Ой, спасибо огромное за ответ за мой дурацкий и запоздалый комментарий!
Про "пустоту" упоминал не только Тарле. Это словосочетание "пустая креолка" ещё со времен Фредерика Массона стало чем-то вроде клише. Но мне вот когда его читаю так и хочется автора сих строк спросить: "Мсье, раз Жозефина была "пустая", то кто же был "полным"?"
По мне Жозефина - это идеал Женщины, квинтессенция женской сущности. Совсем не красавица, но женственная и грациозная. С "изюминкой". И интересы её - это интересы настоящей женщины: дети, хозяйство, мода (те самые тряпки и шляпки). Что, ей надо было что ли тригонометрией интересоваться? И, да, совершенно идеальная первая леди (даже самые негативно настроенные современники и биографы это признавали). И каким она обладала женским умом! Именно женским, житейским. Как хорошо сердцем чувствовала людей! Замечательный Вы привели пример, который говорит о многом. А сколько ещё их можно привести. Ведь это не шутка быть французской императрицой! Не родиться ею, а научиться быть. И какой императрицей: идеальной. Ещё меня всегда потрясала её сила воли. Постоянно жить в атмосфере интриг и ужаса перед неизбежным разводом, но не подавать виду... и продолжать играть роль! Главную свою роль - императрицы французов. Show must go on! Ну кто, кто ещё мог с этим справиться? И кстати, "пустая" Жозефина на полном серьезе увлекалась ботаникой и зоологией! Это была её огромная страсть. Блин, все серьезные господа это признают, но всё равно записывают её в "пустые". И в шляпках и платьях, а также украшениях она знала толк. Она была законодательницей моды. Символом своего времени. И самое главное: она могла только любить. На её долю выпало столько несчастий и испытаний, но она никогда ни к кому не испытывала ненависти. А ведь испытаний было много. Больше всего меня и восхищает её способность пережить абсолютно всё и не "сломаться". Жозефина pour toujours, a jamais и forever!
Вы знаете, дорогая olly85, чем старше я становлюсь, тем больше нахожу в Жозефине и близкого, и привлекательного, что и неудивительно. Я с Вами склонна согласиться - особенно припомнив остальных наполеоновских женщин, включая Валевскую, которая при всех чувствах крепко держала императора за обещание о независимости Польши. В Жозефине оставались и приязнь, и острый интерес к его делам, к его детям, даже когда он ничего не мог ей предложить, кроме содержания, и, такое впечатление, что его редкие приезды в Мальмезон были ей нужны сами по себе, вне всех расчётов. Это я сужу по их переписке после развода. Я вот тут поразмыслила ещё над этим "пустенькая" и поняла, что в отношении к Жозефине у меня присутствовал тот юношеский максимализм, с которым Цветаева не могла простить Марии-Луизе и Наталье Гончаровой, что после супружества с великими людьми они вышли замуж снова. Так что если бы я писала этот пост сегодня, пустенькой Жозефину я уже не назвала бы. Спасибо, что помогли мне осознать это, это важная поправка.
Mau, как приятно найти единомышленницу в Вашем лице! Признаться, я этого не ожидала)))
особенно припомнив остальных наполеоновских женщин, включая Валевскую, которая при всех чувствах крепко держала императора за обещание о независимости Польши.
? По-моему, это как раз император её держал сколько хотел, сначала заманивая к себе в постель этой наживкой. Потом она в него влюбилась, к этому моменту поняв, что он её "матросил" с приманкой. А потом, полностью получив то, что он от неё хотел, император просто к ней банально остыл. Обыкновенная история.
В Жозефине оставались и приязнь, и острый интерес к его делам, к его детям, даже когда он ничего не мог ей предложить, кроме содержания, и, такое впечатление, что его редкие приезды в Мальмезон были ей нужны сами по себе, вне всех расчётов. Это я сужу по их переписке после развода.
По-моему, у Бальзака в "Кузине Бетте" об одной из героинь очень хорошо написано: "... она любила его теперь той материнской любовью, которой любила Жозефина Наполеона в последние годы". Это её отношение к нему после развода - это для меня вообще высшая степень любви. Когда уже нет ничего: ни амбиций, ни ревности, ни сексуальной близости. Вообще ничего, кроме огромной и совершенной ничего взамен не требующей любви. Да, их переписка после развода кажется мне наиболее интерсной за весь их роман. Такие два старых друга, которые знают всё друг про друга. Как они продолжают обращаться друг к другу на tu, как она к нему обращается запросто "Бонапарт"))) И в каждой строчке чувствуется любовь, хоть под маской дружбы, но всё равно любовь. А встречи их наверное и были такими редкими, потому что были тяжелы для обоих. Но КАК она их ждала. От одного эпизода из мемуаров, если не ошибаюсь, первой дамы её двора, у меня сердце кровью обливается. Это когда она знает, что во время охоты император должен проехать недалеко от Мальмезона, но не знает, когда же это случится. И вот она сидит, сидит часами и смотрит вдаль, чтобы хоть на одну долю секунды увидеть его. Мороз по коже.
Кстати, Жозефина мне больше всего наверное симпатична тем, что она была настоящим "сервайвером". То, что она пережила, - это просто никакому Дюма не придумать. Особенно меня восхищают несколько эпизодов. Как она с потрясающим достоинством фактически выигрывает "процесс" против этого козла Богарне, убедив окружающих в своей невиновности во всех приписываемых ей грехах. Как дома на Мартинике она по факту берет в свои руки управление плантацией, когда отец фактически промотал всё состояние. Как она вместе с маленькой дочкой бежит на первом попавшемся корабле во Францию (под ядрами, без всяких вещей!). Заключение в тюрьме, когда она уже состригла волосы, чтобы умереть. Её умение приспособиться к требованиям нового времени, когда она поднялась из нищеты и вытащила оттуда своих детей да и многих знакомых. Как она участвовала в спекуляциях тоже не вызывает у меня отторжения (хотя должно). Только восхищение умением ориентироваться. Про Жозефину - первую леди мы уже писали. Ну и далее по тексту: всего не перечислить. И развод - это её главное испытание. Главная трагедия её жизни. Котрую она тоже пережила с достоинством истинной императрицы. По принципу Show mus t go on и "Я подумаю об этом завтра".
