На Западе слово «женское обрезание», или «клитородэктомия», ассоциируется с некоторыми отсталыми регионами Африки. Однако у западных медиков также богатый опыт в этой области. В XIX веке удаление клитора считалась нормальным хирургическим вмешательством, которое было способно привести к исцелению многих женских заболеваний.
Доктор Бейкер Браун
Удаление клитора, как считалось в XIX веке, было самым эффективным способом лечения психических заболеваний у женщин. К примеру, в обращении, выпущенном в 1855 году в поддержку расширения женской больницы в Нью-Йорке, можно прочитать следующее: «Статистика наших больниц для душевнобольных показывают, что 25-40% всех случаев психических заболеваний коренятся непосредственно в органических женских болезнях, которые в большинстве случаев возможно излечить, если провести необходимое и своевременное лечение».
Ведущим поборником медицинской клитородектомии был английский гинеколог Айзек Бейкер Браун, один из основателей Больницы Святой Девы Марии в Лондоне, в которой он и работал хирургом-гинекологом, имея безупречную репутацию. В 1858 году его слава была столь высока (как и его финансовые возможности), что он смог открыть частную клинику под названием «Лондонская клиника хирургических методов лечения женщин». В 1865 году его избрали президентом Лондонского медицинского общества, а в 1866 он опубликовал книгу под названием «Об излечении некоторых видов безумия, эпилепсии, каталепсии и истерии у женщин». Книга почти целиком представляла собой восторженный панегирик удалению клитора. На проведение подобных операций Бейкер Брауна вдохновили популярные в те годы идеи относительно физиологии нервной системы: считалось, что если мозг находится в состоянии полного смятения, то причина может заключаться в «периферийном раздражении».
«Постоянно занимаясь лечением заболеваний женских половых органов, я неоднократно терпел неудачи при попытках успешно справляться с истерическими и иными нервными проявлениями, которые осложняли гинекологические проблемы, и притом не мог установить истинную причину своих неудач. Долгие и частые наблюдения убедили меня в том, что большое количество заболеваний, встречающихся только у женщин, зависели от утраты нервической силы, и что это было вызвано периферийным раздражением, причём изначально оно возникает в некоторых ответвлениях лонного нерва, а именно во входящем нерве, питающем клитор, а иногда и в некоторых ответвлениях, обеспечивающих влагалище, промежность и анус», - писал этот врач.
Он, несомненно, искренне верил, что нервные заболевания, которые встречались в его практике, должны были в конечном счёте приводить к смерти женщины, так что на этом фоне принимаемые им крайние меры становятся несколько более понятными. Врач сам так описывал свои действия:
«Пациентке был дан полный наркоз (операцию делали под хлороформом), а затем у неё можно было спокойно отрезать клитор - либо ножницами, либо скальпелем. Я лично всегда предпочитаю ножницы. Затем рану следует плотно заполнить компрессами из корпии, наложить прокладку и как следует забинтовать Т-образной повязкой. За пациенткой полагалось тщательно наблюдать, и эта обязанность возлагалась на медсестер, причем руки пациентке нередко связывали, чтобы она не могла дотрагиваться до раны».
Довольно часто клитор удаляли в тот же день, когда пациентку помещали в клинику, а выписывали её из Клиники хирургических методов лечения через две-три недели, притом неизменно объявляя «излеченной». Некоторые пациентки и их родственники писали затем письма, исполненные безудержной благодарности: у них мгновенно проходили запоры, которые прежде мучали их годами; женщины, которым никак не удавалось прежде забеременеть, избавлялись от своего бесплодия; даже опухоли рассасывались.
«После беседы с её мужем оказалось, что в течение нескольких лет она страдала жесточайшими припадками, особенно во время менструаций, так что она порой набрасывалась на него и раздирала ему кожу ногтями, словно тигрица. Однако эта пациентка в результате полностью выздоровела; впоследствии она не страдала от каких-либо болезней и стала во всех отношениях хорошей женой», - описывал последствия врач.
