три человека сделали вчера "пиковую даму" в венской опере.
сделали фактически невозможное, я считаю. и вечер и опера удались только благодаря обоим солистам и дирижеру.
германн - александр антоненко
лиза - наталия ушакова
дирижер - сежи озава.
опера получилась вопреки всем каверзностям глупой режиссерской работы.
чайковский бы рыдал над этим, пушкин смеялся до колик (мне почему-то кажется у пушкина чувство юмора было).
потому что постановка беспощадно убивала произведения обоих русских гениев.
из из этой публичной смерти искусства вышеназванные трое вытянули оперу.
германн - антоненко. если отелло в зальцбурге он был просто "нормальным, хорошим", но без достопримечательностей, то в роли германа вокально и актерски выглядел прекрасно! я совершенно не ожидала такого тенора.
лиза - наталия ушакова. тоже как нельзя лучше подходила для своей роли - и голосом, и внешностью и надрывом.
про вокальные подробности я писать не собираюсь в деталях, скажу только что она певца на мой взгляд полностью соответсвовали партиям и исполнили их на высочайшем уровне.
и в паре придали всему этому "фарсу" неповторимую русскую атмосферу и колористику.
отдельно приятно - все красивейшие арии и дуэты звучали без акцента, с прекрасной дикцией и с подабающим мелодизмом речи.
сежи озава за многие годы работы с музыкой чайковского тоже видимо проникся духом и слаженный оркестр звучал под его руководством гармонично и в соответствии.
режиссура - дурдом, одно слово (я была к этому готова - я слышала и читала разные рецензии).
но при вышеописанном исполнении - все это имело очень малое значение.
скажем так, режиссура пыталась мне мешать но это ей не удавалось.
раздражали только явные удары в глаз - вместо летнего сада - утро в детском доме (и зачем туда потом явились все герои????)
вместо бала - пошлейший парад мод - "купальники под соболями, увешанные золотом" и дальнейший "театр". я понимаю что это намек на современную алегархию и разврат в обществе, в том числе и в русском. но в опере то это все нафиг???? ни к опере, ни к чайковскому ни к пушкину это не имеет ни малейшего отношения.
мертвую лизу принесли в игорный дом - нафига? чтоб показать что она мертва? а это все равно не очевидно и неясно из постановки, потому что вместо того чтбы утопиться с горя, она убегает и топиться так что зритель об этом не догадывается.
вот такие вот глупости у нас тут изображают иногда.
те кто не знаком хорошо с либретто и/или повестью - у них наверняка возникают вопросы по содержанию, там же явные логические ошибки в этих ляпах. те кто знает "пиковую даму" - наверняка раздражены такой глупой подачей.
общее решеие сцены - окна, свет, лестница, колорит - это все мне понравилось. все в духе содержания произведения.
остальные солисты - пели очень хорошо. но этого было бы недостаточно, если бы не главные двое. просто хорошего пения для такой глупой постановки - мало.
досадное - анья силья больше не графиня. жаль. она там хорошо смотрелась, хотя понятное дело, петь ей уже тяжело.
но все это вместе, повторю, не имело большого значения при таких главных солистах.
и традиционный респект - филармоникам в яме и хору на сцене. эти коллективы безупречны.
_____________________________
вывод. который раз замечаю, что на некоторые новые постановки в венской опере надо идти обождав пару сезонов - они "улягуться", их "причешут" (то что я читала в рецензиях по поводу премьеры в 2007 году - вижу детали изменены), и подберут такой состав исполнителей, чтобы сгладить режиссерские недочеты и вытянуть произведение на весьма достойный уровень.
и главное - в опере все же главное сама опера.)
ЗЫ. ночью мне оно все продолжало сниться: я продолжала сидеть в партере венской оперы и слушать оперу "пиковая дама", на сцене творился бардак, но кто-то пел прекрасные арии. а рядом со мной сидели - наталья ушакова и александр антоненко, и тоже слушали оперу. я все никак не могла дождаться перерыва чтобы без зазрения совести обсудить постановку в полный голос а не шепотом. оркестром дирижировала екатерина великая при полном параде. а потом все закончилось и мы со всеми остальными зрителями побежали искать такси - шел сильный дождь, венский "ринг" был затоплен основательно по колено и вместо традиционных такси были гондолы с таксометрами. мне с трудом одно такое досталось, но не с шестом как в венеции, а с рулем, от чего я очень переживала. где-то по пути домой, на лихтенштайнштрассе я вдруг поняла, что так и не поговорила с оперными певцами - вдруг они тоже любят старинные рояли. какая досада.
все. столько в оперу ходить нельзя, это становиться дурной привычкой.
PPS2. не удержалась.
красавица "лиза", наталья ушакова:
.