Не горячо, но мокро

May 30, 2014 23:12


На днях приятель предложил наведаться на очередное заседание Общественной комиссии по тарифам Администрации Приморского края.

Вот эта:  http://primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/tariffs/public-council/
Кто не в курсе, того наверно доставляет уже одно только многообразие её названий.
В официальной структуре Администрации http://primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/
этот орган именуется как :"Департамент по тарифам"
Если перейти по ссылке на сам "департамент", и посмотреть где там собственно формируются тарифные решения то главным органом окажется
"Региональная межведомственная комиссия по вопросам тарифной политики Приморского края"
http://primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/tariffs/public-council/
Но кому-то излишне любопытному захочется поближе узнать, что же это за зверь, то зверь этот ловко превращается... ловко превращается , ловко превращается в "Общественный Совет по вопросам тарифной политики Приморского края"
А в разговоре и протоколах и того круче "Общественная комиссия".

Ещё раз для тех кто боится высоты и страдает головокружением от канцелярских многабукафф

1) в начале был всем хорошо известный РЭК - региональная энергетическая комиссия - учреждённая Постановлением №40/9 вечно болеющего Сергея Михалыча 13 февраял 2001 года . Впрочем, в ту пору он ещё на здоровье не жаловался. А недугом страдал его предшественник Евгений Наздратенко, который , если кто помнит, особо сильно захворал в аккурат в то самый момент, как только в Приморье отопительные чугунные батареи стали завозить самолётами МЧС. Ну вот тогда под этот шум колёс создали и Комиссию.
2) В 2007-м здоровьеце Мужа жены Губернатора как-то разом засбоило, а тут ещё и губернаторов вдруг стали "назначать", Комиссию переделали в Департамент (постановлением Администрации Приморского края от 06 августа 2007 года № 214-па ), дабы не дёргалась и не шумела.
3) В 2012, когда перед недугом "неустановленного лица" медики окончательно расписались в своём бессилии, при этом Департаменте , как конопля на косогоре, вдруг снова проросла Комиссия, но теперь уже не "межведомственная" как раньше (где заседали не жалея штанов местные "капитаны индустрии"), а типа как бы "общественная". Ну что б электорат не волновался. Постановление №82/5 от 18 декабря 2012 года. Это действо совершалось под закос волны создания всяких многочисленный "общественных советов", "открытого правительства" и прочих способов "качать вагон". Ну вы в курсе.
4) Однако, понятное дело, будучи по старинке сформированным , как собранием представителей "организаций, обществ, государственных органов и органов местного самоуправления, представители которых приглашаются для участия в работе Общественного Совета" (заметьте "приглашаются". А могут ведь и не пригласить...), он конечно ни на какую "общественность" не напяливался. И вскоре вновь был переименован в "Региональную комиссию по тарифам" (29 июня 2013 года Постановление № 39/13).
Тогдашний состав этой бражки можно скачать тут: 
http://primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/tariffs/public-council/dtpk_new_s_obsh_sov.doc
Ну, а если кому лень тыкать сцылки, то посмотреть вот так:



Перечень представителей "общественности" говорит сам за себя.

5) Но чиновники не были бы таковыми, если б в своём стремлении комфортно сидеть на двух стульях и ни за что не отвечать они остановились бы на полпути. И тут эта публика тоже повела себя достойно: в состав "региональной комиссии" (следите за руками!) были включены "представители общественных советов (и далее по списку)".



Постановление № 39/13 от 26.07.2013 г. Ай-да молодцы!!!

Т.е., "комиссия" вроде бы как и комиссия (чиновный орган , прочно зафиксированный под пяткой "вертикали"), но если что - то и "общественный совет" : ведь вот же ж "людЯ" , вот "общественность", "сами всё решаютЬ", типа мы "не приделах".

Я к тому всю эту бюрократическую заумь пересказываю, что эта хрень-хитроплетень - она ведь не спроста. Так заметать следы умели только партизаны и душманы. Ну, и стало быть, мы по факту на войне. А потому приятель мой советовал мне сидеть в окопе, помалкивать и не высовываться.

Ну вот сходил.
В повестке было два вопроса : тарифы по теплу и на воду.
Резолютивная часть действа мутная, как и его формат, но в целом ясно :
a) тарифы (в данном случае на тепло/воду) будут повышать (как и ожидалось);
b) повышение запланировано на второе полугодие 2015 года (что, как бы расслабляет - доживут не все);
c) предельные уровни повышения завялены в размере 106% к нынешнему, что вроде бы в рамках инфляционных ожиданий (и это тоже расслабляет).
Расширенная информация представлена департаментом по тарифам в двух справках на 4-х страницах (многа букаф в скриншотах ниже).
Итоговый протокол со всем этим далее пойдёт в ФСТ. Там цифры утвердят и спустят.
Где-то через месяц действо повторится вновь : очередной вопрос повестки - тарифы на электроэнергию.
Жизнь продолжается.