И что-то есть символическое в том, что она умерла тогда, когда она умерла. Она ведь в которой раз смогла приспособиться к смене режима. Но она ничего уже не хотела. Она болела нежеланием жить. Не смогла пережить того, что произошло с человеком, которого она любила. О себе она уже и не думала.
Ну как можно про эту женщину писать, что она "пустая" и с "пустенькой" головкой? Чем эти господа думают? Всё не могут ей фанаты Наполеона простить её "неспортивное" поведение в начале брака. А ведь слабо на всё это с её стороны посмотреть? Много чего интересного можно было бы увидеть. Кумир-то их всегда был не подарок (молчу уж про его чудесную семейку).
Mau, кстати а ведь Цветаева Жозефину наоборот любила. Хотя из историков той эпохи читала того же Массона, то есть того самого главного жозефиноненавистника. Как сей феномен объянить? По-моему, просто: Цветвева сама чувствовала сердцем и жила эмоциями. И наверное понимала Жозефину.
Вернулась :). О Валевской - ох, olly85, боюсь это ещё один роман, о котором мы можем больше предполагать, чем знать что-то наверняка. Помните историю мемуаров Валевской, изложенную Брандысом, а после сколько ещё было теле- и киноинтерпретаций, вплоть до утверждения, что Наполеон за эту связь поплатился поражением в России - дескать, слово держал, данное "польской жене", и отправился воевать, а так не хотел, так не хотел :). Простите, что у меня немножко шутливый тон сейчас, это лучше, нежели когда меня пробивает на пафос. Впрочем, пафос в отношении императора я давно переросла и отношусь к нему сейчас как к старому другу, чьи недостатки и слабости знаешь, как собственные, и принимаешь. В любом случае, с симпатией. Но меня смешит, когда из Наполеона делают марионетку в женских ручках или пытаются уверить, что политика не была для него превыше частной жизни. От одного эпизода из мемуаров, если не ошибаюсь, первой дамы её двора. Мне попадались только мемуары мадам Дюкре, и то лишь начало, задолго до развода. В Челябинской публичной библиотеке я проштудировала в своё время весь Сектор редких книг, а мемуары Дюкре заказывала из Щедринки и читала с помощью микрофота, как и Бурьенна, и Абрантес. Мало, очень мало было на эту тему. О политике и войнах, о 18-ом брюмера - пожалуйста. А частная жизнь, те же письма, тот же Массон - это только через межбиблиотечный абонемент...
А как Вам сами эти самые "мемуары" пани Валевской? По-моему уморительное чтиво. Этакий любовный роман, изложенный языком такой героической Иллиады. Написаны поразительного литературного таланта женщиной))) Мне особенно там понравился эпизод с изнасилованием: как он её насилует прямо на полу (ВАУ)... А потом ползает у неё в ногах и умоляет простить. И она прощает. И после этого самого скотского износилования император на прощание её похлопывает по щечке и говорит, что она настоящая спартанка, которая "достойна иметь отечество". Где моя нюхательная соль???
Особенно смешно, когда совершенно серьезные авторы всю эту ахинею излагают прямо вот так, как она впервые была напечатана Массоном. Я всё не могу понять, они серьезно что ли в этот бред верят? Из них никто фильм Расемон что ли не смотрел? Тем более что есть масса совершенно посторонних свидетельств, которые всей этой мелодраматической белеберде противоречат.
вплоть до утверждения, что Наполеон за эту связь поплатился поражением в России - дескать, слово держал, данное "польской жене", и отправился воевать, а так не хотел, так не хотел :).
WTF??? Пардон май фрэнч, но я что-то отстала видимо от жизни? Это где такое было? Император, который тащится за своим членом. Не слабо.
А вот Жозефина, в чем я уверена, была на 100% против войны с Россией. Потому что она была доброй и не могла переносить даже когда животных на охоте убивали (что уж говорить о людях). Настоящая ЖЕНЩИНА.
Кстати, ведь ясно же - развелся Наполеон с Жозефиной, и всё у него пошло не так. Никакой марионеткной он естественно не был, но судьба очень ясно сказала своё слово: Жозефина - женщина твоей жизни, предашь её - удача тебя покинет. И так и случилось.
Кстати, когда мне было 15-16 лет я реально любила императора. Вот так прямо, как Марина Цветаева. Сейчас тоже отношусь к нему примерно также как Вы. С доброй иронией.
Вообще, как Вы уже теперь догодались, мой любимый исторический герой той эпохи это Жозефина. А Наполеон всего лишь её второй муж. Не более того. И Наполеона я считаю... плохим человеком. Он разводом предал Жозефину, которая его никогда не предавала (не говорю о сексе, только о партнерских отношениях). А предатели для меня самые несимпастичные люди.
