Сын короля Артура играет в лохотрон справедливости

Apr 19, 2024 22:00

Сегодня для нас нет ничего актуальней наследий.

Воскресенье, ув. друзья, и обычно по воскресеньям у нас «Собеседники Вечности». Но мартовская суперсерия завершилась, и я позволю себе вернуться к экспериментальной рубрике «вдумчивый текст по сумме писем ув. подписчиков».

Что ещё необычней - сегодня есть возможность дополнить тему вчерашней публикации, посвящённой истории. Эта публикация успела вызвать ряд дополнительных вопросов и возражений. Общий вайб их можно сформулировать так:

- Стоит ли редуцировать ценность Истории-науки к историям-сюжетам? Разве История не является мощным инструментом пропаганды и контрпропаганды, разве она не создаёт картину настоящего в головах людей и не определяет поведение масс и наций? В этом случае роль исторической истины резко повышается. Ведь знание истинных обстоятельств может защищать нас от деструктивных воздействий.

…Ну что ж, всё логично. Давайте рассмотрим «истину фактов».


Один из ув. друзей предложил хороший конкретный пример: т. н. норманскую теорию. Суть, как мы помним, в том, что на ранних этапах отечественной государственности в ней сыграли роль скандинавы. Трактовки, осевшие в массовом сознании, варьируются от «норманны создали диким славянам цивилизацию» до «в числе всех прочих элементов, способствовавших образованию и развитию Руси, были также и варяжские дружины с их князьями».

В части фактов у нас на этот счёт не очень большое богатство: есть несколько строк из «Повести временных лет», есть несколько иностранных источников, демонстрирующих скандинавские имена ранних отечественных князей и намекающих, что пару-тройку первых поколений эти князья ещё если не говорили на северо-германском в быту, то по меньшей мере его знали.

Это, грубо говоря, всё. Насколько автор этих взволнованных строк, не будучи фанатом соответствующей темы, может судить - основные батлы ведутся уже не первый век вокруг происхождения слова «Русь», для которого предлагается как скандинавская, так и иранская этимологии.

Ну так вот.

Если не фантазировать поверх фактов, то происхождение этнонима и этническое происхождение ранних князей имеют околонулевое значение. В течение века после завоевания о. Британия Вильгельмом (создавшим там, кажется, первое прочно централизованное государство) знать этого острова говорила строго на французском, что не помешало Англии и Франции колошматить друг дружку большую часть второго тысячелетия н. э. Британцы не стали французами.

Современные турки (это не только исторический, но и генетический факт) имеют меньше родства с тюрками, спустившимися некогда с Алтайских гор, чем современные литовцы. Турки - это генетически всё те же бывшие греки, лидийцы, мидийцы, армяне, хетты и всё остальное, в своё время перешедшие с греческого на огузский и принявшие магометанство. И что, они из-за этого перестали быть турками, которых мы знаем сегодня?

Наконец - если нам нужно документальное свидетельство германского участия в русской или британской государственности, то незачем лезть ни в какие древние летописи. У нас есть вполне свежие источники, объясняющие, откуда у нас появились Врангели, Унгерн-Штернберги, Фонвизины, Дельвиги и лично царица Екатерина Великая. И что, спрашивается. У нас есть также точное знание о том, что текущая Виндзорская династия Англии до 1917 года носила длинное немецкое имя. И что теперь.

Реальное значение имеет не кто откуда произошёл, а кто кем стал. Индийцы не стали тюрками после завоевания Бабура - это бабуриды стали индийцами-мусульманами. Славяне не оскандинавились и не онемечились после неоднократных приглашений германцев - это германцы (как и славяне) обрусели.

Подчеркну: почти всякий раз, когда одна культура сливается с другой, получается не полное растворение победителя в побеждённом, а микс со смешанными и новыми чертами - но так, собственно, и создаются народы. Если бы русские после приглашения варягов стали подобием скандинавов - современные интеллектуальные битвы при норманнах имели бы какой-то практический смысл, но посмотрим на скандинавов и посмотрим на себя: результат явно разный.

Следовательно, вопрос генетического происхождения (и бьющий из него фонтан фантазийных трактовок) в принципе может живо волновать только современников с недовольными тараканами в головах, жаждущих сатисфакции за свою субъективную обделённость.

И здесь уместно обратиться к теме, которую я мельком затронул в открытых блогах на уходящей неделе.

Существует отчётливо деструктивный психический задвиг, который, наверно, можно назвать «комплексом Мордреда». Жертва данного задвига в некоторый момент начинает считать себя правомочным обладателем чего-нибудь ценного, лишённым своих законных прав в результате обмана и произвола (собственно мифический Мордред, как мы помним, был внебрачным сыном Артура, снедаемым жаждой престола. Всё кончилось плохо для всех).

Комплекс Мордреда многолик, но удивительно однообразен по существу.

1. Вот у нас есть граждане, не удовлетворённые своим положением.

2. Часть этих граждан, встав перед великим личным выбором между «что делать» и «кто виноват», решительно выбирают последнее и ищут себе виновных.

3. К этим гражданам приходит таракан объяснения, рассказывающий, кто именно их обокрал, обставил и обделил - и попутно поясняющий, что для расколдования и обретения своего наследного королевства они должны выполнить очень-очень простое действие. Фактически - просто выразить своё согласие на вступление в наследство.

