом та же история - ну черными они кажутся!). Они также отливались на сумском заводе «Вулкан». На юго-восток обращена фигура апостола Петра, а на северо-восток - апостола Павла. Две фигуры, обращенные на юго-запад и северо-запад -  Св. Равноапостольный князь Владимир. Почему две фигуры абсолютно одинаковы - на сегодняшний день остается загадкой.

Главная святыня кафедрального собора - Корсунская икона - с момента своего обретения в Шпилевке, что в 12 верстах от Сум, постоянно находилась в Покровской церкви села. После революции она была изъята из храма и помещена в художественно-краеведческий музей. Во время пожара, случившегося в 30-х годах в музее, икона чудесным образом не пострадала. Этот случай произвел на сотрудников музея неизгладимое впечатление и они, охваченные душевным трепетом, решили возвратить Святой образ в Божий храм. Но поскольку Шпилевская Покровская церковь к тому времени была уже разрушена, икону поместили в Сумской Кафедральный Спасо-Преображенский собор, где она пребывает и поныне.

Свято-Троицкий собор в г. Сумы

«Храм во имя Св.Троицы, как показывают метрики - пишет в своем труде «Историко-статистическое описание Харьковской епархии» Филарет Гумилевский - существовал в Сумах в 1735 году, но с какого времени, неизвестно. Его видим  по акту 1730 года. В 1732 году при нем школа с двумя учителями и богадельня (шпиталь) для мещан.

Михаил Лаврентьевич и племянник его Павел Михайлович Линтваревы, по ревности своей к богоугодным делам, в 1827 году окончили постройку новой каменной церкви о двух престолах, с такой же колокольней и оградой. Главный престол - во имя Св. Троицы, на хорах - во имя святых страстотерпцев благоверного князя Михаила и боярина его Феодора Черниговских чудотворцев. Как видно из описи, эту церковь украсил и достаточно снабдил церковной утварью Павел Линтварев. За эти пожертвования, по представлению епархиального начальства, ему, Линтвареву было изъявлено монаршее благоволение. На постройку храма Линтваревыми было употреблено до 17 200 рублей серебром. Из состоявших при сей церкви священников примерной жизнью своей и пастырскими наставлениями особенно отличал себя священник, потом протоиерей Стефан Македонский».

Исключительно стараниями Павла Ивановича Харитоненко в Сумах построен новый,  величественный храм во имя Святой Троицы. Своим силуэтом Троицкий собор очень напоминает знаменитый Исаакиевский в С.-Петербурге. Он и задумывался Харитоненко как храм, который должен превзойти по красоте и величию все сумские церкви. Собор строился рядом с Троицкой церковью с 1901 по 1914 год. Закладка первого камня состоялась в мае 1901 года.




В начале, для подготовки проекта, П.И.Харитоненко обратился к московскому архитектору А.В.Щусеву, который в силу занятости не смог заниматься всем проектированием собора. И храм проектировал и строил сумской архитектор - инженер Г.А.Шольц. А вот проект мозаичного пола и церковной ограды выполнил А.В.Щусев.



Троицкий собор и козы, также они могли пастись и почти сто лет назад.

На строительство Троицкого собора П.И.Харитоненко потратил примерно полмиллиона рублей. В 1905 году работы были приостановлены, так как Харитоненко оказался на грани банкротства в связи с общим экономическим кризисом в России. Однако, вскоре положение улучшилось и Харитоненко смог продолжить строительство. Мечтая повторить чудо Владимирского собора в Киеве, Павел Иванович обращается к известному художнику - Михаилу Нестерову, с которым был достаточно хорошо знаком по Москве, и заказывает ему образа для иконостаса собора. 

 
 

Шесть великолепных образов - Христос, Богоматерь, Троица, Никола, архангелы Гавриил и Михаил, - над которыми работал художник в течение 1913-1914 годов, принадлежат к лучшему, что было сделано Нестеровым в области церковной живописи. С.Н.Дурылин приводит слова художника: «Тут я сам по себе.  Тут кое-что я нашел». Эти шесть образов исчезли из Троицкого собора еще в 20-е годы ХХ века.

