WOZZEK - staatsoper 27.03.12

Mar 30, 2013 16:10



В этот раз опера Альбана Берга "Воццек" наполнилась для меня настоящей достоевщиной.
Wir arme Leut´ /мы бедные люди / - точно так и было.

Интерлюдия:

image Click to view






Проблемы маленького человека, убогого, и общества вокруг него не менее убогого, только еще не понимающего свего убожества.
В прошлый раз, пару лет назад, когда я слушала эту оперу в первый раз в Татр-Ан-Дер-Вин ( http://maultasch-a.livejournal.com/432494.html), меня просто тиски ужаса захватили так, что кроме ужаса, кошмара всепоглощающей черноты бытия я не в состоянии была услышать ничего. В относительно небольшом зале театра воздух для меня сгустился так, что казалось, мне дышать будет сейчас нечем от страха.там было все так черным-черно, как в гробу.

В "венской опере" зал большой и воздуха мне там хватало. И постановка была старая классическая, Адольфа Дрезена их 1985 года.
Воццека исполнял Саймон Кинлисайд, прекрасный баритон. И замечательный актер. Вот он и создал эту достоевщину, у него было именно так - убогй человек, но с чувством собственного достоинства, которое он был не в силах ни подавить, ни проявить. От этого и драма, и убийство, и смерть его самого. Отношение к его герою было такое именно как отношение к героям Достроевского - и вроде и сожление, и вроде и брезгливость их примитивизма.
Его партнерша, Мари - Анне Шваневильмс. С ней все не так просто. Она светлая, яркая и легкая, хоть и сильная сопрана. И это ее сила и ее слабость. Она шикарна в операх Штрауса, в драматических партиях, мне не хватает драматизма и мощи. Я отчетливо помню предыдущую Мари, Ангелу Деноке, вот сила где и мощь драматургии.. Шваневильмс обладает мощнейшими прорезными верзами, как сталь. безоговорочно и безапеляционно. Но она сама по себе "мягкая", но не жестко-драматичная. Но и она меня тоже убедила в тот вечер, пусть будет такая Мари, со своими слабостями, в конце концов, хотя все еще даже не сонечка мармеладова.
Шикарны были два следующих типа - Доктор (Вольфганг Банкль) и Хауптман (Пекораро). Доктор унижал всех и вся только потому что считал себя гением. Хауптман унижал Воццека в ответ на унижения доктора. Оба - бездушные и безмозглые типы, прекрасно исполненные.

Что еще мне бросилось в глаза. Третий акт - многократное усиление трагедии.
Воццек убивает Мари во второй сцене третьего акта. В третьей - его гонит общество. В четветройсцене - он снова на месте преступления, все еще никем не обнаруженном, он снова ЗАНОВО переживает его и умирает сам, почти осознанно (??? или в бреду).
И наконец пятая сцена, еще раз усиление, дети кричат сыну Мари и Воццека, о том что Мари нашли мертвой. И маленький мальчик - не осознает этого.... Это совсем страшная, открытая сцена.....

В общем, Берг - интеллектуал, что ни говори.
Интересно, что из двух опер им написанных, обе две со страшным драматическим сюжетом, где оба протагониста страдают от своей беспомощнойсти и бедности духа и умирают от этого конечно, гонимые обществом к краю. Оба сюжета, это тоже интересно, Берг нашел в драматическом театре, он загорелся написать оперу после просмотра спектакля, и так оба раза.

Оркестр. Да, конечно. Дирижировал Вельзер-Мёст. Полностью с ним согласна, местами он усиливал как в Вагнере (это он любит), но не перебарщивал. В самой музыке уже все есть.

На сайте Венской оперы есть видео-отрывок с премьеры 1985 года, где поют Грундхебер и Хильдегард Беренс, а хауптамана Цедник. (http://www.wiener-staatsoper.at/eventEngine3/ajax/media_streaming.php?height=420&width=720&file_id=54378&host=3&lang=de)

Вот еще нашелся отрывок с Зильдегард Беренс:

image Click to view



PS/ обнаружила мои недописанные впечатления от Лулу того же старого сезона, написанные но не открытые. Решила открыть как есть, сорри, не редактировано. Зато искренне. Лулу - мечтаю посмотреть еще раз живьем. http://maultasch-a.livejournal.com/441579.html

theater, berg, stop, opera, fin de siècle, 20

Previous post Next post
Up