4. Всё озаряется ослепительным светом понимания. Конечно же, величие, богатство и благополучие похищено этими. Будущий потерпевший решительно выражает своё согласие на получение своего. Увлечённый процессом, он даже соглашается на небольшие сопутствующие мелочи - перевести 5 тыр за оформление наследства, вложить 10 тыр для получения 100 000 через четыре недели, выйти на улицу и поорать с требованием вернуть.

(я намеренно смешиваю здесь носителей исторического ресентимента с жертвами лохотронов, потому что это одни и те же люди. Жертвы лохотрона на 90% представляют собой людей, убеждённых в том, что мир несправедлив и поделен хитрыми рептилоидами как дойное стадо - а себя как жертв этого мошеннического заговора, всё понимающих, но неспособных победить систему. Эти граждане воспринимают приглашение в лохотрон как письмо из Хогвартса, извещающее их о том, что они на самом деле не лохи-магглы, а потерянное колено магов-рептилоидов, Умеющее в Финансы).

5. Затем следует, в полном соответствии с принципом сюжетности, развязка. Наш Мордред выходит на оперативный простор, выполняя предписанное ему Простое Действие - и здесь соблазн/морок/иллюзия/стройная концепция Исторической Истины покидают его, обнажая дохлую правду жизни: он по-прежнему маггл, лох, потерпевший и сирота.

- Вместо десяти миллионов рублей, в которые должны были превратиться его одолженные по родным и занятые у банка 850 тыр, он получает обнадёживающее письмо «у нас временные трудности, вызванные интригами конкурирующих рептилоидов, но скоро всё будет, переведите ещё 15 300 руб, чтобы встать в первую очередь на выплаты».

- Вместо 600 000 000 000 евро, которые должны были зайти в страну и чудесно превратить её в воображаемую Швейцарию после избавления от воровского режима Проффесора, он получает обнадёживающее письмо «у нас временные трудности, вызванные противодействием москалей, но скоро всё будет, вот только отобьём Донбасс».

- и так далее.

Тот факт, что комплекс Мордреда первичен, а само оформление соблазна вторично - доказывается тем, что многие ув. современники ухитряются создавать лохотроны в собственных головах даже без всякого участия второй стороны. Так, существует многоглавая толпа разочаровавшихся-в-Путине-патриотов, в разное время в ходе сложной парасоциальной связи решивших, что им поступило от В. В. Путина обещание вернуть им Украденное Наследство - и страдающих от того, что он всё не выполняет.

То есть:

- Не восстанавливает Святую Русь и СССР;

- Не объявляет национализацию;

- Не выгоняет всех евреев и завезённых ими таджиков;

- Не возвращает на постоянной основе топоним Сталинград, не выступает с Мавзолея, не сносит Мавзолей и не хоронит Ленина;

- Всё не увольняет Набиуллину, не начинает Большую Одесскую Операцию, не бомбит Англию.

…А теперь спросим себя, ув. друзья: многое ли тут практически может изменить «история фактов»?

Мы живём не в чистой физической действительности, а в описывающих её реальностях. В сюжетах, в мифах, в архетипах.

Адекватным восприятием для нас выступает такое описание действительности, которое не слишком конфликтует с нею самой. В этом смысле парадоксальным образом какой-нибудь отбитый солипсист, полагающий, что мир иллюзорен или вообще компьютерная Матрица - может быть большим реалистом, чем полный исторический материалист. Ибо солипсист всегда может сказать себе «ага, законы Матрицы теперь таковы - перепрограммировали, значит». А материалист, уверенный, что он-то точно владеет настоящим знанием о действительности, впадает в бешенство из-за того, что действительность проезжает по построенной им модели мироздания грубыми гусеничными траками, игнорируя все его прогнозы. И в итоге - поскольку признать «я впал в соблазн и иллюзию» невыносимо - он начинает наворачивать дополнительные сущности, объясняя себе и окружающим, что данная им в ощущениях действительность иллюзорна, чувства их обманывают, и на самом-то деле сокрытая настоящая правда соответствует его концепции.

Поэтому человек с комплексом Мордреда наплюёт со своей слоновой башни на любые факты, если они не покрыты приятнойглазурью трактовки, питающей его соблазн.

К сказанному остаётся добавить одно соображение.

На комплексе Мордреда действительно можно хорошо подняться и немало заработать. Но единственный способ подняться на нём - это продавать его соответствующим мордредам, а не быть одним из них.

Можно продавать Запретную Историю Русов мамкиным викингам. Можно продавать Тайную Историю Башкир мамкиным батырам. Можно продавать деколонизаторство невротичным филологичкам нацреспублик, а Исторический Долг России - т. н. «соотечественникам-за-рубежом».

Но кто это у них покупает, тот поступает неправильно.

Автор этих взволнованных строк «лишался наследства» неоднократно - в прямом и переносном значениях.

Спустя годы, глядя в прошлое, он не испытывает за эти эпизоды ничего, кроме признательности ув. Провидению. Ибо каждое из этих наследств, достанься оно ему, удержало бы его от становления тем, кем он стал к настоящему времени. А автор этих взволнованных строк ценит то, что получил собственными усилиями и мудростью ув. Провидения, куда больше, чем всё, что мог бы получить в наследство.

Всякое наследство несёт на себе печать обязательств и отягощений - даже вполне настоящее.

Наследство же ложное, иллюзорное - несёт в себе одни отягощения. Ибо, как гласит знаменитая пословица, если вам предлагают что-то бесплатно, значит, товар это вы.

Виктор Мараховский

Мараховский, наследие

Previous post Next post
Up