как часто я стала забывать, что самый приятный, легкий, доступный и действенный способ борьбы с отсутствием настроения - хорошая музыка.
ХОРОШАЯ МУЗЫКА, все. хорошее исполнение само собой, конечно.
Сегодня после мимолетного в ленте про Кляйбера, поставила прям самую классику классическую.
Бетховен, 5, Кляйбер, Венцы.
Что еще надо человеку в последний холодный и снежный день этой затянувшейся зимы. разве что 7-ая следом, тем же составом.
А вспомнилось по такому случаю мне вот что.
Кляйбер славился своим экзальтивным характером, непримиримостью и бешеным перфекционзимом. в общем, сложный был человек, суровый дирижер.
При таком подходе его отношения с венским филармоническим оркестром были тоже весьма своеобразные. коллектив, помимо того что хороший, кто бы спорил, но к тому же с собственной коллективной харизмой, не без этого.
В 1982 году во время последней репетиции накануне концерта, за 20 минут до окончания, Кляйбер не выдержал и покинул окрестр, ушел внезапно молча, не попрощавшись. На несколько лет.
Венские Филармоники, надо сказать, слегка "обалдели", это понятно. Тогда, в декабре 82, концерт на следующий день спас Лорин Мазель, которого несколько позже в тот же день, когда стало понятно, что Кляйбер больше не появится, вызвали из Парижа, так что он успел не только прилететь, но даже отрепетировать.
А чем, собственно, был так страшно огорчен Кляйбер? На сайте оркестра по этому поводу пишут так. Вступительные ритмические фигуры 2ой части 4-ой симфонии должны были, по мнению дирижера, воспроизвести имя "бессмертной возлюбленной" Бетховена. Оркестру никак не удовалось сыграть так как он хотел. "Вы играете не "Тереза", а все время только "Мари"", возмущался он. И в этом отчаянии, по мнению составителья текстов на сайте оркестра, в этом отчаянии был поиск "бесконечностьи", о который Кляйбер "разбивался".
/интересно при чем тут "Мари" и "Терез", когда возлюбленную Бетховена в момент написания 4-ой звали Жозефина? Может, оркестр тоже именно этой метафоры не понял?/
После этого драматического случая, Кляйбер дважды, в 1989 и 1992 гг., дирижировал в Вене "Новогодний концерт", и был, похоже, очень рад этой работе. Но ото всех прочих предложений Венского Филармонического оркестра отказывался.
Click to view
Весна может начинаться.
PS. я помню смутно еще одну историю про сбежавшего музыканта - Рене Коло сбежал (вроде бы) с представления "Тристана" в Байройте. во время паузы, через окно в гримерной. Или это был не Рене Коло? Или, теперь мне вспоминается, это был Мельхиор? Тогда при чем тут Коло?
А еще кто-нибудь помнит случаи побега музыканта? вот так вот чтоб брутально было.