смерть в венеции. бриттен. "грандиозо е помпозо".

Sep 29, 2009 16:05



/традиционно - рекламный плакат оперы. (с) театр ан дер вин/

в воскресенье (27 сентября 2009) я была на заключительном представлении новой постановки оперы бенджамина бриттена "смерть в венеции" в theater an der wien.
и мне много чего хочется сказать об этом мероприятии.\

бенджамин бриттен, 1913-76, британ, считается одиним из значительных композиторов своего (нашего?) времени. количество его произведений достаточно велико, среди них ряд опер, которые время от времени ставятся в различных театрах европы.
так, в прошлом сезоне мне не удалось попасть в венскую же "каммер-оперу" на постановку его другой оперы.
но зато я рада что пошла на "смерть в венеции".
опера была написана в 1973 году, за 3 года до смерти композитора.
либретто на английском по мотивам, разумеется, одноименной повести томаса манна.

сюжет в двух словах, кто не знает.
совсем немолодой но известный, состоявшийся немецкий писатель густав фон ашенбах решает провести лето в далеких теплых краях и судьба его заносит на лидо, знаменитый венецианский пляж.
с самого начала повествования главного героя преследуют "приметы смерти" (или ему это все только так кажется).
в отеле он видит необыкновенной красоты польского мальчика-подростка и покоряется его красотой. на этой почве ашенбах окончательно теряет разум, теряется в своих чувствах, осмысливает свое существование и одиночество и впадает в состояние влюбленности все глубже. настолько, что не в силах уехать из венеции, когда там объявлена эпидемия холеры. в конце, глядя на играющего на море мальчика, ашенбах умирает от холеры.

теперь к опере.
я плохо себе могу представить себя СЛУШАЮЩЕЙ эту оперу. т.е. музыка для меня абсолютно не перевариваемая (за исключением нескольких отдельных коротких моментов). более того, местами я вообще про музыку забывала.
но постановка настолько хороша, что выглядит как театральная, и захватывает полностью напряжением и драматизмом. с той только разницей что актеры - поют. и как поют! или танцуют. и поют и танцуют - великолепно!
конечно все под музыку, но музыка по большей части воспринималась мной как оформление драмы на сцене, а не как самостоятельное произведение искусства. это не к тому что бриттен плох, конечно нет, наверняка даже хорош. а к тому, что я (еще) не умею его всопринимать и услышать.
и так ашенбах, люди которые его окружают в италии, загадочный путешественник - певцы.
а так же голоса диониса и аполона, спорящих куда же попадет душа несчастного.
молодой тадзио (так звали мальчика) божественной красоты - танцует, демонстрируя свою юношескую красоту.
так же танцуют другие дети, в основном мальчики.
короче, все удалось.
умирал ашенбах страшно и мучительно.
движения юных балерунов были отточены.
а, еще я впервые живьем слышала конт-тенора. очень необычно все это выглядит, пока не заглянула в программку, была уверена что это женщина выглядит настолько странно.

вечер удался, действо было исключительное и я бы сказал эксклюзивное.

немного официальных картинок:



ашенбах в венеции в белом костюме. этот свет и цвет, тени гондольеров на заднем плане - очень живописно передают одновременно и дух венеции и ее "мертвенность".



случайные попутчики ашенбаха по пути в италию. один из них ярко раскрашенный молодящийся "старик" с развязанными манерами. все это видится главному герою как одна из плохих примет, признак чего-то надвигающегося.



игры детей на пляже. то, что ашенбаху представилось в виде олимпийских соревнований, победителем которых всегда оказывался молодой красавец тадзио. одна из самых интереснейших сцен в опере - хор (тут видна только слева мужская часть, справа была женская) поет что-то непердаваемое, мальчики-балеруны разных возрастов, заведомо забеленные, дабы подчеркнуть красоту юноши - не то соревнуются, не то танцуют. посередине сверху развивается "парус", за которым поет время от времени аполлон - контротенор.



та же сцена дальее - таджио - победитель.



густав фон ашенбах - уже болен. он уснул и ему снитьсмя бред.



продолжение его бреда во сне.



заключительная сцена. ашенбах умирает.

постанвка - ramin gray - честь ему и хвала за зрелище. настолько грамотная, органичная работа. столько атмосферы передано самыми простыми элементами. этот тот случай когда глядя на полнейший минимализм на сцене, можно смело сказать "больше тут ничего не надо, уже ВСЕ ЕСТЬ". концентрат психологизма, при том что по сюжету почти ничего не происходит. содержание оперы - самокопание. и в этом показана вся драма.
свет и цвет, оформление сцены - jeremy Herbert - отдельная песня. основные цвета - палевые оттенки топленого молока. то что надо в сентябре - свет сквозь дымку осени. белесые закаты и восходы, тончайшая тюль моря. дамы и господа начала века - в пастельных околобелых многослойных платьях.
и лишь яркие пестрые цвета, как маячки в безграничном море света и пустоты - дети в ярких купальничках.
во втором акте с появлением холеры, тучи сгущаются над серениссимой - нежный белый становиться мрачно-серым, но все еще наполненным.
образы

дирижер - donald runnicles - наверняка молодец, хотя я не могу его оценить потому как не понимаю эту музыку

густав фон ашенбах - kurt streit - ох силен! силен! такой чистый тенор, очень ясный голос. тему внутренностей своего героя раскрыл полностью. и голосом и игрой.
"путешественник" (который преследовал ашенбаха в различных ипостасях) - баритон russell braun. антипод, "демон" ашенбаха, кривляющаяся маска предзнаменнования. все свои короткометражные партии исполнил в полном соответствии и убедительности
голос аполлона - christophe dumaux - контртенор, очень светлый при том - красивый голос.
тадзио - raffaelle zarrella.  молчу, молчу. мальчику 14 лет, хвалить его не буду, а то выглядеть будет странно (хорош, итальянский чертенок!)
____________________________________
все знают, в 1971 году висконти снял знаменитый фильм по этой же повести.
существует так же балет по этой же повести, который называется примерно "танец смерти, по мотивам томаса манна" (Totentanz, frei nach Thomas Mann), который поставил современный американский хореограф германского происхождения джон ноймайер, в 2003 году в гамбурге, на музыку из различных произведений баха и вагнера. и который в театре ан дер вин показывали уже в прошлом году (момент упущен, а мне теперь ведь интересно!).
___________________________________.

theater an der wien, theater, opera, britten, 20, mann

Previous post Next post
Up