Мемуары Валевской :), ох божечки... оставим эпизод с изнасилованием на совести того, кто это придумал. Хотя в нежной юности я очень переживала: женщина без сознания, император "повёл себя как грубый солдафон" (вот нету тут смайлов с сардонической усмешкой). И после она пришла в себя и поняла, что "не принадлежала более себе", помню, как врезали на подкорку... А затем стало мне противно, от всего в этой истории - и от обоих действующих лиц, бывших попеременно жертвами - император как жертва фальсификации, как будто в настоящей жизни ему мало довелось совершить неблаговидных дел. Словом, противный привкус, и всё тут. И «соавторы» Валевской - писали мемуары, чтобы объяснить потомкам, почему Александр появился. Как будто просто любви недостаточно. Только сомневаюсь я уже, что была она тут, любовь. Слишком много расчёта. Меня корёжит от напряжённо-драматического тона, в котором изъяснялись тогда в мемуарной литературе, что мужчины, что женщины, этакие Тальма в юбках пополам с Клеопатрами. Вот и Жозефина будто бы писала рукой Ленорман: "Он налагал на себя бремя, которое без моей помощи трудно было бы ему снести" и даже "Беспокоясь о судьбе любимого мною человека, я решилась сама говорить с главными членами нашего заговора"... это о 18-ом брюмера :). Ну нет же, нет… Очень, очень мне жаль, что не могла Жозефина написать мемуары сама, своим собственным живым языком. Невероятное было бы чтение. Причём уверена на все сто, что у неё получилось бы лучше, чем у Наполеона, вздумай он писать для души, а не «для истории». Как он писал для души, мы читали - вот где пафос-то расцветал… ...А то, о чём Вы отозвались WTF… я уж и не помню точно, который из трёх сериалов про Жозефину оставил у меня такое впечатление. Казалось, эта мысль проскочила в сериале с Жаклин Биссет и Ассанте. Но не исключаю и Росселини, и тот сериал «Жозефина, или Комедия тщеславия», где Наполеона играл феноменально похожий - копия - Даниэль Мезгиш. Тема предательства… поскольку я-то изначально была с Наполеоном, и Жозефина для меня - его первая жена, как он для Вас - её второй муж, то и измены Жозефины прошлись по мне на заре увлечения катком, и претензии у меня к ней были, полные максимализма. Мне казалось, что в первый, ранний период Жозефина маленького генерала покалечила, уничтожила в нём тот идеализм, который мешал ему изменять ей в Итальянской кампании 1796-97 года. Но я сознаю, что он не был подарком, да. И спорить, кто из них больше предатель, мне не хочется. Они мне оба сейчас милы. Оба они наворотили дел в своей семейной жизни, но, как ни крути, это были две половинки.
Хотя в нежной юности я очень переживала: женщина без сознания, император "повёл себя как грубый солдафон" (вот нету тут смайлов с сардонической усмешкой). И после она пришла в себя и поняла, что "не принадлежала более себе"
Ах, как это всё трогательно и мило. "Упал, очнулся, гипс"))) А диалоги-то там какие были, диалоги! Наполеон - прямо не дать-не взять дон Леонсио, домогающийся Изауры))) Шарман, просто шарман! И, да, ощущение от этого текста какое-то гадливое. Руки хочется вымыть. И это при том, что автор (авторы?) на другое восприятие рассчитывали. Вне зависимости от того, правда вся эта писанина или нет, авторша вызывает резкое негативное отношение. А уж если это правда хотя бы на треть (во что я совершенно не верю), то и вовсе просыпается какое-то отвращение к этой овце.
И «соавторы» Валевской - писали мемуары, чтобы объяснить потомкам, почему Александр появился. Как будто просто любви недостаточно. Только сомневаюсь я уже, что была она тут, любовь. Слишком много расчёта.
В любовь мне тоже там как-то не верится. У императора явно была влюбленность, которая уменьшалась по мере того, как он получал то, что хотел. А у неё... Не верю я с её стороны в расчет. Человек расчетливый не мог писать такие вот шедевры. Это скорее перлы романтической дурочки. Которая любила императора, смотря на него снизу вверх как на божество (это видно по тому, как она его в своих воспоминаниях описывает). Наполеону кстати как человеку весьма закомлексованному видимо это отношение к себе очень нравилось, потому связь и длилась так долго. Но всё же это вот подобострастное отношение к человеку я тоже настоящей любовью не считаю. Настоящая любовь всегда должна быть на равных. И Жозефина с Наполеном и была именно на равных, что видно из их корреспонденции.
Меня корёжит от напряжённо-драматического тона, в котором изъяснялись тогда в мемуарной литературе.
Ну не скажите. Да, язык конечно тогда был не такой как сейчас принят. Но всё равно зависело всё от таланта автора и от чувства меры. Вот та же Ремюза тоже ведь написала фактичекси художественное произведение, но оно было написано очень-очень хорошим языком. Есть и стиль, и чувство меры. Умная была женщина (да, mau, я читала на французском, который у меня хоть и далек от совершенного, но позволяет оценить литературный талант автора). И, да, хоть я и не фанатка Наполнеона, но чем старше становлюсь, тем больше понимаю масштаб его личности и всестороннюю одаренность. Да, он чудесно владел литературным языком. Его письма, депеши, приказы - это просто потрясающие образчики в своем роде. Да что там говорить, если это сам Стендаль признавал. Поэтому тоже обидно, что под конец он работал для истории. Но с точки зрения PR и создания легенды всё потрясающе удалось. Он опять всё правильно просчитал)
Кстати, ведь у нас в распоряжении есть просто минимум писем, написанных Жозефиной (подлинных, разумеется). Но те, что сохранились раскрывают её далеко не со стороны "пустенькой креолки". Наиболее полно они дошли до нас, датируемые уже послеразводным периодом. И там есть женщина обаятельная, жизнелюбивая и очень хорошо знающая своего собеседника и его слабые стороны) Да, я тоже после прочтения этих документов думаю, что она чудесно смогла бы описать свою необыкновнную жизнь. Но у неё никогда к этому душа не лежала, интересы были другими. И эти интересы полностью мне симпатичны. Цветы и животные, как по мне, куда интереснее графоманских изысков.
Насчет Вашей оценки негативной роли, которую сыграла Жозефина в "воспитании чувств" Наполеона, тоже соглашусь. Вот ведь интересно, эти люди были созданы друг для друга и нашли друг друга, но причинили друг другу столько боли... Да, философски размышляя, скажу, что настоящая любовь не приносит счастья. Только страдания для обоих. И именно поэтому так хочется мне верить в луший мир, где эти две половинки соединилиь и счастливы наконец-то. Вот мы с Вами перемываем им косточки, а Наполеон и Жозефина с небес читают наши с Вами письмена и только посмеиваются)) Я так хочу верить, что моя любимая Жозефина всё таки обрела счастье если не на этом свете, то хоть на том...
Насчет языка Наполеона - я не приказы и не бюллетени имела в виду, конечно, а его юношеский роман "Глиссон и Эжени" и дневниковые ранние почеркушки ("О человек! Сколь ты..." и так далее в том же духе, не помню дословно). Это явно подражательное было, как у Лермонтова в том же нежном возрасте, зато уже в "Ужине в Бокере" Бонапарт оттолкнулся от литературных подпор - и вышло по-другому... Как раз военный язык его был прекрасен, описаниями кампаний я зачитывалась, и больше всего нравились редкие проблески юмора при оценке действий противника - как в описании кампании 1806 года.
