в сентябре я открыла музыкальный сезон "волшебной флейтой" в том месте, где она впервые увидела свет. того самого театра (фрайзаустеатр) давно нет, но на его месте есть "тестр ан дер вин" с папагено-воротами.)))
надо сказать, что оперный сезон в этом году странный - в ан-дер-вине ставят флейту и вагнера а в государственной опере - готфрида фон айнема, берга и "игрока" прокофьева. т.е. я хочу сказать, что театры местами поменяли специализацию.
так вот, к флейте нашего моцарта.
на фотографии - dies bildnis ist bezaubernd schön, т.е. ария тамино с портретом. (фото - театр ан дер вин, хервиг праммер)
я долго думала, как бы описать то что я увидела, что я вынесла из этого спектакля, какое же в конечном счете сложилось у меня впечатление.
на сегодняшний момент скажу - да так себе.
исполнение было кстати хорошим, мне все понравились, меньше остальных пожалуй памина (картхойзер).
особенно хочется отметить молодую но очень яркую царице ночи - нину минасян. вторая ария была вообще прекрасно-взрывная.
оркестр и дирижирование - в полном порядке, махал рене якобс. но я предпочитаю современные оркестры, все эти старинные, т.н. оригинальные инструменты не вызывают у меня особого восторга, мне не хватает яркости и сочности звука, особенно у струнных.
концепт нам представил торстен фишер. волшебная флейта это оказывается про феминизм и борьбу полов, гендеров т.е.
во время увертюры нам показывают на сцене предысторию как сарастро на глазах у царицы ночи и томино (!) похищает памину, еще какие-то сцены из их якобы прошлой жизни. в общем, памина и тамино уже были близко знакомы раньше. а царица ночи - униженная женщина востока. во время оперы она появляется на сцене больше чем ей положено и просто снует туда-сюда пытаясь напомнить о своих правах. сарастро ее обычно удаляет со сцены.
памина носит широкие брюки-клеш на лямках, такие у нас называют "брюки марлен" имея ввиду марлен дитрих. других признаков ее борьбы за независимость я не очень увидела.
роль тамино в этом концепте осталась загадочной, т.е. помимо свего традиционного предназначения он как-то поблек в концепте.
папагено традиционно яркий и веселый, с жаргоном и диалектом пролетарской вены и в трахтенских (традиционных) кожаных штанах. такой веселый sunny-boy. пел кстати очень хорошо.
сарастро должен был бы быть тем самым угнетателем прав женщин востока в лице царицы ночи, но что-то тоже был не сильно похож.
в общем, остаточное впечатление расплывчато и тускло.
по такому случаю наше центральное радио сделало проект "волшебная флейта без моцарта" - записали флейту в виде аудио-спектакля без музыки. для лучшего понимания материала, как они сами и анонсировали. очень своевременно. я как раз собиралась почитать что-нибудь по теме. а так хотя бы детально ознакомлюсь с текстом либретто. и сразу к "флейте шиканедера без моцарта" зеркальная программа флейта моцарта без шиканедера. различные инструментальные обработки номеров из оперы. с этим я уже ознакомилась и так.