mau

«Предел риска» («Margin Call»). Впечатления. Часть 1

Oct 16, 2011 00:06


Мне нравится «Margin Call». Он нравится мне не потому, что в нём занят мой любимый актёр - это, увы, не гарантирует того, что я захочу пересматривать фильм снова и снова. Я нечасто пересматриваю обе части «Before/After» и совсем не смотрю «Бутоньерку» и «Сколько у тебя?» . А «Margin Call» мне хочется пересматривать - ну пусть не каждый день, как поначалу, но хочется. Довольно неожиданно для меня самой, потому что хотя я большая поклонница историй «в заданных условиях», всё же от мира финансов всегда была очень далека. :)

Поэтому мне захотелось разобраться, в чём секрет очарования этого фильма. И обнаружилось, что секретов несколько.

Один секрет заключается в идее. Мне импонирует взгляд на обитателей Уолл-стрит не как на выходцев из ада, сплошь этических уродов, поклоняющихся только деньгам и не ведающим ничего святого. Там, конечно, есть негодяи, но где же нет негодяев? (я знаю заповедники, но здесь речь не о них). Люди с Уолл-стрит показаны именно как просто люди, и пороки, которые им присущи - это не какие-то специфические уоллстритовские пороки, а наши, общие, которые точат всё человечество. На своих рабочих местах мы делаем фактически те же выборы. И в Талде, который предлагает своим трейдерам продать пустые бумажки хоть собственной матери, если она по незнанию купить готова, нет ничего инфернального. Он просто бессовестный. Ничего демонического. Он даже обаятелен по-своему, как бывают обаятельны властные, циничные и бесстрашные люди.

Нет никакого вселенского заговора «людей денег» против остального человечества. Есть просто снежный ком, в который превращаются многочисленные частные выборы, и если однажды утром мы просыпаемся в состоянии кризиса, это значит, что не клерки и боссы с Уолл-стрит облажались или совершили запланированное Зло, а что очень многие люди в этот ком вложились своими ежедневными выборами - и клерки с боссами тоже.



Вот ещё занятный штрих - мы, простые люди, не трейдеры, не брокеры, не игроки на бирже, мы смотрим на финансовых воротил с подозрением и опасением, как на особую людскую породу, мы называем их «они». А у этих самых трейдеров и брокеров есть точно такие же страхи и свои «они», и я аплодирую Чендору как сценаристу, когда Уилл сообщает своим подчинённым о команде увольнителей: «Когда они закончат…» и вижу, что «люди денег» трепещут…

Фильм о них - но и о нас. О бизнесе - и о жизни. Я смотрю на двух младших аналитиков, два самых простеньких звена в пищевой цепочке явленной нам иерархии - и решаю про себя тот же вопрос, который решают они. А я-то сама как поступила бы в этой ситуации? Выдержала бы искушение, или приспособилась бы, или вовсе сделала карьеру в мутной воде? Я не к тому, что у меня есть какие-то сомнения на этот счёт : ) привет из библиотеки, а к тому, что ощутила себя в шкурке персонажей, поставила себя на их место.

Я очень ценю фильмы, которые вовлекают в подобные размышления, не морализаторствуя, а просто, тихо и незаметно заставляя героям сопереживать. А если я сопереживаю, фильм для меня состоялся. И это вторая причина.

Ещё мне нравится в «Margin Call» то, каким обыденным и тихим показано падение - увольнение ли человека с работы или грядущий обвал всей мировой экономики. Так в жизни и бывает, и здесь неуместны спецэффекты для придания фильму интересности. И без дорогих наворотов всю первую половину фильма от экрана невозможно оторваться. Это завораживающе увлекательно - наблюдать, как чиновники последовательно тревожат друг друга, как всё выше и туже закручивается иерархическая спираль. Двое мальчишек из отдела рисков подхвачены этой мутной волной беспокойства и поднимаются наверх, как две веточки в водовороте. Только Питер, персонаж Куинто, чувствует себя более уверенно, потому что это его доработка и его первый тревожный звонок, возбудивший всю систему, и он отвечает за свои расчёты. Но этик в нём на распутье. А Сэт, герой Пенна Бэджли, болтается по высоким кабинетам с растерянным видом, занесённый сюда каким-то невероятным ветром, и в конце так и застревает где-то на повороте, как кривой сучок, тогда как весь поток, набирая силу, устремляется дальше, увлекая и Питера Салливана.

Но они и изначально были разными. С первого момента - прощания с Эриком Дэйлом. Питер подходит сказать, что он сожалеет и благодарен, Сэт - чтобы выведать у уволенного человека о собственных перспективах. Затем Питер выглядит опустошённым от того, что множество людей завтра окажутся несостоятельными, с ничего не стоящими бумажками на руках, в домах, за которые не выплачены кредиты, а Сэт всё играет в одну и ту же игру, которая ему никак не наскучит - подсчитывает деньги в чужих карманах. «Сколько этот получает, как ты думаешь? А сколько за год заработал тот?» Такое впечатление, что приди он на кладбище хоронить друга, его и там будет занимать вопрос, сколько получает могильщик.

«Два с половиной миллиона? Ну не знаю, ты считаешь, что это правильно?» - герой Куинто единственный, кто задаёт этот вопрос - «это правильно?», и он задаст его ещё раз - тому, кто кажется самым совестливым в явленной нам компании. Сэм Роджерс ответ на вопрос знает, но озвучивать не спешит. Впрочем, Питер уже знает тоже.


fan-заметки, zq, спойлеры, мувисы, компиляции

Previous post Next post
Up