А какую ещё занятную книгу мне довелось читать однажды! "Исторические записки императрицы Жозефины…собранные девицею М.А.Ле Норманд" - в типографии С. Селивановского, в 1828 году издали первую часть, и больше мне найти не удалось, а затем МБА приказал долго жить и тепло вспоминать :(. Уж не та ли самая Ленорман? Судя по огням святого Эльма, и по рассказу о предсказательнице мулатке Ефимии... Вообще, эти двое островитян - Наполеон и Жозефина, они ведь очень подходили друг другу. Хотя бы уже потому, что Жозефина имела не меньше оснований, чем Бонапарт, сказать о себе: "Какой роман моя жизнь!" Впрочем, в те времена чья жизнь не была романом? И всё же нет! Если даже в те времена жизни этих двоих отличалась особенной степенью невероятности - они просто были, видимо, созданы друг для друга, и даже и внешне очень друг другу подходили. Креольский симпатичный носик и большие тёплые глаза Жозефины так подходили тонкому греческому носу Наполеона и суровым его светлым глазищам, перебирала сейчас, пересматривала их молодые портреты... всё всколыхнулось. У них даже слабости были схожи.
О, мемуары - это отдельная тема. Ведь чем больше углубляешься в предмет, тем больше понимаешь, что для того, чтобы сформировать своё мнение о тех собятиях, нужно читать именно источники, а не чье-то мнение относительно этих источников. Но одновременно чем более погружаешься в мемуары, тем больше становится понятно, что ... ничего уже не понятно. Вот ведь мадам де Ремюза явно пыталась очернить Наполеона и обелить таким образом свою роль в Реставрации. Бурьен был в обиде на Наполеона и сводил с ним спустя много лет свои счеты. За подсевшую на морфий Абрантес вообще писал Бальзак. Гортензия в свою очередь старалась защитить память своей матери и собственно мемуары написала с этой целью. То что наговорил потом конец жизни Наполеон - это вообще песня. Кому верить-то? Ну может творения Констана и Меневаля ещё туда-сюда (хотя они ли это писали? или негров нанимали?).
Кстати эпизод, который я упомянала, по-моему из мемуаров г-жи д'Аврийон. Мемуары Жоржетты Дюкрест интересны, но считаются не ососбо достоверными: она себе приписывает слишком большую близость к Императрице (девушка хотела срубить денег на том, что была одно время в свите Жозефины). В моем топе самых недостоверных и злобных мемуаров однозначно первое место отдается Баррасу. Это вообще блеск! Нет слов! Он Наполеона, как помните, изобразил придурком, а Жозефину - алчной шлюхой (все прозрачно намекая, что он так пишет, потому что по опыту знает, что креолка творила в постели). А уж сколько за 200 лет появилось фальшивок и апокрифов! Вот, например, зачастую цитируемые любовные письма Жозефины капитану Шарлю - явная халтура. В глаза эти письма никто не видел. Но почему-то их зачастую цитируют как подлинные. Хорошо, что я не биограф и не историк, а просто интересующаяся, которая хочет знать о моей любимой героини правду. И ничего кроме правды.Только вот узнаю ли я её когда-либо? Знаю, что нет. Потому что эта женщина продолжает оставаться загадкой. И этим меня и притягивает.
Впрочем, в те времена чья жизнь не была романом? И всё же нет! Если даже в те времена жизни этих двоих отличалась особенной степенью невероятности - они просто были, видимо, созданы друг для друга, и даже и внешне очень друг другу подходили. Креольский симпатичный носик и большие тёплые глаза Жозефины так подходили тонкому греческому носу Наполеона и суровым его светлым глазищам, перебирала сейчас, пересматривала их молодые портреты... всё всколыхнулось.
Да! Они были созданы друг для друга. Но при этом друг друга стоили оба. Такие похожие с этим удивительным взлетом из ничего на самый верх. С этими амбициями и азартом. С этим вот Show must go on. С желанием получить счастье полностью, целиком. С этими сценами ревности и скандалами. И я почему-то врею, что если Бог существует, то он соединил их в лучшем мире. Они ведь под конец всё друг другу простили. И теперь где-то далеко они вместе. Там где ничто уже их больше неразлуит. Никогда.
Вот близости к источникам я как раз и была лишена. Ещё и язык бы знать, чего нет тоже. Поэтому, если Вы читали всё в оригинале, у Вас и огромное преимущество, и возможность составить более объективную картину. Мемуаров Барраса в своё время я не нашла, знаю о них только от других людей, но не удивлена нисколько. Вот уж подлец был мерзейший. Записки Абрантес люблю, есть в них живинка, которая позволяет предполагать, что да, на настоящие воспоминания Бальзак опирался. Там даже бабьи склоки из-за цвета платьев описаны забавно. А уши Полины Бонапарт, как Лора по ним проезжалась : )! А сцены утренних визитов Первого консула в Мальмезоне! Я их от руки переписывала когда-то, том за томом.
В 1992 году в газете Москвичка по следам сериала с Ассанте и Биссет опубликовали большую статью Борисова, в которой он писал, что правдой было, а где создатели фильма понаврали. Я не очень люблю разоблачительные статьи, и ещё меньше любила их, когда воспринимала этот союз исключительно романтически. И вот, как ни странно - а может, естественно - сейчас, двадцать лет спустя я воспринимаю их отношения так снова. Вот я зарисовывала их - по-моему, как раз к борисовской статье и были картинки, там клеточки видны от тетради. Не помню, чьей работы набросок Жозефины, может быть, Давида - для «Коронации»? Но нет, он набрасывал её более грубой… с более тяжёлым подбородком. Эта Жозефина мне очень нравилась, такой я её себе и представляю.
Так странно читать у современников, что 32-летнюю женщину они называют старухой… ужас какой-то.
