"Игрок" Прокофьева в государственной венской опере 7 октября 2017

Oct 12, 2017 22:25

следующим музыкальным мероприятием сезона был премьерный "игрок" прокофьева.
как сообщила администрация оперы, оказывается, в венской опере до сих пор не было поставлено ни одной оперы Прокофьева. только балеты. ну и было пяток гастролей на нашей сцене когда-то давно, я так понимаю, из ныне живущих этого никто не пережил.






начну с интересного замечания. на неделе в дружеском журнале была затронута тема "женщины наступают" (в позитивном смысле, разумеется). речь шла о женщинах-дирижерах, которых становится все больше.
в этот раз случился вообще женский лидерский тандем, потому что не только дирижировала по счастью "тяжелая" профессионалка Саймон Янг, с грузом штраусов-вагнеров за плечами, но и ставила тоже женщина - австрийка Каролина Грубер (с творчеством этой дамы я познакомилась впервые). было ли что-то особенно женское во всем мероприятии - совсем нет. и очень хорошо! женщины только тогда профессионально пригодны, когда их работу невозможно отличить от мужской.) (я не очень уверена, что это была шутка) .

это было мое первое знакомство с этой оперой.
на мой взгляд, Прокофьев оставил в либретто то, что условно называют "достоевщиной" - если внимательно следить за текстом. я даже в этом смысле получила отдельное удовольствие.
режиссер и ее команда поняли и интепретировали "игрока" следующим образом. основной темой спктакля была собственно не игра в рулетку, а карусель с деревянными лошадками. аллегория хорошая - игроки живут в иллюзорном мире, им только кажется что они мчатся галопом вперед навстречу светлому будущему, когда на самом деле они всего лишь движуться по кругу сидя на фальшивых ненастоящих лошадках. и сами игроки это прекрасно понимают, но остановиться и выйти из этого замкнутого круга уже не могут. и каждый вечер начинается все заново, опять по тому же самому кругу.
костюмированы герои были несколько маскарадно, что напомнило мне скорее традиционный венский карнавал "фашинг", т.е. нарочито утрировано, так в общем например неосновные герои и прописаны как несколько гротескные фигуры, олицетворяющие некое национальное клише - француз марких, англичанин, несецкая пара баронов. ярче всех была бабуленька, даже не потому что одета была броско, скорее нет, а потому что получилась такой везапной яркой, так наверное и должно быть - она практически из могилы встала и теперь захотела праздника.
и очень ярок был генерал.
главные же герои - Алексей и Полина - выглядели на фоне остальных несколько строго, тем более они выделялись музыкально и исполнительски. Алексея там больше всего, он почти все время поет, а Полина почти всегда на сцене - даже если Алексей вот прямо сейчас с ней не разговаривает и не общается, то он все равно постоянно думает о ней, она его навязчивая идея.
непосредственно игра на рулетке разумеется была, там где она присутсвует по сюжету, хоть и несколько абстрагировано показана, в духе всей постановки, но все же очевидна.
а еще задним фоном служила аллегория картины магрита "ключ к полям", в виде разбитого окна в никуда, в пустоту в нашем случае. но разбитость окна была совершенно очевидна и недвусмыслена. эту аллегорию я поняла как очередное подчеркивание иллюзорности и нашего прдставления о мире - что есть наш мир на самом деле, где он, где мы сами находимся, по какую сторону разбитого окна. о том что все не то что кажется. это даже скорее наверное можно отнести к отношениям полины и алексея. кто из них кого люит на самом деле? когда, в каком виде? в спектакле было очевидно, что алексей полину любит. но ее отношения к нему абсолютно неизвестны до самого конца. она полностью закрыта для него. ну еще из достоевского я пыталась вспомнить что там у них было на самом деле, но к стыду своему я очень не помню.
хотя можно этого магрита и по другому интерпретировать - бабуденька с ее мифической смертью, внезапным выздоровлением и проигрышем пять раз все стекла побила - в том смысле, что разбила реальность и фантазии многих героев оперы.
да, и все это в 20-е годы, по виду. в целом достаточно сюрреалистично все вместе
таким образом, мне постановка в целом понравилась, хотя и не идеально. немного достоевского душкА бы побольше, я даже не знаю как это описать, это на уровне ощущений, но тут важно тоже без "трививальностей".
что я не люблю - это отсебятины. а именно, почему это вдруг бланш как бы случайно придушила генерала уходя от него? и зачем это вдруг доведенный до отчаяния Алексей в конце придушил Полину? это чтобы окончательно запутать венскую публику? ну я не вижу смысла искажать оперу если ее мягко выражаясь не сильно часто ставят и публика с ней не знакома.

исполняли так:
алексей - миша дидык. владеет материалом в полной мере. местами резковато конечно, но это очевидно, убойная партия, типа зигфрида какого.
полина - елена гусева. я ее слышала впервые и она мне тоже очень понравилась. приятный голос, хорошо все исполнила.
генерал - дмитрий ульянов. я про него читала у кого-то и неоднократно. он мне понравился вообще больше всех. шикарный бас, шикарно исполнял. и вот от него можно было бы ожидать той самой достоевщины. но его роль не очень это предполагала.
бабуленька - славная наша брунгильда линда ватсон, хороша и весела, только местами понятное дело, не очнь внятно по русски.). такое чувство что ватсон просто развлекалась исполняя эту партию (хотя развлекалась старуха, мы это понимаем). короче, ее образ получился прекрасно.
бланш - елена максимова. она в принципе неплоха, но я лично от нее очень не в восторге, еще со времен "хованзщины" где она пела марфу.

про янг и оркестр скажу так - я представляла себе музыку прокофьева по другому несколько. я ожидала больше лирики.  понятное дело это не балет "ромео и джульетта". гротескного прокофьева я уже тоже однажды слышала - "любовь к трем апельсинам". в общем, и тут я услышала Прокофьева и подумала, что надо бы переслушать оперу на досуге внимательно, не отвлекаясь ни на содержание ни на картинку, т.е. чисто с музыкальной точки зрения.

пожалуй наверное заканчивать пора на этой ноте.
судя по рецензиям, местные либо не поняли, лио им не понравилось, скорее всего одно причина другого. но да, действительно, это непростая опера. еще и на русском.

приезд бабуленьки (в шубе)



алексей и полина в конце, перед тем как он ее зачем-то придушил



типа казино




балнш с маркизом слегка придушила генерала



все фото венской оперы. еще есть тут.

theater, stop, opera, 20, прокофьев

Previous post Next post
Up