Aug 19, 2014 06:02
Христос, окровавленный и страдающий, прущий как танк против всей вселенной, глупый и безумный в своем подвиге утверждения, висит на кресте и кричит на всю вселенную о своем одиночестве. Будда, спокойный и просветленный как истинный «бог», принявший эту вселенную, такой, какова она есть, истинно мудрый в подвиге самоотречения, сидит в позе «лотоса» и молчит в единении с «вселенной-брахманом». - Это две стороны человеческого естественного духа. Сущность истинного, полного человека в этом отношении - это соединение «будды» и «христа». Эта цельность спасет нас, если мы достигнем ее, если мы станем самими собой, такими, как мы есть в нашей естественной цельности и неотчужденности. «Будда» в нас даст нам ощущение единства с материей, единства с истиной материи, слитности с этим миром, своим спокойствием избавит нас от «паники» и ужаса перед лицом универсального и первоначального ничто. «Будда» убьет в нас глупого и бестолково зарвавшегося «христа», «будда» избавит нас от его иллюзий, «будда» в нас должен избавить нас от страха «пустого мира», который вынуждает нас подкладывать под мир гарантии осуществления наших желаний. «Будда» сделает нас мудрыми, «Христос» же убьет в нас «будду» - его пассивность, его глупую, ничего не желающую мудрость. «Христос» зажжет в нас огонь и жажду жизни, заставит нас идти на невозможное, идти против ничто и смерти, а не навстречу им, чтобы ни говорил в нас «будда», этот всегда трезвый и, в общем, равнодушный ко всему в своем спокойствии «мудрец».
Несколько слов о любви «будды» и любви «христа» (не «христиан»… - «христиане» это по большей части «дьяволы», потому что пустые, живущие не за счет себя самих, потому что копируют человека, живут обезьяньей любовью и обезьяньим «духом», - а «христа» как части человеческой сущности). Любовь «будды» можно назвать «чистой любовью», любовью через чистое единство, любовью через неотчуждение, в которой воплощен высший принцип гуманизма - «я» = «ты». Любовь «христа» - это героическая, активная любовь. Это даже не любовь, а готовность пойти на все, на любое «распятие» во имя любви, во имя «ближнего своего», т.е. другого человека. Ведь сущность «Христа», сам «Христос», это не то, что он говорил, а то, что он делал. То, что он говорил в этом отношении было простым повторением «Будды». «Возлюби ближнего своего как самого себя», потому что «ближний» это и есть ты сам; вы - одно. Но «Будда», так сказать, просто констатирует факт и остается сидеть в позе лотоса, поскольку «мудр», а «Христос» идет на смерть ради того, что, как ему казалось, должно было «спасти» любовь, увековечить ее.
Христиане, в общем, ни имеют ничего общего с «христом». Они противоположны «учению Христа». Тот умирал за любовь, а эти и пальцем не шевельнут, разве что только языком, который будет гадить «христа» в человеке перед лицом христианского Христа-кумира, бесплатного «спасителя» и любителя тошнотворных славословий в свой адрес, «господа-Христа», иго которого легко и сладостно, - как иго героина, пока его постоянно колешь. «Христос» и господство - это несовместимо, так же, как несовместима «христианская любовь» и сопливое «христианское милосердие» - с упованием не на себя, а на другого - «Христа», «господь-бога», «ангела-хранителя» и т.п., - с истинным, скажем так, «христовством» человека. «Христос» заблуждался только в одном, и «будда» в нас знает в чем, а «христос» знает в чем неправ «будда».
Христос и Будда - это наши собственные исторические «духовные проекции». Это и есть мы сами. У человечества нет «учителей», мы всегда учим, или, вернее, раскрываем сами себя. К сожалению, еще и это надо понять. Противопоставление вот этих «учителей» всей массе человечества это, в данном смысле, и есть религия. «Учителя» никогда не дают нам того, чего бы не было в нас самих. Мы не можем духовно осмысливать себя «всем скопом», все делается через отдельные личности, и наше духовное самопознание ничем не отличается в этом от нашей философии или от нашей науки. Мы же не называем «богами» или «просветленными», например, Ньютона, Гегеля или Эйнштейна, хотя они и есть в каком-то смысле «боги» и «просветленные» от науки и философии. Почему же мы называем «богом» Христа и т.д.? - А потому что мы называем «богом» нашу собственную отчужденную и абстрактную сущность, и всех тех, кто помогает нам раскрыть ее отдельные стороны, содержательно раскрыть самих себя, мы и называем «проводниками божественного», т.е. проводниками самих себя, людьми поддерживающими связь с нашей собственной сущностью и раскрывающими ее содержание. Объектом научного и, в известной степени, философского познания является «мир», объектом гуманистического самопознания являемся мы сами. А кто такие мы сами для самих себя? Конечно, «бог», или «боги».
религия,
духовность,
запад-восток