Теперь о том, чего никак НЕ расслабляет.

А не расслабляет полная маразматичность самого механизма подобного горе-регулирования.

Потребители, (а некоторая условная "общественность" этого , с позволения сказать "общественного совета", была представлена и таковыми) откровенно возмущены тем, что их тут держат за лохов. Причём это возмущение касается, как самих тарифов, так и способа их образования, так и самого метода подачи материала в духе "ну_вы_тут_посоветуетесь,_а_я_ решу".

Не то, что б я был сильно на стороне толпы, но совершенно очевидно, что департамент ведёт себя вызывающе по хамски, к хамству этому своему привык и другого способа общения с внешним миром просто не знает. Выражается это хамство даже не столько в интонациях и лексике чиновников (да Бога ради, мы привыкли), а как раз в делах: заседание по принципиальнейшему вопросу региональной экономики проходило без заранее разосланных документов, все цифры предлагается принять "на слух"(ибо есть подозрения -взяты с потолка), а робкие попытки запросить комментарии самих услуго-производитлей, какие-нибуть ТЭО, бизнес-планы, отсекались аргументами типа "мы с ними разговаривали, мы всё знаем, а вас это не касается".

И я бы в это бы почти поверил, кабы оно хоть малость походило бы на правду.

Но вот посмотрим прилагаемые "справки".

В них аргументацией к расчёту цен на воду и тепло служит в том числе и удорожание тарифа на электроэнергию ( 108%). Но заметьте: за воду мы голосовали сегодня 30 мая, а тарифы на электроэнергию нам предложат рассмотреть только через месяц! Т.е. "регуляторы" либо уже заранее всё знают (и тогда зачем тут собирать людей?), либо они тупо подсовывают лоховскую шнягу, будучи уверенными, что всё-равно "прокатит" ибо лохи же...

Производителей услуг такая практика ценообразования тоже не удовлетворяет.

Уж и не знаю, правда ли что "Примтеплоэнерго" хочет повышения тарифа на 200%, как нас пугает департамент, и правда ли что "Примводоканал" понёс за прошлый год убытки в 600 млн рублей (кто нибуть видел его аудиторский отчёт?). Но в любом случае, правила по которым предлагается играть этим игрокам абсолютно не прозрачны, а значит ни о какой стабильности и предсказуемости профессионализме их менеджмента не может быть и речи. Гуляй-поле! Кто первым "схватил" - тот в дамках, кто раньше смылся с схваченным - тот молодец.

И в данном случае , сквозь чиновное хамство явственно проглядывает абсолютная недееспособность и некомпетентность такого "регулятора".

Опять же смотрим "справку" (и это было озвучено на заседании): одним из элементов удорожание представлен механизм переноса в "завтрашний тариф" убытков прошлых лет энергоснабжающих компаний.





Это что за чудо?!

Представим на минутку коммерческую фирму, торгующую, допустим, куриными яйцами по 100 рублей десяток. Куриные яйца у них никто не брал (цена конская!), товар протух и фирма понесла убытки. Но теперь... она предлагает покупателю десяток за 500 рублей, внеся в новую цену "убытки прошлых лет"! В нормальной рыночной экономике (как впрочем и на самом захудалом слободском базаре) такому горе-коммерсанту все эти яйца запихают сами понимаете куда. А тут важные дяди и тёти с серьёзным выражением лица...И даже специальное письмо у них имеется - Приказ ФСТ РФ от 28.01.2014 №81 и №82.

Думаете я смеюсь?

Вы просто ещё не прочувствовали всего йумора момента.

Следите за руками: по мнению департамента, в тарифы 2015 года предстоит внести не только те убытки, что генерирующие компании УЖЕ понесли в прошлые периоды 2012-2013 гг), но и те убытки, что они ПОНЕСУТ (может быть!) в оставшиеся месяцы 2014 года.
Индульгенция на головотяпство!

"А..? Что? Не берут яйца за "500"? Снова протухли? Ну и сами дураки - завтра я эти убытки снова вставлю и моя новая цена будет 1000!"

И цену эту мы УЖЕ сегодня утвердили.

Причём, то что потребитель не желает жрать тухлые яйца - это его же проблемы.

Читаем дальше "справку": полезный отпуск тепловой энергии предполагается быть сниженным (!) в 2015 году на 2% (он и в этом году снижался, и в предыдущем - это тренд). Потребители отсоединяются от сетей и берут гигакаллорий меньше. Потребление меньше, а цены растут!!! О-то-оно как, Михалыч!((С) "Наша Раша").

