"Как говорит наш любимый шеф: Без шума и пыли!"
к/ф "Брильянтовая рука"
Красавчики какие, а?! Начало продаж серийных грузовиков Тесла Семи началось 5 декабря и было оформлено как красочное шоу, с презентацией, блэк-джеком, шлюхами и передачей первых экземпляров счастливому покупателю - компании ПепсиКо и её дочке Фрито-Лэй (чипсы, снеки, сухарики и прочая закуска).
в фирменной ливрее
Ребята внесли депозит по 20к баксов ещё 5 лет! назад и терпеливо ждали. Дождались, чоуж. Кстати, они выхватят свою партию именно по той, пятилетней давности цене - 200.000 за дальнобойную версию. Сколько будет стоить тягач в продаже сегодня - ещё большой вопрос и пока вообще секрет.
Кроме шоу с шариками и цветомузыкой, были слайды с разными скучными техническими подробностями и о них потом, но гвоздём программы стал промо-ролик: тягач загрузили стандартными бетонными блоками "Джерси" (для США - стандартными) весом по 4.000 фунтов, сиречь 1.814 кг, количеством 11 штук. Итого - 19.958 кг
И отправили в путь-дорогу, из Фримонта в Сан-Диего - 805 км
Click to view
Таймлапс трип
Весело
обгоняя на подъёме дизельные траки, с ветерком, божьей помощью и короткой остановкой на "поссать" для водителя - эта вундервафля таки доехала!
А вот теперь - слайды!
С начальным зарядом батарейки 97% в конце путешествия осталось ещё 4% без подзарядок по пути.
Кстати, о подзарядке: обещают 70% заряда за 30 минут времени. То есть попил кофе, съел пирожок и покурил: опаньки! Рули еще 560 км. Потому что заряжаться она будет через вот такие вот толстенные кабеля, с жидкостным охлаждением:
Сначала версия 3.0 потом 4.0, их уже монтируют на трассах. Мощность - 1 мегаватт, охренеть. Вопросы "сколько прёт, сколько жрёт":
Часть данных Маск показал, остальное пытливые умы высчитали сами, куча статей от реддита до рунета. Мне понравился разбор Александра Березина, из его статьи я и попячу цитату:
"Однако недавний тестовый пробег первой серийной Tesla Semi показал, что машина с суммарной массой 36,7 тонны (недизельным фурам в США можно быть на 0,9 тонны тяжелее дизельных) прошла 800 километров, причем с подъемом в серьезные горы.
И везла при этом 11 бетонных барьеров, каждый 1,8 тонны массой. Получается, она показала общую нагрузку 19,8 тонны - очень близко к 20-26 тоннам дизельных фур «Класса-8».
При этом сама фура с пустым полуприцепом весила лишь 16,9 тонны. Стандартный полуприцеп (16,165 метра) в Штатах весит 4,5 тонны, следовательно, Tesla Semi имеет массу ~12,4 тонны. "
Всячески рекомендую к прочтению Т.е. в чистой грузоподъёмности Тесла проигрывает обычным тракам 1-5 тонн: 20 вместо 25. Но для ФритоЛэй (100 грамм чипсов + литр воздуха) это вообще не критично, для тяжелой Пепси-колы уже сложнее, а таскать цистерны с бензином уже существенно. Но! Кому будет нужен бензин, когда кругом сплошное электричество?! ))))
Теперь - сколько жрёт: 1.24 кВт*ч на 1 километр. И обещают скинуть до 0.99 кВт*ч/км. Как это выглядит на примере трипа из ролика выше на графике:
Это график разряда батарейки на всём пути. Зигзагообразный горбик в середине пути - это те самые весёлые старты в горку с обгонами, расход резко растёт (но что не сделаешь ради красивой рекламы!), зато на спуске видна рекуперация - то, что у обычных траков уходит в нагрев тормозов и тупо греет атмосферу - тут возвращается обратно в аккум потоком живительных электронов. ПРОФИТ!
Как же возможна эта магия? Во-первых: отличная аэродинамика. Если не надо пихать под капот мощное пихло о 6 цилиндрах - можно сделать симпатичную мордочку а-ля "утконос" и наслаждаться:
в отличие от*:
*barn - это "сарай"
И главное - необычная компоновка водительского места, одно кресло чотко по центру. Как теперь подбирать автостопщиков и проституток?!?
Уверен, что профессиональные драйверы разнесут эту идею кхуям, а вот жадные капиталисты-владельцы воспримут на ура!
Во-вторых: система привода. Три движка (одинаковой мощности) - один на средней оси, самый рабочий, пашет пока фура прёт по Великим равнинам с постоянной скоростью, без ускорений и рывков. И - два брата-"акробата" на второй оси, в одной связке которые врубаются при весёлых стартах в горку, обгонах, ускорении при въезде на магистраль с полосы разгона и прочее
А в рекуперацию при торможении/спуске с горы - врубается вся троица.
А в-третьих: это просто красиво!
Сколько это стоит в деньгах, насколько экономичней дизеля, как вообще приживётся - да ХЗ. Если цена на солярку и свет скачет каждую неделю, неизвестна цена и вообще у нас тут "криииизис". Но расчётов "на салфетке" я встречал множество, да и сам делал, пять лет назад.
Но пока планы Теслы выйти на производство 50.000 шт в год, что капля в море даже для американского рынка. Но зато даст кучу статистики, данных, отзывов и пр. Тем более в духе Маска переигрывать начальную идею под корень, если что-то не взлетает - примеров тому вагон.
Будем посмотреть! Блять, мы прям сейчас живем в будущем*, о котором я в детстве читал в журнале Юный техник!
* - Да, я прекрасно знаю, в каком именно блядь будущем мы сейчас реально живём. Не надо напоминать, пожалуйста.
ПС: и, да! Гонки по кольцу на грузовиках можно закрывать. Тут у ребят точно просто нет шансов 100%)))
берегите себя