В чём смысл мумификации: египтология заблуждалась почти две сотни лет

Aug 07, 2024 17:30

Исследователи из Манчестерского университета Англии в предверии открытия выставки "Золотые мумии Египта" в феврале 2023 года в том же Манчестере сделали достаточно сенсационное заявление, касающееся нашего понимания смысла погребальных обрядов древних египтян.

Так, согласно заявлению учёных, египтология ошибочно понимала смысл ритуала мумификации тел усопших.



Роспись одной из гробниц в Дейр-эль-Медине

До недавнего времени считалось, что египтянам была так важна мумификация, так как они полагали, что тело необходимо законсервировать, то есть сохранить для загробной жизни, где оно будет нужно в максимально целостном состоянии. Однако это оказалось ошибкой.

Кэмпбелл Прайс, куратор музея Манчестерского университета по Египту и Судану, утверждает, что причиной такого заблуждения стала неверная интерпретации значения одного из важнейших ингредиентов мумификации - соли.




Саркофаг в гробнице K.V. 47 в долине Царей



Саркофаг в гробнице K.V. 47 в долине Царей

Всё дело в том, что первые британские исследователи мумий в XIX веке посчитали, что соль в мумификации служит с той же целью, что и соль при засолке рыбы, то есть для консервации.

"Идея заключалась в том, что вы сохраняете рыбу, чтобы съесть ее в будущем. Итак, они (египтологи) предположили, что с человеческим телом делали то же самое, что и с рыбой". Кэмпбелл Прайс

Исследователи не учли тот факт, что соль, используемая для консервации пищи, в данном случае конкретно рыбы, отличается от того вещества, которым пользовались египтяне для мумификации. Природный минерал натрон, состоящий из карбоната натрия, бикарбоната натрия, хлорида натрия и сульфата натрия, добывался в больших количествах вокруг озёр, располагавшихся в долине Нила. Именно он служил главным ингредиентом при мумификации тел в Древнем Египте. Кроме этого, Натрон использовался и в других ритуалах, например, наносился на храмовые статуи богов и необходим был для ритуального очищения.

Помимо надрана в ритуалах по мумификации использовались популярные благовония вроде ладана и мирры.

"Посмотрите на ладан и мирру - они являлись дарами трех мудрецов в христианской истории Иисуса. В истории же древнего Египта мы обнаружили, что они также были подходящими дарами для бога". Кэмпбелл Прайс

Честно говоря, при написании статьи, я немного впал в ступор. То ли ресурс LiveScience и автор оригинального материала журналистка Дженнифер Налевицки неверно интерпретировали слова куратор музея Манчестерского университета по Египту и Судану, то ли он выразился некорректно, но в вышеприведенной цитате причина со следствием поменяны местами. Или даже вообще не взаимосвязаны, хотя должны бы.



Саркофаги в музее на острове Элефантина в Асуане

Далее снова цитата Кэмпбелла Прайса:

«В древнеегипетском языке было своё слово, обозначающее благовония - «сенетжер». Этот термин буквально переводился как «делать божественным». Когда в храме воскуриваются благовония, это уместно, потому что это дом бога, а благовония делают божественным само пространство. Но затем, когда вы наносите благовонные смолы на тело, то божественным вы делаете уже тело, превращая его как бы в божественное существо. То есть, суть не в сохранении самого тела».

Первые египтологи викторианской Англии были христианами. Их религиозное убеждение в том, что умершим в загробной жизни также нужны будут их тела, дополнительно сыграло с исследователями злую шутку, подтверждая ложную интерпретацию истинного смысла мумификации.

Кроме того, Прайс озвучил ещё пару интересных идей:

«… Что касается удаления внутренних органов при мумификации, то я думаю, что на самом деле это имеет несколько более глубокий смысл. Он заключается в том, что тело как бы преобразовывалось в божественную статую».

«…В английском маска - это то, что скрывает вашу личность; тогда как портрет - то, что её раскрывает. То есть, погребальные предметы, вроде панелей и масок придают идеализированный образ божественной форме».

Таким образом, если нынешняя интерпретация процесса мумификации, представленная Манчестерским университетом и Кэмпбеллом Прайсом верна, то основной идеей этого важнейшего для Древнего Египта ритуала являлось вовсе не сохранение тела умершего, а своеобразным способом его обожествление.



Роспись одной из гробниц в Дейр-эль-Медине

Тот факт, что египтология на протяжении почти 200 лет неверно интерпретировала столь важный древнеегипетский ритуал, пожалуй, говорит о многом.



Саркофаг в гробнице K.V.14 в долине Царей



Саркофаг в гробнице K.V.14 в долине Царей

Как по мне, важен даже не сам факт ошибки. В конце концов, все ошибаются. Никто от ошибок не застрахован: ни отдельный человек, ни даже целая наука. Ошибки - это нормально и естественно. Меня скорее удивило то, насколько странной кажется изначальная интерпретация мумификации, во многом основанная лишь на внешнем сходстве, казалось бы, почти несвязанных вещей: заготовки пищевых продуктов и сакральном ритуале древних. Да и общий элемент, соль, оказался вовсе не общим. Такой безответственный подход в деле изучения древнейшей культуры выглядит весьма странным. И весь вопрос в том, сколько ещё выводов в египтологии было сделано на основе вот таких вот домыслов.



Погребальная маска в Каирском музее



Погребальная маска в Каирском музее



Погребальная маска в Каирском музее

Конечно, можно предположить, что Кэмпбелл Прайс и его коллеги также могут заблуждаться, но выводы их выглядят куда более логичными. И если однажды окажется, что они в чём-то были не правы, то вряд ли кто-то посмотрит косо в их сторону. Кроме того, процесс интерпретации всегда имеет очень солидную субъективную составляющую.



Саркофаг в Каирском музее



Саркофаг в Каирском музее



Саркофаг в Каирском музее

27 сентября 2022 года мир отметил двухсотлетнюю годовщину со дня основания египтологии. Эта важнейшая наука, изучающая одну из наиболее интересных цивилизаций нашего далекого прошлого. Цивилизации, оставившей после себя такое огромное количество артефактов и загадок, что разбираться с ними будет ещё не одно поколение учёных и энтузиастов. Поэтому, как мне кажется, для египтологии особенно важно принимать во внимание не только культурные, философские и мировоззренческие нюансы Древнего Египта, которые, безусловно, очень важны и на изучение которых специалисты тратят десятилетия, но и другие детали, о существовании которых говорит не только логика и здравый смысл, но и накопленные нашей цивилизацией знания в совсем других научных областях, которые на практике оказываются куда более связаны с достоянием Древнего Египта, чем это может показаться на первый взгляд.



Саркофаги Каирского музея



Саркофаги Каирского музея

А там, глядишь, и труды одного из столпов египтологии, Флиндерса Питри, будут восприниматься в более полном объёме, чем сегодня. (С. Дешевой)



Роспись одной из гробниц в Дейр-эль-Медине

Автор фото: Сергей Дешевой.

источник

Египет, артефакты, технологии, мумии

Previous post Next post
Up