На робкие реплики из зала: "Как же так? Коль СПРОС снижается, должны снижаться ЦЕНЫ!", ответ непробиваемый, в том духе, что "ну извините, есть же постоянные издержки , их же надо окупать". Котлы - хоть не горят, а в обслуживании нуждаются Т.е. в пределе графика , если предположить, что скажем так к году 2020-у от теплоцентралей отключится почти весь город и останется там 1 (одна) единственная квратирка с 1(одной) единственной немощной бабулькой, присохшей к батарее, то вот той несчастной бабульке влупят счёт по самые "постоянные издержки" миллионов эдак надцать!!! Одной за всех!

Ибо нефиг было ей так долго жить!


Посудите сами, зачем энергокомпании в таком раскладе нанимать умного инициативного менеджера, зачем тратиться на дисциплинированный персонал и грамотных инженеров, которые рачительно и добросовестно ведут хозяйство, если в основах - какие бы убытки тупой начальник не наколобродил , потребитель их ГАРАНТИРОВАННО ОПЛАТИТ, о чём его уведомили уже за год вперёд?

Такого махрового совка, даже при "совке" самим совкам не снилось в их эротическом совковом сне!

Неудивительно, что в городе Владивостоке до сих пор не разработана Схема Теплоснабжения -главное формальное препятствие утверждения инвестиционных планов по модернизации местных энерго-генераций. А нафига чего-то там модернизировать когда и так жизнь хороша?

Впрочем , впаривать в тариф «инвестиционную надбавку» кое-кому департамент всё же разрешает и без всяких «схем». Не знаю как, и по какому основанию. Да и не желаю знать, поскольку сама идея «инвестиционной надбавки к тарифу» содержит элементы издевательства над русским языком.

Хочешь инвестиций? Направь на них свою ЗАРАБОТАННУЮ прибыль.

Не заработал прибыль ? Выпусти акции , возьми деньги на рынке ценных бумаг.

Но не надо эту несчастную, присохшую к батарее, бабульку записывать себе в «инвесторы», и окончательно нагибать ниже плинтуса, что бы она ещё и твои «инвестиции» оплачивала своим последним пятаком. В конце концов, есть же Закон, есть же понятие «навязанной услуги», за которую уже давно судить пора. Потребитель вправе платить только за гигакаллорию, и вправе НЕплатить за ваши «инвестиции». Для инвестиций надо обращаться не к потребителю, а к институциальному инвестору (если есть с чем).

А пока же кое-кому привычнее заставить раскошелится бабульку, чем маяться с IPO. И власть наша убогая его в этом безобразии с готовностью поддерживает.


Хотя, справедливости ради стоит заметить, «бабуля» в этой схеме может быть персонаж не крайний. За всё это буйство «регулирующих» фантазий вполне удовлетворённо кивая головой голосовал и департамент соц-пддержки (тоже член «общественного совета»). Уговор такой: когда бабульке влупят счёт от генерирующих компаний, к ней тут же подбегает соц-работнки с «компенсацией» в портфеле. Им, соцработникам, по такому вот счастливому поводу нарастят смету, может и зарплатку поднадбавят…

Все довольны.

Вопрос: откуда деньги? С бюджета вестимо.

У нас же с вами их и заберут - отрежут от дорог, от образования, от медицины… И это верно ! Ибо быть в этой стране слишком умным и слишком долго жить ,согласитесь  - не патриотично как-то.


Но я то всё же не об этом. Я - о НЕПРОЗРАЧНОСТИ решений.

Вот у Примтеплоэнерго все шоколадно, ещё не заработанные убытки уже вписали в будущий тариф. А рядом с ним Водоканал -  не первый год в убытках от фекальных стоков торчит по самые, как говортся, ноздри, но никто ему нисколечки скостить не хочет. А ведь странно, согласитесь. Когда затевали класть по городу каныгу, и при большом собрании журналистов, резали там ленточки у очистных, неуж-то и впрямь надеялись, что всё это будет удачно течь/качаться/чиститься за просто так, само собой, без денег и расчётов?

Ну, вот потекло.

А тариф всё тот же. А там между прочим одной только электроэнергии насосов на пару сотен киловатт.
Две компании, один рынок - подходы же взаимоисключающие.
Как бы загадка?

Ну и в завершении, кусочек из реальной жизни



Актуальный вид состояния магистральной теплотрассы от ТЭЦ-1 в районе мыса Кунгасный.

Хорошо видно, что теплоизоляции здесь нет уже не первый год, и ясный йожик - все теплопотери расписаны в тарифах населению - оно и платит.
Это не удивительно.

Забавно другое. Когда -то изоляция таки была. Но по суете перед известным уже почти забытым Саммитом, когда Водоканал тут второпях тянул свою канализацию, его бравые бульдозеристы посбивали с труб весь пенопласт (ибо торопились же!).

Канализация не пашет и поныне.

Тепло от ТЭЦ разогревает просторы Вселенной .

Угадайте на спор: кому за это каждый раз приходит счёт?
Previous post Next post
Up