"мутная" опера "Арабелла" (14.03.17, венская опера)

Mar 15, 2017 12:18

в этот раз несколько не ко времени. Фашинг закончился основательно. мы находимся уже в предверии парсифалий.


вроде как я знаю, что я люблю Рихарда Штрауса. Оперы Рихарда Штрауса.
Арабелла, эта попытка повторного успеха "кавалера", вроде как тоже полна красивых мелодий, громких богатых оркестровок и нежных пиано, а так же наисладчайших дуэтов (там все же две стенающие одновременно солистки а не три как в "кавалере", что конечно, проигрывает).
вчера было прекрасное исполнение.



главная пара солистов, северные блондины, финно-шведка Камила Нилунд и датчанин Бо Сковхус, остальные - сильная половина ансамбля венской оперы, и это круто.
дирижировал мой любимый Петер Шнайдер.


Камила остается по-девичьи женственной, Бо элегантен как олень (так же строен).
Камила туманна, внезапна и противоречива, как девушки на картинах бидермайера (это стиль такой), Бо пытается делать вид неотесанного деревенского помещика из восточной провинции великой империи, но мы видим всю тонкость и чувствительность его души. Прям весь сияет благородством Бо в роли Мандрики. Я бы и поверила что он весь такой отвратительный на самом деле, если бы пару неделю назад не видела бы его в роли болезненно экзальтивного, неуверенного в себе, закомплексованного, полного ошибок Пера Гюнта в Театре-ан-дер-Вин. (ну ок, не поверила бы в слащавость Бо, видела я его и в других ролях. очень я его люблю, этого прекрасного артиста).
В общем именины глазу и уху.
Шнайдер оркестр плел как кружево, правда, было очень "богато" и хорошо, местами пробирало до позвоночника (оркестр, я имею ввиду).
Так же особо хочу отметить Шен Райс, молодую, но уже давно поющую премьеры, очень талантливую солистку В.О. В роли Зденки. Тоже, все как надо и спела и сыграла.
Остальные солисты тоже хороши (к Маттео еще вернусь, он особенный).

Так вот, при любом самом прекрасном исполеннии "Арабеллы", меня не покидает чувство ущербности этой оперы.
Ну тошнотворно ее сождержание и либретто. Отвратительны ее герои все как один. Мандрика и Зденка жертвы, конечно, но все равно и они часть того полностью порочного общества, о котором с таким интузиазмом нам рассказывают Штраус и фон Гофмансталь.
Я понимаю, что авторы именно пытались и показать всю порочность этих "сливок", разъезжающих по балам с целью поудачней продать дочку замуж. но дело не только в семействе Вальднер (семья Арабеллы и Зденки), но и в героях вокруг. Рой никчемных малчиков-прожигателей жизни, проституирующие всеми способами женщины разных возрастов и социальных слоев, провинциальные графья, по разным версиям Штрауса-Хофмансталя, разной степени опущенности, но в обоих версиях (берем Окса из "Кавалера" и Мандрику из "Арабелы"), желающих себе столичную жену с хорошей фамилией. и красивую притом.
в общем, весь этот траги-комичный театр вызывает у меня лично зубовный скрежет.
и тем более пошло и фальшиво звучат все романтические "духовные страдания" чистейших благороднных девиц "но только тот самый правильный"... (как бы получше перевести содержание aber der Richtige..., лучше всех пела эту арию Лиза делла Каза).
меня каждый раз серъезно передергивает вопиющая двуличность отношений Арабеллы к сестре Зденке. Арабелла многократно демонстрирует свою любовь к сестре и выражает любую поддержку, в то время как ей принимается позорное униженное существование Зденки в угоду счастья самой "королевы бала", как бы "так и надо".
В общем, бесит меня аморальность Арабеллы особенно там где она вроде как показана высоко-моральной личностью.

Теперь к тенорам.
То что Штраус не только не любил теноров как класс, но и горячо, люто их ненавидел, в опере "Арабелла" композитор не дает нам забыть ни на секунду.
Я каждый раз сочувствую исполнителям роли Маттео, не только в плане сложности этой партии (как и всех остальных теноральных партий в операх Штрауса), но и с точки зрения мужества этих артистов, готовых взять на себя такую отвратительно-поганую роль. Тенор-истерик. Слабак, трус, и самое главное - истерик.
То что бас-баритон Мандрика оскорбившись сразу же снимается с места и возвращается в деревню мы должны верить безоговорочно (чего все равно не происходит! тянет Мандрика резину нещадно, уже хочется чтоб уехал наконец, ну хоть раз. для разнообразия).
в то что Маттео не поедет в полк в Галицию и уж тем более не будет стреляться, не верит никто (даже Зденка не верит, хоть и очень хочет) с самого начала.
причем, не имея ни малейшего понятия что мальчик Зденко есть девушка Зденка по нему сохнущая этот слабак вообще непонятно зачем всю эту комедию ломает. перед кем? перед собой любимым? или его нынче можно заподозрить в чувствах к мальчику Зденко? (только не говорите эту идею биейто или чернякову)

или вот вся эта отвратительная, растянутая в бесконечность финальная сцена.
я не буду пересказывать что там было, я надеюсь все помнят.
но как такой чудовищный финал вообще можно было придумать, даже для романтической оперы? от позора маттео должен был пять раз наколоться на саблю Мандрики. Зденка выполнить свое обещание утопиться в Неве Дунае (ведь тоже грозилась утопиться и не выполнила). Мандрика свалить домой в деревню. А Арабелла пасть без чувств замертво как и пологается глупой девушке (см. Эльза Брабантская).
такой финал должен был быть у этой оперы.
вместо этого никто не выполняет своих угроз. мандрика ходит туда-сюда как неприкаянный. матео орет страшным теноральным голосом. зденка открывает свой позор обществу, а феноменально высокомерная и заносчивая арабелла выставляет себя жертвой. это скучно.
вместо того чтобы слямзить у вагнера хоть какое-то чувство хорошего вкуса и настоящей любви, не говоря уже про более высокие, штраус упер только "любовный" напиток в виде стакана воды, и тот преподнесенный очень убого - Арабелла вместо того чтобы сама сходить за водой из ручья (в вене правда опасно воду из ручья пить), посылает за водой слугу Мандрики. как-то уж совсем плоско.

В общем, как вы поняли, раздражает меня эта опера ужасно.

Но музыка была хорошая.

theater, stop, opera, strauss richard

Previous post Next post
Up