Ну, подлец подлецом, но писал-то сам, негров не приглашал. И ведь что ни говори, а у него были объективные причины испытывать чувство обиды по отношению к чете Бонапарт. По крайней мере из этих анекдотческих мемуаров точно видно, что писал их мужик мерзкий и обиженный, но не глупый и с чувством юмора. А это для меня уже франк в его копилку.
Кстати, он Жозефине описывает как "женщину, которя при всей своей необуздонности в ласках, готова была пить золото из черепа своего любовника". И сразу отмечает, что для неё (в отличии от мадам Тальен) на первом месте стоял именно материальный интерес, а не "удовольствие". Мерзко, конечно, но даже в этом описании промелькнула истина. Жозефина думала головой, а не каким-то другим местом. Снова риторически задаю вопрос, относительно "пустенькой головки"!
Про мемуары Лоры Абрантес Вы здорово подметили. Главное, что есть в них живинка. С мемуарами Ремюзы то же самое: те эпизоды, непосредственм участником и свидетелем которых она являлась, у меня лично не вызывают сомнения (хотя естественно доказать мне это не чем, просто на уровне "верю"). Потому что опять же, есть в этих воспоминаниях искорка, которая всё озаряет. И происходит она именно от этой вот "живинки".
Кстати, а упомянутый Вами эпизод про визиты Наполеона в Мальмезон, это когда он обнаруживает Жюно в постели с Лорой? Эпизод просто чудесный и такой весь... французский. Бальзаку было над чем поработать)
И не подскажите какие-то данные по тому номеру Москвички, где была статья Борисова? Даже что-то прочитать её захотелось.
Карандашный набросок Жозефины, если меня не подводит память, сделан во время Итальянской кампании 1796-1797 гг. Автор - либо Гро, либо Аппиани (не зная точно, склоняюсь к первому варианту).
Те, те самые визиты :). Это же водевиль какой-то. Надо мне поискать мемуары Ремюза и Барраса хоть в переводе, хоть как-нибудь. Сейчас в сети чего только не найдёшь, а я давно не предпринимала попыток - интересы сильно сместились в иные стороны. Но то, что увлекало в юности, дорого и сейчас. Насчёт публикации в "Москвичке" - поищу после работы данные, а если не найдёте, перепечатаю статью для Вас, я переписала в своё время полностью. Дело было в ту пору, когда ксероксов не было :). Если у Вас есть какие-нибудь ссылки на переводы в сети - буду очень признательна, если поделитесь тоже.
Про "пустоту" упоминал не только Тарле. Это словосочетание "пустая креолка" ещё со времен Фредерика Массона стало чем-то вроде клише. Но мне вот когда его читаю так и хочется автора сих строк спросить: "Мсье, раз Жозефина была "пустая", то кто же был "полным"?"
По мне Жозефина - это идеал Женщины, квинтессенция женской сущности. Совсем не красавица, но женственная и грациозная. С "изюминкой". И интересы её - это интересы настоящей женщины: дети, хозяйство, мода (те самые тряпки и шляпки). Что, ей надо было что ли тригонометрией интересоваться? И, да, совершенно идеальная первая леди (даже самые негативно настроенные современники и биографы это признавали). И каким она обладала женским умом! Именно женским, житейским. Как хорошо сердцем чувствовала людей!
Замечательный Вы привели пример, который говорит о многом. А сколько ещё их можно привести. Ведь это не шутка быть французской императрицой! Не родиться ею, а научиться быть. И какой императрицей: идеальной.
Ещё меня всегда потрясала её сила воли. Постоянно жить в атмосфере интриг и ужаса перед неизбежным разводом, но не подавать виду... и продолжать играть роль! Главную свою роль - императрицы французов. Show must go on! Ну кто, кто ещё мог с этим справиться? И кстати, "пустая" Жозефина на полном серьезе увлекалась ботаникой и зоологией! Это была её огромная страсть. Блин, все серьезные господа это признают, но всё равно записывают её в "пустые". И в шляпках и платьях, а также украшениях она знала толк. Она была законодательницей моды. Символом своего времени.
И самое главное: она могла только любить. На её долю выпало столько несчастий и испытаний, но она никогда ни к кому не испытывала ненависти. А ведь испытаний было много. Больше всего меня и восхищает её способность пережить абсолютно всё и не "сломаться". Жозефина pour toujours, a jamais и forever!
Reply
Я вот тут поразмыслила ещё над этим "пустенькая" и поняла, что в отношении к Жозефине у меня присутствовал тот юношеский максимализм, с которым Цветаева не могла простить Марии-Луизе и Наталье Гончаровой, что после супружества с великими людьми они вышли замуж снова. Так что если бы я писала этот пост сегодня, пустенькой Жозефину я уже не назвала бы. Спасибо, что помогли мне осознать это, это важная поправка.
Reply
особенно припомнив остальных наполеоновских женщин, включая Валевскую, которая при всех чувствах крепко держала императора за обещание о независимости Польши.
? По-моему, это как раз император её держал сколько хотел, сначала заманивая к себе в постель этой наживкой. Потом она в него влюбилась, к этому моменту поняв, что он её "матросил" с приманкой. А потом, полностью получив то, что он от неё хотел, император просто к ней банально остыл. Обыкновенная история.
В Жозефине оставались и приязнь, и острый интерес к его делам, к его детям, даже когда он ничего не мог ей предложить, кроме содержания, и, такое впечатление, что его редкие приезды в Мальмезон были ей нужны сами по себе, вне всех расчётов. Это я сужу по их переписке после развода.
По-моему, у Бальзака в "Кузине Бетте" об одной из героинь очень хорошо написано: "... она любила его теперь той материнской любовью, которой любила Жозефина Наполеона в последние годы". Это её отношение к нему после развода - это для меня вообще высшая степень любви. Когда уже нет ничего: ни амбиций, ни ревности, ни сексуальной близости. Вообще ничего, кроме огромной и совершенной ничего взамен не требующей любви. Да, их переписка после развода кажется мне наиболее интерсной за весь их роман. Такие два старых друга, которые знают всё друг про друга. Как они продолжают обращаться друг к другу на tu, как она к нему обращается запросто "Бонапарт"))) И в каждой строчке чувствуется любовь, хоть под маской дружбы, но всё равно любовь.
