Об Александре Матвеевиче Матросове, памяти о нём и о героях-матросовцах

Feb 05, 2024 18:30

«…сегодня комбат рассказал случай, как погиб один генерал, погиб, стоя лицом на запад. Я люблю жизнь, хочу жить <…> Но если мне суждено погибнуть, я хотел бы умереть так, как этот наш генерал: в бою и лицом на запад...» (Из письма А. М. Матросова).




ПРИКАЗ

Народного комиссара обороны.

8 сентября 1943 г. № 269 г. Москва

23 февраля 1943 года гвардии рядовой 254 Гвардейского стрелкового полка 56 Гвардейской стрелковой дивизии Александр Матвеевич МАТРОСОВ в решающую минуту боя с немецко-фашистскими захватчиками за дер. ЧЕРНУШКИ, прорвавшись к вражескому дзоту закрыл своим телом амбразуру, пожертвовал собой и тем обеспечил успех наступающего подразделения.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июня 1943 г. гвардии рядовому тов. МАТРОСОВУ посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Великий подвиг товарища МАТРОСОВА должен служить примером воинской доблести и героизма для всех воинов Красной Армии.

Для увековечивания памяти Героя Советского Союза гвардии рядового Александра Матвеевича МАТРОСОВА

ПРИКАЗЫВАЮ

  1. 254 Гвардейскому стрелковому полку 56 Гвардейской стрелковой дивизии присвоить наименование: «254 Гвардейский стрелковый полк имени Александра МАТРОСОВА».
  2. Героя Советского Союза гвардии рядового Александра Матвеевича Матросова зачислить навечно в списки 1-й роты 254 Гвардейского стрелкового полка имени Александра МАТРОСОВА.
Народный комиссар обороны

Маршал Советского Союза И. В. Сталин[1]

Согласно официальной версии, Александр Матросов родился 5 февраля 1924 года в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск), воспитывался в Ивановском (Майнский район) и Мелекесском детских домах в Ульяновской области и в Уфимской детской трудовой колонии[2], на территории которой в настоящее время располагается Уфимский юридический институт МВД России[3].

По другой версии, Александр Матросов родился в селе Высокий Колок Ставропольского уезда Самарской губернии (в настоящее время территория Новомалыклинского района Ульяновской области). Мать Саши, оставшись с тремя детьми без мужа, отдала его в Мелекесский детский дом, чтобы спасти от голода. Оттуда его перевели в Ивановский детский дом Майнского района[4].

Также существует версия, что настоящее имя Матросова - Шакирьян Юнусович Мухамедьянов, а родился он в деревне Кунакбаево Тамьян-Катайского кантона Башкирской АССР (ныне Учалинского района Башкортостана). Согласно этой версии, фамилию Матросов он взял в бытность свою беспризорником (после того как убежал из дома после нового брака отца) и записался под ней при определении его в детский дом[5]. Инициаторами версии о том, что Матросов вовсе не Матросов выступили башкирский журналист Рауф Насыров и историк Алим Зарипов, оба родом из Учалинского района, где якобы и родился настоящий герой. Чем руководствовались исследователи, придумывая новую биографию советскому солдату - конъюнктурой перестроечных разоблачений? Желанием прославить свою малую родину? Необходимостью появления новых национальных героев?[6]

Куда потом исчез Шакирьян, сказать сложно: бумаги всех детских домов Башкирской АССР начала 30-х годов не сохранились. Но не исключено, что он попал в детоприемник-распределитель по линии НКВД, откуда его направили в Мелекесс (ныне Димитровград) Ульяновской области. Там, говорят, и появились его «первые следы», и там он уже был Сашкой Матросовым. Среди беспризорников существовали свои законы, и один из них гласил: если ты не русский тебе никогда не поверят и всячески будут сторониться. Поэтому, попадая в детдома и колонии, подростки, особенно пацаны, всячески старались изменить свои родные фамилии и имена на русские. Позже, уже будучи в Ивановской режимной колонии, Сашка со смехом откровенничал, как, устраиваясь в детдом, назвал своим родным местом город, в котором ни разу не был. Это несколько приоткрывает завесу, откуда во всех справочниках и энциклопедиях появился город Днепропетровск как место рождения Александра Матросова.

