Доцент Литературного Института Антонов назвал героиню этого романа бабой с бешенством матки, абсолютная «блядь», которая умело пользуется своим женским даром. Притягательный образ, не правда ли. Я решила проверить, так ли это, потому что, на мой взгляд, такой образ таит в себе массу противоречий, тем более, когда он создан мужчиной, который пытается женщину понять.
Вспомните госпожу Бовари Флобера, Анну Каренину Толстого, да хоть бы нимфоманку из одноименного фильма Ларса Фон Триера. Есть какая-то особая притягательность в этих героинях. И как бы подробно не описывался их внутренний и внешний мир, остается что-то непонятое, недосказанное, какая-то пропасть между суждениями автора о них и тем, как видит их читатель. Тоже самое и с Нана, только в гораздо большей степени, чем с другими, потому что перед нами заведомо порочный образ, даже не самой женщины, а всего общества в целом, разрушение так называемых традиционных ценностей, когда все более абсурдным становился такой порядок вещей, что женились на одних, а сексом занимались с другими, что женщины делились на приличных и кокоток, отличие которых было лишь в том, что приличные выходили замуж девственницами, а все остальные как бы переходили в разряд шлюх и уже могли располагать собой, как хотели.
Кратенько по сюжету (осторожно, спойлер):
Нана дебютирует на сцена Парижского варьете в роли Златокудрой Венеры, прославляющей любовь. В одном из действий она появляется на сцене почти голой, чем сразу же покаряет всех мужчин, несмотря на отсутствие у нее других талантов. Она становится популярной, на следующий после премьеры день ее засыпают посланиями и букетами. Нана выбирает банкира Штайнера и графа Мюффа (представителей буржуазной и аристократической верхушки), оба неприятные, уже немолодые люди. Сама Нана молода, полна сил, здоровья, и окружена мужчинами, которые добиваются ее. Ничего удивительного, то она отдается и светским кутилам Ван Девру и Ля Флуазу, а так же не в силах отказать юному Жожру Югону, отпрыску старинного аристократического рода, ведь и сама она чуть старше этого Жоржа.
Устав от домогательств и притязаний стариков, Нана устраивает им скандал и выгоняет обоих своих содержателей, после чего решает уйти из театра и жить в любви и согласии с одним из актеров, Фонтаном. На мой взгляд, это одна из ключевых линий романа. Молодая девушка первый раз по настоящему пробует себя в любви. Она выбирает равного себе по уму и по социальному уровню. Другое дело, что уровень этот совсем не высок, хотя, чего уж душой кривить, это состояние большинства современных пар: он работает и по вечерам выпивает, она занята обустройством жилья, между ними изредка приходят глупые ссоры, например, из-за того, что он оставляет в постели крошки, а ей потом плохо спать. Скандалы не удается унять иным путем кроме как немного поколотить истеричную бабу, которая в свою очередь тут же впадает в жертвенность и готова на любые муки, чтобы сохранить любовь. По-моему, это сценарий большинства отношений, я и сама была в чем-то подобном один раз, грешна. Впрочем, надо отдать Нана должное, она пытается сохранить этот «брак», она идет до конца, до тех пор, пока разозленный ее жертвенностью Фонтан не меняет замки на двери в их квартирку.
Если честно, я была уверена, что это финал, но нет, я очень и очень ошиблась.
После этого Нана становится «умной», она без зазрения совести начинает использовать мужчин. Впрочем, что еще ей остается делать? Какую еще роль в обществе она может примерить на себя? Быть матерью своему ребенку, болезненному Луизэ, от которого ей, молодой двадцатилетней женщине быстро становится скучно.
Нана становится самой высокооплачиваемой кокоткой. Она разоряет Штайнера, Мюффа, Югонов: Филиппа, брата Жоржа, сажают в тюрьму за растрату, а Жорж кончает с собой на пороге спальни Нана. Ей хоть и жаль Жоржа, никаких выводов она не делает и ничего не меняет в себе, в своем поведении. Она унижает Мюфашку, спит со всеми подряд и вступает в связь с проституткой Атласной, которую, кажется, единственную по-настоящему любит. Нана ненавидит мужчин, считает их развратными животными, в то время как мужчины, да и сам автор, называют порочным животным ее саму. Так где же в этом замкнутом кругу причина, где следствие? Кто из них действительно порочен?
Золя не скрывает своего негативного отношения к Нана, награждая ее такими эпитетами как тупая, сентиментальная, пустая (привожу без цитат, не дословно, так как слушала аудио, и останавливать, выписывать было конечно же недосуг:), но содержание романа, на мой взгляд, идет вразрез с авторской оценкой. Лично у меня Нана вызывала в большей степени симпатию, нежели осуждение или что-либо еще. Ее мотивы понятны, она - зеркало, ребенок, который ведет себя как ребенок, эгоистично, взбалмошно, усваивая общественный взгляд на «приличия», и даже стараясь соответствовать им в силу своего представления о них.
На мой взгляд, это роман (что часто бывает с гениальными текстами) оказался умнее и шире своего автора, который хоть и ставит себя какие-то нравственные рамки, представления о морали, но не спорит с произведением, и оно берет верх, выхлестывается из этих рамок, становясь больше своего автора.
Короче, всем читать!