Этот день не похож ни на один из наших дней, настоящее приключение, с испытаниями и с победой. Уж на что погода была нелетная, другие бы рукой махнули и не стали ничего проводить в такой трудный день - а у кыштымцев все получилось. Поразительные люди.
Click to view
Андрей в первом часу привез меня к остову Свято-Троицкого храма, прокинул заранее для себя кабель (потому что нам сказали, что дверь будет наглухо закрыта и завешена иконой) и уехал к Христорождественскому храму, на детский праздник. А мы остались - три волонтера из Озерска, и вместе с Сашей, обаятельным крепышом таким, стали декорировать щелястые заборы. Ничего из привезенного крепежа не понадобилось, только шпагат: ветрила был такой, что какие там булавки, какие там рисунки, ничего из этого не пригодилось, и сетка наша не понадобилась. Растянули огромный клеенчатый баннер с русскими узорами на центральном заборе, синим дерматином обили левый забор и низ операторского настила, который сколотили в прошлую субботу.
Мы таскали камни, чтобы положить на низ баннеров, поскольку парусило нещадно. Узорчатый, прикрытый громадой храма, держался, а левый белый, который мы долго мучили, в конце концов чуть не улетел в пруд вместе с нами, и его сняли.
Греться ходили в трапезную. Казалось, что мы в походе - с пыльными руками, продрогшие, рядом с пылающей печью, и ели за столом какие-то невероятные квадратные пирожки с капустой и грибами, а тетенька у образов звонко и приятно читала молитву, и под нее хорошо грелось и кушалось. Затем мы помогали таскать скамейки и стулья под шатер, там мастера уже начали раскладывать свой хэндмэйд, и был долгий момент пораженческого настроения, когда легкие заколки и цветочки начали улетать, и мы едва успевали собирать их, а пожилая мастерица сказала дочери: «Пойдем домой! Ну какой больной придет в такую погоду?! На базаре и то пусто!»
Казалось, все делали зря, и ничего этого не понадобится, потому что никто не придет. От Сугомака надвигалась кошмарная сизая туча, по пруду пошли буруны, и ветер почти сбивал с ног. Но внезапно люди пошли, все больше и больше, и вдруг я увидела, что под шатром уже яблоку негде упасть, и всюду люди в сарафанах и кафтанах, казаки с синими лампасами, в папахах и фуражках, живописный стрелец в алом кафтане с изогнутой саблей, будто на студии Мосфильм, и все они шли и шли, и вдруг стало ясно, что всё состоится и получится.
Начали колотить в четыре колокола и подвешенные била, созывая людей к храму на молебен, и ветер все еще был страшенный, мы кутались, но стояли, а кто-то еще и пел. Андрей уже был на помосте и вовсю снимал, а после молебна все двинулись на площадки. И я почти сразу увидела то, что захотела купить: шикарного сказочного расписного кота с человеческими глазами и хвостом бубликом. Все, что покупалось на этой ярмарке, пойдет на восстановление храма.
Очень выручали гости из Челябинска: когда пошел дождь, а затем град (!), они заводили частушки под гармонь, и всем сразу становилось весело, а мне так и немножечко гордо, что вот, с погодой катастрофа, а мы все тут. Девочки раздавали красные ленточки с надписью «Радость моя! Христос воскресе!» и люди повязывали их на запястья. Клуб «Странник» пригнал полевую кухню с каким-то супом в одноразовых тарелках, рядом пекли оладышки и ставили самовары - можно было отведать за пожертвование. Тут же стояли туески с прорезями.
Мастера расположились по окружности шатра, и народ циркулировал перед ними. Напрасно переживала та тетенька: торговля пошла бойко.
На «Кыштымском подворье» мужики деловито объясняли пацанятам, как работать с деревом и кожей, и те что-то сосредоточенно тюкали и строгали, а бабушки и тетеньки тут же усаживали девочек попробовать попрясть и даже соткать на каких-то плоских станочках с подвижными гребешками. Удивительные дети не стеснялись, а садились и пробовали.
Ниже, у реки, казаки устроили игры с папахами: то два парня, убрав одну руку за спину, другой рукой пытаются сорвать папаху с соперника; то парень в центре раскручивает мешок на веревке, чтобы к нему нельзя было подойти; но другие поджидали, когда он подустанет вращать мешок, подныривали под веревку и сбивали папаху.
Тут же рубились на мечах ребята из «Сокола» и стреляли из лука все желающие. Но на таком ветру даже в мишень не могли попасть, не говоря уж про яблочко. Вот только домашних животных я не нашла, лишь две желтые собачки шныряли под ногами. но там было столько всего, что немудрено было и пропустить.
Такой был день, с ветром, с градом, с дождем, холодный, яркий и интересный, ни на что не похожий.