В начале апреля Счетная палата РФ представила результаты проверки хода оптимизации социальной сферы. Итог неутешителен:
эксперты отмечают серьезное снижение качества и доступности услуг.
Для чего проводится оптимизация? Как правило, для улучшения состояния системы в целом. Но в данном случае проверяющие отметили, что "комплекс мероприятий в основном ограничен только мерами по сокращению объектов, их реорганизации или сокращению численности работников, что в итоге привело к снижению доступности услуг и ухудшению результатов деятельности государственных и муниципальных организаций, в первую очередь проявляющихся ухудшением качества образования". Говоря простым языком, вся оптимизация свелась к закрытию школ и увольнению работников, что позволило отчитаться о существенном сокращении расходов и экономии средств. А это и есть в понимании регионального чиновника "оптимизация".
Но вот незадача: эта же самая проверка показала, что в ряде регионов, а точнее, в тридцати шести, расходы на содержание образовательных организаций не уменьшились, а даже выросли. В это число попала и Удмуртия, где расходы выросли на 125%. Интересную интерпретацию произошедшего роста дает аудитор Счетной палаты:
"Одна из причин - основной формой реорганизации стало присоединение в форме филиалов или структурных подразделений без освобождения зданий и сокращения занимаемых площадей, что не дает экономического эффекта и требует дополнительного анализа имущественного комплекса сети образовательных организаций". Это значит, что вся "оптимизация" прошла только на бумаге, а фактически никто и не думал ничего улучшать в работе системы образования.
Анализ ситуации в сфере образования показал, что оптимизация усугубила и без того патовую ситуацию на селе: ухудшилась доступность детсадов и школ, не стало библиотек и учреждений культуры. Профессиональное образование для селянина остается существенно менее доступным, нежели для жителя города. Показатели от региона к региону отличаются, но в целом картина по стране приблизительно одинакова. Например, в Ставропольском крае в 2014 г. значение показателя в городской местности составляет - 55,3%, а в сельской - всего 5,16%, в Воронежской области доступность общего и профессионального образования в городской местности составляет 53,5%, а в сельской - 23%.
Здесь уместно вспомнить про основной козырь Министерства образования: ЕГЭ предоставляет равный доступ жителям отдаленных уголков страны... Где? Где эта доступность, хотя бы в ближайшие ПТУ, не говоря уж о "ведущих ВУЗах страны"? Если бы ЕГЭ помимо непонятных баллов решал проблему нехватки учителей и финансирования, организовывал маршруты общественного транспорта, предоставлял койки в общежитиях, открывал профучилища в райцентрах и начислял стипендию, на которую можно прожить, занимаясь только учебой, тогда - да, можно говорить, что ЕГЭ предоставляет равный доступ. А так, получается, как в басне: видит око, да зуб неймет. Сидит выпускник с баллами - хоть в МГУ, а дальше родной околицы выехать не может - не на чем и не на что.
Также одной из целей оптимизации было повышение заработной платы в сфере образования. Но по итогам 2014 года по трем из шести направлений (дошкольное, общее образование и работающие с детьми-сиротами) заявленные показатели достигнуты не были.
В этой непростой ситуации гражданам остается уповать на... семейное обучение и дистанционные технологии. Тем более, что всё более "оптимизаторы" именно к этим формам образования и призывают: сельских жителей, маломобильные группы населения. А затем, думаю, настанет черёд и городских педагогов-предметников. И то верно, зачем держать в каждой школе по учителю физики, если его можно посадить перед веб-камерой и вести трансляцию на все городские и сельские школы? А один раз записав эти онлайн уроки, можно и самого учителя потом сократить - он же уже не нужен окажется. Школы за ненадобностью тоже можно закрыть, ученики способны и дома у компьютера записи уроков посмотреть. Домашнее задание пусть родители проверяют, они же по новой Концепции теперь "обязательно включены в образовательный процесс"?
И вот тогда наступит полная "оптимизация".