В интерьере храма живопись на холстах и в нишах под окнами и на парусах выполнял московский художник Н.Нивинский. Позже, в 1914-1915 годах над витражем «Троица» работал петербургский художник К.Петров-Водкин. Величественный мраморный иконостас погиб во время войны, когда его транспортировали на корабле из Италии. На заводе братьев Самгиных в Москве были изготовлены 12 колоколов.



Это мой любмый кадр собора - в первую очередь по цвету, не смотря на контр-а-жур.

Долгое время собор использовался как органный зал филармонии.


 


Воскресенская церковь (автор неизвестен, конец XVII - начало XVIII в.)

Наиболее давнее сооружение в городе. Церковь строилась  по инициативе сумских полковников Герасима и Андрея Кондратьевых и являлась не только святой обителью, но и оборонительным сооружением, о чем свидетельствуют чрезвычайно толстые стены  и глубоко врезанные в стены наподобие амбразур окна. Когда-то церковь была ограждена высокой глухой стеной, имела просторный (позже засыпанный) подвал, в котором можно было хранить провизию и имущество, из него якобы шел тайный  подземный ход к реке. Первоначальный вид церкви не сохранился. Неповторимый урон ей причинили многократные пожары. Но, не смотря на это, памятник существует и сейчас. Этот памятник относится к особенно ценному и редкому типу храма, в котором гармонично соединены традиционные приемы и черты деревянной и каменой украинской и русской архитектуры. Несмотря на то, что церковь каменная, своими объемами и композиционным решением она отражает характерные особенности архитектуры деревянных культовых сооружений Слободской Украины.

Описание.

Двухъярусная, внизу расположена зимняя, теплая церковь, наверху - холодная, летняя. Нижняя в плане трехчастная, перекрыта полуциркульными сводами с распалубками (высота 5,5 м); верхняя в плане повторяет нижнюю: с квадратными нефом (7,7х7,7 м) и алтарем (5,5х5,5 м) и прямоугольным бабинцем (5x6 м). С южной, северной и западной сторон храма устроены закрытые лестницы-крылечки для входа в верхнюю церковь. Венчают его три восьмигранных верха с одним заломом (высота среднего верха 25 м). Фасады по горизонтали расчленены широким фризом, обрамленным с двух сторон узкими карнизами, а углы акцентированы спаренными полуколонками. Восьмерики и фонарики оформлены одинарными полуколонками. Такими же полуколонками украшены окна, завершенные фигурными разорванными фронтончиками. Благодаря сильно расчлененным массам и разнообразному декору облик церкви живописен, а в связи с тем, что она двухъярусная и увенчана высокими верхами, выглядит легкой и стройной. Особенность архитектуры этого храма состоит в том, что средний верх значительно превосходит по высоте боковые, карниз восьмериков которых едва достигает подоконников окон среднего. Интерьер нижней церкви напоминает светские залы; интерьер верхней отличается дивной красотой гармонии трех высотно раскрытых верхов. Созданная талантливым мастером, эта церковь принадлежит к наиболее выдающимся памятникам слобожанской школы зодчества, исполненным в стиле украинского барокко. Кроме того, в ее облике воплощены характерные особенности украинских трехчастных, трехверхих храмов, но своеобразно истолкованные в каменном варианте.

© Г.Н. Логвин, Украина и Молдавия, «Искусство», М., 1982 г.

Использована информация с:

http://orthodoxsumy.narod.ru
графическая схема центра Сум (с моей коррекцией утраченных храмов) с:

http://blog.0-0.net.ua/




Синим цветом обозначены разрушенные храмы центра Сум.
 

Свято-Преображенский собор, churches, Рождества Богородицы церковь, sumy, photos, Троицкий собор, храмы, утраченные храмы, Покровская церковь, фото, Сумы, Воскресенская церковь

Previous post Next post
Up