Американские психологи разработали новую шкалу оценки уровня так называемой интеллектуальной скромности и благодаря ей выявили характерные признаки людей, умеющих признавать ошибочность своих суждений.
Интеллектуальная скромность - осознание человеком того факта, что его суждения и взгляды могут быть ошибочными из-за отсутствия полной и достоверной информации.
Это качество выражается в способности прислушаться к чужим аргументам и отнестись с уважением к точке зрения, отличной от своей.
Чем ниже уровень интеллектуальной скромности, тем больше человек убежден в безошибочности своих взглядов, глух к чужим аргументам и менее гибок в изменении своих суждений.
Психологи из нескольких университетов США задались целью выявить, какие личностные качества отличают людей с высокой и низкой интеллектуальной скромностью. Для этого они разработали специальную шкалу.
Шкала состояла из пяти утверждений:
«я подвергаю сомнению свое мнение и убеждения, потому что они могут быть ошибочными»,
«я пересматриваю свои взгляды в свете новых фактов»,
«я признаю ценность мнений, отличных от моего»,
«я признаю, что мои убеждения могут быть ошибочными»,
«я готов изменить свое мнение, если получу аргументы в пользу другой точки зрения»,
«мне нравится находить информацию, которая изменяет мои представления о чем-либо»
Степень соответствия/несоответствия этих утверждений человеку оценивали в баллах, после того как он проходил серию ранее составленных тестов на различные свойства личности.
Затем готовую шкалу применяли к испытуемым в серии исследований, чтобы выявить, как высокая или низкая интеллектуальная скромность связана со свойствами личности.
Например, в одном испытании люди заполняли специальный опросник на выявление нарциссизма и догматизма.
Во втором исследовании ученые рассмотрели, как люди с разным уровнем интеллектуальной скромности реагируют на мнения, кардинально отличающиеся от их убеждений, и на людей, которые их высказали.
Для этого участников (в эксперименте участвовали и верующие, и атеисты) просили прочесть одну из статей о влиянии религии на общество и оценить ее по разным критерия.
Третье исследование позволило понять, как высокий уровень интеллектуального смирения связан с готовностью человека проголосовать за политика, который поменял свое мнение в силу различных факторов.
Следующий эксперимент рассматривал восприимчивость людей с высоким и низким уровнем интеллектуального смирения к убедительным и малоубедительным аргументам.
Второе исследование показало, что люди с высоким уровнем интеллектуального смирения были менее уверены, что их суждение о религии правильно, и меньше судили людей на основе их религиозных взглядов.
В третьем исследовании стало ясно, что «интеллектуальные скромники» менее склонны думать, что политики, которые меняют свое мнение, ветрены и непоследовательны, и поэтому относились к ним лояльнее, чем люди с низким уровнем интеллектуальной скромности.
Последний эксперимент показал, что люди, которые допускают возможность ошибки в своих суждениях, склонны верить в более убедительные аргументы.
В итоге психологи выяснили, что люди с высокой интеллектуальной скромностью более открыты, любознательны, склонны к экзистенциальным поискам, любят изучать все новое и не страдают нарциссизмом, также не привержены догмам.
При этом эксперименты показали, что интеллектуальная скромность не зависит от религиозности индивида, а также не имеет ничего общего с политическими взглядами.
Другими словами, интеллектуально скромные люди могут быть как верующими, так и атеистами.
В то же время и либералы, и консерваторы могут быть догматиками, убежденными в превосходстве своего мнения над другими.
Ученые предполагают, что интеллектуальная скромность - как черта личности и как общественная ценность - может благотворно влиять на межличностные отношения, уменьшая напряженность между приверженцами разных религий, политических партий, и повысить уровень толерантности в обществе.
Психологи также убеждены, что интеллектуальную скромность в человеке можно и нужно воспитывать.
О. Чагин