В США у Бейкер Брауна нашлось немало последователей. Согласно историку Дж. Дж. Баркер-Бенфилду, такие операции выполнялись там с 1860-х годов до 1904 года, а обрезание клитора активно пропагандировалось в качестве метода лечения психических заболеваний. Книга Бейкер Брауна стала источником вдохновения для местных врачей, это видно из отчета Общества акушеров города Филадельфии за 1873 год. Тогда некий доктор Гуделл познакомил своих коллег со следующей проблемой: одна из его пациенток, тридцатилетняя женщина, начиная с четырнадцатилетнего возраста страдала маниакальным стремлением к мастурбации, причём она прежде уже консультировалась с хирургом по поводу ухудшения состояния здоровья и связанного с этим помрачением ума. Хирург сделал заключение, что её клитор был аномально велик, и потому удалил часть его.
Однако отсечение клитора было не единственным «лечением» нервных и психических заболеваний у женщин в то время. Врачи также широко практиковали «лечение» удалением яичников или матки. Одним из «пионеров» в этой области был голландский профессор гинекологии Гектор Тройб (1856-1920). Вот один из случаев его «лечения».
«Женщина вначале получала сеансы «психического лечения» от самого Тройба, причем эта терапия «заключалась в каждодневных беседах-лекциях, которые носили более или менее добродушный характер, так что пациентка постепенно привыкала к тому, чтобы сидеть на стуле, а потом и совершать небольшие прогулки». Поскольку она была убеждена, что у нее опухоль яичников, Тройб сделал ей операцию по их удалению.
Однако, несмотря на это, боли в брюшной полости сохранились и были очень сильными. После процедуры электрокаустики шейки матки (прижигания тканей с помощью электричества) Тройб решил «полечить чрезмерно чувствительную пациентку» с помощью прижигания железным тавро для клеймения. Затем последовал курс серных ванн, после чего Тройб также «некоторое время лечил пациентку с помощью сеансов холодного душа». В результате, провозившись с нею около пяти месяцев и исчерпав все свои возможности, Тройб порекомендовал ей обратиться к психиатру по имени Винклер.
Рассказывают известную историю о гинекологе, который написал врачу-терапевту, направлявшему к нему одну пациентку: «Не имеет более смысла направлять эту даму ко мне, поскольку у неё не осталось более тех органов, которые входят в компетенцию гинеколога».
Также в этой области прославился Роберт Бэтти, хирург из города Рим в штате Джорджия, именем которого названа операция по удалению нормальных яичников. Одна женщина, занимавшаяся мастурбацией (что тогда считалось половым извращением), писала после операции, проведённой Бэтти: «Моё самочувствие теперь такое, что лучше не бывает. Я знаю, насколько мне хорошо; я больше не онанирую; это мне теперь чуждо и противно».
Восторг, с которым хирурги в Америке взялись тогда за проведение операций на женских половых органах, привел к длительным последствиям. США - страна с самым большим количеством гистерэктомии: сегодня там у каждой третьей женщины старше 60 лет удалена матка (тогда как во Франции это соотношение составляет не более 1:18). Более того, в США заодно также удаляют и яичники.
Клитородэктомия была искоренена в конце XIX века в Европе и начале ХХ века в Америке. Сегодня «оплотом» этой операции остаются страны севера Африки (в первую очередь Судан и Сомали, где обрезание клитора проводят 99% девочкам). На Западе развёрнута мощная кампания по искоренению этого зла в Африке. Более того, на этом и других континентах в начале XXI века клитородэктомия получает всё большее распространение.
К примеру, в Уганде, где прежде подобный ритуал в культуре отсутствовал, высшие слои общества теперь ввели в практику процедуру обрезания клитора для своих дочерей. Причиной этого стало утверждение, что процедура якобы способна укрепить африканские корни их национальной самобытности. В Индонезии и ранее было принято делать надрез в области клитора, однако сегодня, когда там всё больше начинают носить мусульманские платки-хиджабы, можно предположить, что и женское обрезание станет куда более радикальным. В Чаде и ЦАР введение обрезания у женщин объясняют тем, что в условиях бушующей там эпидемией ВИЧ это помогает избегать сексуальных отношений до брака. Так легко победить клитородэктомию в Африке и других странах не удастся.
источник