Leave a comment

bildhauer April 3 2013, 21:35:12 UTC
Вот так Мари и трактуется, вернее "недотрактовывается". Мне кажется, что постановщикам можно было бы копнуть глубже.
Здесь одна и та же трагедия, только с двух глобальных позиций - мужской и женской.
Когда рушится мир женщины она может переждать, перетерпеть, приспособиться, когда рушится мир мужчины, он начинает сходить с ума.
Нам Мари кажется глупой и бездушной, потому что она не в состоянии понять страданий Воццека, сочувствовать его боли, а на самом деле всё это от того, что она давно перечувствовала и пережила эту боль и унижение, но в отличии от Воццека смогла жить с этим грузом, потому что она женщина (с ребёнком).
Мари давно за гранью отчаяния, ей уже всё равно, она уже не может ни любить, ни ненавидеть.
Так что первая драма (Мари) исчерпывает себя к началу действия (остаётся за кадром, мы видим лишь её последствия), в то время как вторая драма (Воццека) только начинается.

(В плане трактовки мужского и женского здесь, как ни странно, много перекличек с «Лулу»)

Конечно, это всё исключительно мои личные домыслы, которые вероятнее всего ошибочны...

Reply

maultasch_a April 4 2013, 06:30:30 UTC
Постановщикам можно и копнуть. Особенно учитывая тот факт, что партия "высокодраматическая".

мне Мари не кажется глупой или бездушной. Она именно простая, в этом есть и положительное начало и отрицательное.

" она не в состоянии понять страданий Воццека"
у нее свое страдание и боль, ей не меньше, если не больее тяжело.
она тоже изгой общества - нищета, мать-одиночка, со всех сторон ничего хорошего. и еще этот ее воццек - такой странный. они уже несколько лет вместе, и она не знает что с ним делать - вроде она его любит, или любила и все еще помнит об этом, а с другой стороны, неговоря уж о его положении, с подобными (психически неустойчивыми) людьми - сложно по человечески. он же полностью погружен в свой мир, его мари сама по себе мало волнует, не говоря уж о ребенке.
мари для него - рефлексия. когда его окружающие попреккают ей, стараясь унизить.

на самом деле, что в оригинальной пьесе (которая недописана, я ее читала, она абсолютно кусочечная, там содержания меньше чем в опере), что в самой опере (благодаря жанру) - большой потенциал для трактовки героев, они не однозначны, недостает материала. причем у Берга скорее музыкальный материал, он же музыку как язык использовал. а читать этот материал сложно, не зная его, берговского языка.

"смогла жить с этим грузом, потому что она женщина (с ребёнком)."
да, у женщин известная ответственность за ребенка, это факт. об этом стали как раз догадываться к 19 веку.)

"Мари давно за гранью отчаяния, ей уже всё равно, она уже не может ни любить, ни ненавидеть."
да, это такое уже тоже может быть.

а кстати, что с Лулу? какие переклички вы имеете ввиду?

я там вижу только общность личной драмы, каждый главный герой идет к своей смерти дорогой страдания.

Reply

bildhauer April 4 2013, 08:48:22 UTC
"у нее свое страдание и боль, ей не меньше, если не более тяжело. Она тоже изгой общества... " и т.д. - так я об этом и говорю! Ей, может, в сто раз хуже чем Воццеку, но она не сошла с ума и никого не убила, а привыкла жить с болью, уже её не замечает.

Сейчас попытаюсь сформулировать про Лулу...

Reply

bildhauer April 4 2013, 12:42:13 UTC
"только общность личной драмы" - а что, этого мало?)))

Если вкратце. В принципе вы сами очень хорошо сформулировали мою мысль:
"мари для него - рефлексия". Вот, и Лулу для многих (не всех) своих мужчин такая рефлексия. Мужчины ничего не могли ей дать, а только требовали и получали (как и Воццек, который так и не женился на Мари, оставив её жить в ужасном положении). С ранних лет мужчины разрушали её жизнь, сделали её такой какая она есть, в ответ она разрушила их жизни. Лулу стала живым портретом (не причиной, а отражением) их падения и морального уродства, они видят в ней свои грехи. Она стала живым воплощением их тайных страстей, который всегда перед глазами, как упрёк. Отсюда и нечто, вроде рефлексии. Похожее прослеживается и в ситуации с Воццеком, только поступки Мари неосознанны, она не управляет ситуацией, как Лулу.

Reply


Leave a comment

Up