А встречи их наверное и были такими редкими, потому что были тяжелы для обоих. Но КАК она их ждала. От одного эпизода из мемуаров, если не ошибаюсь, первой дамы её двора, у меня сердце кровью обливается. Это когда она знает, что во время охоты император должен проехать недалеко от Мальмезона, но не знает, когда же это случится. И вот она сидит, сидит часами и смотрит вдаль, чтобы хоть на одну долю секунды увидеть его. Мороз по коже.
Кстати, Жозефина мне больше всего наверное симпатична тем, что она была настоящим "сервайвером". То, что она пережила, - это просто никакому Дюма не придумать. Особенно меня восхищают несколько эпизодов. Как она с потрясающим достоинством фактически выигрывает "процесс" против этого козла Богарне, убедив окружающих в своей невиновности во всех приписываемых ей грехах. Как дома на Мартинике она по факту берет в свои руки управление плантацией, когда отец фактически промотал всё состояние. Как она вместе с маленькой дочкой бежит на первом попавшемся корабле во Францию (под ядрами, без всяких вещей!). Заключение в тюрьме, когда она уже состригла волосы, чтобы умереть. Её умение приспособиться к требованиям нового времени, когда она поднялась из нищеты и вытащила оттуда своих детей да и многих знакомых. Как она участвовала в спекуляциях тоже не вызывает у меня отторжения (хотя должно). Только восхищение умением ориентироваться. Про Жозефину - первую леди мы уже писали. Ну и далее по тексту: всего не перечислить. И развод - это её главное испытание. Главная трагедия её жизни. Котрую она тоже пережила с достоинством истинной императрицы. По принципу Show mus t go on и "Я подумаю об этом завтра".
И что-то есть символическое в том, что она умерла тогда, когда она умерла. Она ведь в которой раз смогла приспособиться к смене режима. Но она ничего уже не хотела. Она болела нежеланием жить. Не смогла пережить того, что произошло с человеком, которого она любила. О себе она уже и не думала.
Ну как можно про эту женщину писать, что она "пустая" и с "пустенькой" головкой? Чем эти господа думают? Всё не могут ей фанаты Наполеона простить её "неспортивное" поведение в начале брака. А ведь слабо на всё это с её стороны посмотреть? Много чего интересного можно было бы увидеть. Кумир-то их всегда был не подарок (молчу уж про его чудесную семейку).
Mau, кстати а ведь Цветаева Жозефину наоборот любила. Хотя из историков той эпохи читала того же Массона, то есть того самого главного жозефиноненавистника. Как сей феномен объянить? По-моему, просто: Цветвева сама чувствовала сердцем и жила эмоциями. И наверное понимала Жозефину.
Reply
Reply
С нетерпением жду Вашего ответа. Эээх, чувствуется, я к Вам не зря заглянула! Думаю, здесь будет написано много интересного)))
Reply
О Валевской - ох, olly85, боюсь это ещё один роман, о котором мы можем больше предполагать, чем знать что-то наверняка. Помните историю мемуаров Валевской, изложенную Брандысом, а после сколько ещё было теле- и киноинтерпретаций, вплоть до утверждения, что Наполеон за эту связь поплатился поражением в России - дескать, слово держал, данное "польской жене", и отправился воевать, а так не хотел, так не хотел :).
Простите, что у меня немножко шутливый тон сейчас, это лучше, нежели когда меня пробивает на пафос. Впрочем, пафос в отношении императора я давно переросла и отношусь к нему сейчас как к старому другу, чьи недостатки и слабости знаешь, как собственные, и принимаешь. В любом случае, с симпатией. Но меня смешит, когда из Наполеона делают марионетку в женских ручках или пытаются уверить, что политика не была для него превыше частной жизни.
От одного эпизода из мемуаров, если не ошибаюсь, первой дамы её двора.
Мне попадались только мемуары мадам Дюкре, и то лишь начало, задолго до развода. В Челябинской публичной библиотеке я проштудировала в своё время весь Сектор редких книг, а мемуары Дюкре заказывала из Щедринки и читала с помощью микрофота, как и Бурьенна, и Абрантес. Мало, очень мало было на эту тему. О политике и войнах, о 18-ом брюмера - пожалуйста. А частная жизнь, те же письма, тот же Массон - это только через межбиблиотечный абонемент...
Reply
Особенно смешно, когда совершенно серьезные авторы всю эту ахинею излагают прямо вот так, как она впервые была напечатана Массоном. Я всё не могу понять, они серьезно что ли в этот бред верят? Из них никто фильм Расемон что ли не смотрел? Тем более что есть масса совершенно посторонних свидетельств, которые всей этой мелодраматической белеберде противоречат.
вплоть до утверждения, что Наполеон за эту связь поплатился поражением в России - дескать, слово держал, данное "польской жене", и отправился воевать, а так не хотел, так не хотел :).
WTF??? Пардон май фрэнч, но я что-то отстала видимо от жизни? Это где такое было? Император, который тащится за своим членом. Не слабо.
А вот Жозефина, в чем я уверена, была на 100% против войны с Россией. Потому что она была доброй и не могла переносить даже когда животных на охоте убивали (что уж говорить о людях). Настоящая ЖЕНЩИНА.
Кстати, ведь ясно же - развелся Наполеон с Жозефиной, и всё у него пошло не так. Никакой марионеткной он естественно не был, но судьба очень ясно сказала своё слово: Жозефина - женщина твоей жизни, предашь её - удача тебя покинет. И так и случилось.
Кстати, когда мне было 15-16 лет я реально любила императора. Вот так прямо, как Марина Цветаева. Сейчас тоже отношусь к нему примерно также как Вы. С доброй иронией.
Вообще, как Вы уже теперь догодались, мой любимый исторический герой той эпохи это Жозефина. А Наполеон всего лишь её второй муж. Не более того. И Наполеона я считаю... плохим человеком. Он разводом предал Жозефину, которая его никогда не предавала (не говорю о сексе, только о партнерских отношениях). А предатели для меня самые несимпастичные люди.
