Под флагом "ЖРАТ"

Jan 02, 2020 14:40

Получил от координатора проекта "Подводные лодки великой войны" издательства "Принципиум" два издания, в выпуске которых я не принимал участия, прочитал, делюсь впечатлениями.
Первая книга это Роберт Тойфл фон Фернланд "Будни подлодки", первое русское издание. Оригинал был издан ещё в 1918 году, в Вене под названием "U-BOOTS TAGWERK" и была переиздана уже в следующем году.


Что сказать? Это австриец, а про австрийцев-подводников в ПМВ, у нас так мало информации, что разумеется вещь очень нужная. Служил под командой фон Траппа (его уже издали), командовал лодками, миноносцами, писал сразу после войны, так что воспоминания свежи. Ходил под командой немца-аса Отто Херзинга на U-21, набирался боевого опыта, тоже интересные воспоминания. Кое-что определённо мне пригодится, когда я наконец закрою гештальт по французскому "Архимеду". Так что ставим на полочку и вперёд.
Вторая книга это Клаус Берген и Карл Нойройтер (почему его переводчики написали как Неуреутер, я хз)


На этой книге остановлюсь подробнее. Она также впервые на русском, первое издание состоялось в Мюнхене в 1930 году. Издало книгу "Мюнхенское братство подводников", составителем выступил бывший командир UB-73 Нойройтер. Он же написал два рассказа от своего лица и они единственные от лица офицера-командира. Остальные 23 рассказа - это воспоминания баварцев-подводников, в основном мотористов, боцманматов, рулевых, радистов и т.д. Один рассказ написал Клаус Берген - он же и проиллюстрировал книгу. Известнейший немецкий художник-маринист Берген в представлении не нуждается и его иллюстрации конечно очень украшают издание.
Что ценного? Во-первых, вкупе с ранее изданным сборником Вернера фон Лангсдорфа, https://maxdianov.livejournal.com/98038.html очень много воспоминаний участников знаковых операций и атак. Так только прорыв Штейнбауэра в Карлофорте и его поход за "Голубым Максом" описали три члена его экипажа. Будь у меня в наличии эти книги, когда я писал статью "Лис в курятнике" https://warspot.ru/7360-lis-v-kuryatnike, кое-что однозначно бы добавил. Более того - это похоже единственная операция, по которой множество двусторонних воспоминаний, так как в книге Тони Бута "Служба спасения Адмиралтейства" в наличии подробнейшие показания выживших с буксиров и "Кингстониана".
Есть воспоминания радиста, служившего под командой Руктешелля! Из этого я бы тоже кое-что добавил в цикл по Руктешеллю. Рассказывается про встречу с ловушкой, которая попала в лодку невзорвавшейся торпедой (после чего, как я предполагаю Руктешеллю и снесло кукушку), ну и как он проходил в подводном положении минные заграждения. В центральном посту собирались все с музыкальными инструментами и играли))) Руктешелль на флейте, радист на концертино.
Есть рассказ моториста, который общался с сэром Роджером Кейзментом предателем, борцом за свободу Ирландии (нужное подчеркнуть), когда его доставляли на Зелёный остров.
В общем много интересного, но больше всего мне понравилось другое. Сборник Лангсдорфа был издан в 1937 году и там было много трёпа про честь, кайзера и любовь к фатерланду, а вот у баварцев даже в 1930 году красной нитью проходит одно - как они хотели жрать. Их не волновал тоннаж, победы, противник и т.д. - лишь бы захватить жратву!!! Как пираты в старые времена они врывались на захваченные парусники и траулеры и на глазах охреневших англичан начинали жрать прямо с накрытых столов. Все разговоры на вахте были только о том, что надо чем-то поживиться на первой же добыче. Выловленная бочка стеарина немедленно употреблялась. Расстрелянную прямо на палубе норвежского парусника свинью, немецкий кок за 2 минуты побрил !!! с помощью помазка и опасной бритвы. От жадности падали с захваченным 100-кг мешком кофе мимо шлюпок. В каждом практически рассказе это присутствует и к концу книги уже начинаешь просто ржать.
В переводе ещё присутствует приличное количество огрехов, но по словам координатора проекта, будут переиздания и возможно удастся многое устранить. Наконец-то благодаря этой книге я врубился кто же в сборнике Лангсдорфа фигурировал как загадочный "первый номер". В нескольких рассказах (в т.ч. и Деница) упоминался матрос или старшина "который был у нас первым номером". Я не мог понять кто на лодке помимо командира может быть "первым номером", но таки разъяснение нашлось - так называли старшину вахтенных сигнальщиков. Любопытно, что в книгах по ВМВ я этого не встречал, возможно этот термин не восстановился в кригсмарине.
Из воспоминаний командира U 24 Руди Шнайдера (видимо были записаны до его гибели) и моториста Николауса Яуде удалось сделать тематическую заметку "Новогодний подарок для кайзера" о том как они встретили рождество в море и потопили ЭБР "Формидебл" 01.01.1915, вышла вчера на варспоте https://warspot.ru/6629-novogodniy-podarok-dlya-kayzera
В комменты прибежал некто Iwaterloo York (знакомый ник встречал его в ЖЖ, да и на варспоте он мне уже доказывал нечто) и написал "вы только слюной не захлебнитесь, смакуя подробности гибели наших героических союзников". Ответить к сожалению не успел, пациент улетел в редакционную баню, но хотел бы заметить, что мало кто кроме англичан с такой любовью и уважением описывает своих противников, особенно кто их гонял как сидоровых коз. Вспоминается, как Вальтер Скотт сразу после окончания наполеоновских войн попал на какой-то бал, где обнаружил, что все просто балдеют от Бонни и восхищаются "рыцарственным императором французов". Когда он не выдержав спросил одну даму про расстрел герцога Энгиенского, ответом ему было: "Ах, Вы бы ещё вспомнили про Адама и Еву!"

мемуары, литература, австро-венгры, ПМВ, кайзерлихмарине, warspot

Previous post Next post
Up