Reply
Меня корёжит от напряжённо-драматического тона, в котором изъяснялись тогда в мемуарной литературе, что мужчины, что женщины, этакие Тальма в юбках пополам с Клеопатрами. Вот и Жозефина будто бы писала рукой Ленорман: "Он налагал на себя бремя, которое без моей помощи трудно было бы ему снести" и даже "Беспокоясь о судьбе любимого мною человека, я решилась сама говорить с главными членами нашего заговора"... это о 18-ом брюмера :). Ну нет же, нет…
Очень, очень мне жаль, что не могла Жозефина написать мемуары сама, своим собственным живым языком. Невероятное было бы чтение. Причём уверена на все сто, что у неё получилось бы лучше, чем у Наполеона, вздумай он писать для души, а не «для истории». Как он писал для души, мы читали - вот где пафос-то расцветал…
...А то, о чём Вы отозвались WTF… я уж и не помню точно, который из трёх сериалов про Жозефину оставил у меня такое впечатление. Казалось, эта мысль проскочила в сериале с Жаклин Биссет и Ассанте. Но не исключаю и Росселини, и тот сериал «Жозефина, или Комедия тщеславия», где Наполеона играл феноменально похожий - копия - Даниэль Мезгиш.
Тема предательства… поскольку я-то изначально была с Наполеоном, и Жозефина для меня - его первая жена, как он для Вас - её второй муж, то и измены Жозефины прошлись по мне на заре увлечения катком, и претензии у меня к ней были, полные максимализма. Мне казалось, что в первый, ранний период Жозефина маленького генерала покалечила, уничтожила в нём тот идеализм, который мешал ему изменять ей в Итальянской кампании 1796-97 года. Но я сознаю, что он не был подарком, да. И спорить, кто из них больше предатель, мне не хочется. Они мне оба сейчас милы. Оба они наворотили дел в своей семейной жизни, но, как ни крути, это были две половинки.
Reply
Ах, как это всё трогательно и мило. "Упал, очнулся, гипс"))) А диалоги-то там какие были, диалоги! Наполеон - прямо не дать-не взять дон Леонсио, домогающийся Изауры))) Шарман, просто шарман! И, да, ощущение от этого текста какое-то гадливое. Руки хочется вымыть. И это при том, что автор (авторы?) на другое восприятие рассчитывали. Вне зависимости от того, правда вся эта писанина или нет, авторша вызывает резкое негативное отношение. А уж если это правда хотя бы на треть (во что я совершенно не верю), то и вовсе просыпается какое-то отвращение к этой овце.
И «соавторы» Валевской - писали мемуары, чтобы объяснить потомкам, почему Александр появился. Как будто просто любви недостаточно. Только сомневаюсь я уже, что была она тут, любовь. Слишком много расчёта.
В любовь мне тоже там как-то не верится. У императора явно была влюбленность, которая уменьшалась по мере того, как он получал то, что хотел. А у неё... Не верю я с её стороны в расчет. Человек расчетливый не мог писать такие вот шедевры. Это скорее перлы романтической дурочки. Которая любила императора, смотря на него снизу вверх как на божество (это видно по тому, как она его в своих воспоминаниях описывает). Наполеону кстати как человеку весьма закомлексованному видимо это отношение к себе очень нравилось, потому связь и длилась так долго.
Но всё же это вот подобострастное отношение к человеку я тоже настоящей любовью не считаю. Настоящая любовь всегда должна быть на равных. И Жозефина с Наполеном и была именно на равных, что видно из их корреспонденции.
Меня корёжит от напряжённо-драматического тона, в котором изъяснялись тогда в мемуарной литературе.
Ну не скажите. Да, язык конечно тогда был не такой как сейчас принят. Но всё равно зависело всё от таланта автора и от чувства меры. Вот та же Ремюза тоже ведь написала фактичекси художественное произведение, но оно было написано очень-очень хорошим языком. Есть и стиль, и чувство меры. Умная была женщина (да, mau, я читала на французском, который у меня хоть и далек от совершенного, но позволяет оценить литературный талант автора). И, да, хоть я и не фанатка Наполнеона, но чем старше становлюсь, тем больше понимаю масштаб его личности и всестороннюю одаренность. Да, он чудесно владел литературным языком. Его письма, депеши, приказы - это просто потрясающие образчики в своем роде. Да что там говорить, если это сам Стендаль признавал. Поэтому тоже обидно, что под конец он работал для истории. Но с точки зрения PR и создания легенды всё потрясающе удалось. Он опять всё правильно просчитал)
Кстати, ведь у нас в распоряжении есть просто минимум писем, написанных Жозефиной (подлинных, разумеется). Но те, что сохранились раскрывают её далеко не со стороны "пустенькой креолки". Наиболее полно они дошли до нас, датируемые уже послеразводным периодом. И там есть женщина обаятельная, жизнелюбивая и очень хорошо знающая своего собеседника и его слабые стороны) Да, я тоже после прочтения этих документов думаю, что она чудесно смогла бы описать свою необыкновнную жизнь. Но у неё никогда к этому душа не лежала, интересы были другими. И эти интересы полностью мне симпатичны. Цветы и животные, как по мне, куда интереснее графоманских изысков.
Насчет Вашей оценки негативной роли, которую сыграла Жозефина в "воспитании чувств" Наполеона, тоже соглашусь. Вот ведь интересно, эти люди были созданы друг для друга и нашли друг друга, но причинили друг другу столько боли... Да, философски размышляя, скажу, что настоящая любовь не приносит счастья. Только страдания для обоих. И именно поэтому так хочется мне верить в луший мир, где эти две половинки соединилиь и счастливы наконец-то. Вот мы с Вами перемываем им косточки, а Наполеон и Жозефина с небес читают наши с Вами письмена и только посмеиваются)) Я так хочу верить, что моя любимая Жозефина всё таки обрела счастье если не на этом свете, то хоть на том...
Reply
Reply
Уж не та ли самая Ленорман? Судя по огням святого Эльма, и по рассказу о предсказательнице мулатке Ефимии...
Вообще, эти двое островитян - Наполеон и Жозефина, они ведь очень подходили друг другу. Хотя бы уже потому, что Жозефина имела не меньше оснований, чем Бонапарт, сказать о себе: "Какой роман моя жизнь!"
Впрочем, в те времена чья жизнь не была романом?
И всё же нет! Если даже в те времена жизни этих двоих отличалась особенной степенью невероятности - они просто были, видимо, созданы друг для друга, и даже и внешне очень друг другу подходили. Креольский симпатичный носик и большие тёплые глаза Жозефины так подходили тонкому греческому носу Наполеона и суровым его светлым глазищам, перебирала сейчас, пересматривала их молодые портреты... всё всколыхнулось.
У них даже слабости были схожи.
Reply
Кстати эпизод, который я упомянала, по-моему из мемуаров г-жи д'Аврийон. Мемуары Жоржетты Дюкрест интересны, но считаются не ососбо достоверными: она себе приписывает слишком большую близость к Императрице (девушка хотела срубить денег на том, что была одно время в свите Жозефины). В моем топе самых недостоверных и злобных мемуаров однозначно первое место отдается Баррасу. Это вообще блеск! Нет слов! Он Наполеона, как помните, изобразил придурком, а Жозефину - алчной шлюхой (все прозрачно намекая, что он так пишет, потому что по опыту знает, что креолка творила в постели). А уж сколько за 200 лет появилось фальшивок и апокрифов! Вот, например, зачастую цитируемые любовные письма Жозефины капитану Шарлю - явная халтура. В глаза эти письма никто не видел. Но почему-то их зачастую цитируют как подлинные. Хорошо, что я не биограф и не историк, а просто интересующаяся, которая хочет знать о моей любимой героини правду. И ничего кроме правды.Только вот узнаю ли я её когда-либо? Знаю, что нет. Потому что эта женщина продолжает оставаться загадкой. И этим меня и притягивает.
Reply
И всё же нет! Если даже в те времена жизни этих двоих отличалась особенной степенью невероятности - они просто были, видимо, созданы друг для друга, и даже и внешне очень друг другу подходили. Креольский симпатичный носик и большие тёплые глаза Жозефины так подходили тонкому греческому носу Наполеона и суровым его светлым глазищам, перебирала сейчас, пересматривала их молодые портреты... всё всколыхнулось.
Да! Они были созданы друг для друга. Но при этом друг друга стоили оба. Такие похожие с этим удивительным взлетом из ничего на самый верх. С этими амбициями и азартом. С этим вот Show must go on. С желанием получить счастье полностью, целиком. С этими сценами ревности и скандалами. И я почему-то врею, что если Бог существует, то он соединил их в лучшем мире. Они ведь под конец всё друг другу простили. И теперь где-то далеко они вместе. Там где ничто уже их больше неразлуит. Никогда.
Reply
В 1992 году в газете Москвичка по следам сериала с Ассанте и Биссет опубликовали большую статью Борисова, в которой он писал, что правдой было, а где создатели фильма понаврали. Я не очень люблю разоблачительные статьи, и ещё меньше любила их, когда воспринимала этот союз исключительно романтически. И вот, как ни странно - а может, естественно - сейчас, двадцать лет спустя я воспринимаю их отношения так снова.
Вот я зарисовывала их - по-моему, как раз к борисовской статье и были картинки, там клеточки видны от тетради. Не помню, чьей работы набросок Жозефины, может быть, Давида - для «Коронации»? Но нет, он набрасывал её более грубой… с более тяжёлым подбородком. Эта Жозефина мне очень нравилась, такой я её себе и представляю.
Так странно читать у современников, что 32-летнюю женщину они называют старухой… ужас какой-то.
Reply
Ну, подлец подлецом, но писал-то сам, негров не приглашал. И ведь что ни говори, а у него были объективные причины испытывать чувство обиды по отношению к чете Бонапарт. По крайней мере из этих анекдотческих мемуаров точно видно, что писал их мужик мерзкий и обиженный, но не глупый и с чувством юмора. А это для меня уже франк в его копилку.
Кстати, он Жозефине описывает как "женщину, которя при всей своей необуздонности в ласках, готова была пить золото из черепа своего любовника". И сразу отмечает, что для неё (в отличии от мадам Тальен) на первом месте стоял именно материальный интерес, а не "удовольствие". Мерзко, конечно, но даже в этом описании промелькнула истина. Жозефина думала головой, а не каким-то другим местом. Снова риторически задаю вопрос, относительно "пустенькой головки"!
Про мемуары Лоры Абрантес Вы здорово подметили. Главное, что есть в них живинка. С мемуарами Ремюзы то же самое: те эпизоды, непосредственм участником и свидетелем которых она являлась, у меня лично не вызывают сомнения (хотя естественно доказать мне это не чем, просто на уровне "верю"). Потому что опять же, есть в этих воспоминаниях искорка, которая всё озаряет. И происходит она именно от этой вот "живинки".
Кстати, а упомянутый Вами эпизод про визиты Наполеона в Мальмезон, это когда он обнаруживает Жюно в постели с Лорой? Эпизод просто чудесный и такой весь... французский. Бальзаку было над чем поработать)
И не подскажите какие-то данные по тому номеру Москвички, где была статья Борисова? Даже что-то прочитать её захотелось.
Карандашный набросок Жозефины, если меня не подводит память, сделан во время Итальянской кампании 1796-1797 гг. Автор - либо Гро, либо Аппиани (не зная точно, склоняюсь к первому варианту).
Reply
Надо мне поискать мемуары Ремюза и Барраса хоть в переводе, хоть как-нибудь. Сейчас в сети чего только не найдёшь, а я давно не предпринимала попыток - интересы сильно сместились в иные стороны. Но то, что увлекало в юности, дорого и сейчас.
Насчёт публикации в "Москвичке" - поищу после работы данные, а если не найдёте, перепечатаю статью для Вас, я переписала в своё время полностью. Дело было в ту пору, когда ксероксов не было :).
Если у Вас есть какие-нибудь ссылки на переводы в сети - буду очень признательна, если поделитесь тоже.
Reply
Leave a comment