Последний раз в родном Кунакбаево Шакирьяна видели летом 1939 года. К тому времени он окончательно обрусел и всем представлялся Александром Матросовым. Его никто особо не переспрашивал «почему» - было не принято задавать много вопросов. Сашка поправился, был аккуратно одет: на голове - бескозырка, под рубашкой виднелась тельняшка.

В 1939 году Александр был направлен на вагоноремонтный завод в городе Куйбышеве (ныне Самара), но вскоре оттуда сбежал. Снова следы Матросова всплыли осенью 1940 года в Саратове. Как явствует из сохранившихся до наших дней документов, народный суд 3-го участка Фрунзенского района 8 октября осудил его по статье 192-й УК РСФСР к двум годам лишения свободы. Матросов был признан виновным в том, что, несмотря на данную им подписку о выезде из города Саратова в 24 часа, продолжал там проживать. Только 5 мая 1967 года Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР смогла вернуться к кассационному рассмотрению этого дела, и приговор был отменен. Отбывал срок Матросов в Уфимской детской трудовой колонии.

В Уфу он прибыл 21 апреля 1941 года[7]. С началом Великой Отечественной войны Александр стал работать слесарем на мебельной фабрике, перестроившей производство на выполнение фронтовых заказов. План он перевыполнял, его имя не сходило с Доски почета. 15 марта 1942 года его назначили помощником воспитателя и председателем общественной конфликтной комиссии[8] - единственный в своем роде случай для воспитанника колонии. Матросов неоднократно обращался с письменными просьбами отправить его на фронт. В одном из писем Саша писал на имя И. Сталина: «Я трижды просился на фронт, и трижды мне было отказано в этом. А мне 17 лет. Я уже взрослый. Я больше принесу пользы на фронте, чем здесь. Убедительно прошу Вас поддержать мою просьбу - направить на фронт добровольцем, желательно на Западный фронт, чтобы принять участие в обороне Москвы»[9].

В сентябре 1942 года Кировским райвоенкоматом города Уфы Башкирской АССР он был призван в Красную армию и направлен на учебу в Краснохолмское военное пехотное училище под Оренбургом. Здесь в день 25-летия Великого Октября Александр скрепил своей подписью слова военной присяги, а 30 ноября ему вручили комсомольский билет.

В январе 1943 года вместе с курсантами училища Матросов добровольцем отправился на Калининский фронт. 12 февраля прибыл на станцию Земцы в Калининской области, недалеко от города Нелидово. Пополнение направили в 91-ю отдельную стрелковую бригаду, находившуюся в резерве. Александра определили стрелком-автоматчиком в составе 2-го отдельного стрелкового батальона. Жили в лесу в землянках, занимались боевой учебой, готовились к боям. Затем бригаду перебросили под Псков в район Большого Ломоватого бора.

Накануне боя за деревню Чернушки Саша написал в Уфу знакомой девушке: «Да, Лида, и я видел, как умирали мои товарищи. А сегодня комбат рассказал случай, как погиб один генерал, погиб, стоя лицом на запад. Я люблю жизнь, хочу жить, но фронт - такая штука, что вот живешь-живешь, и вдруг пуля или осколок ставят точку в конце твоей жизни. Но если мне суждено погибнуть, я хотел бы умереть так, как этот наш генерал: в бою и лицом на запад... Твой Сашок. 22 февраля 1943 года»[10].

27 февраля 1943 года 2-й батальон получил задачу атаковать опорный пункт в районе деревни Чернушки Локнянского района Калининской области. Как только советские солдаты прошли лес и вышли на опушку, они попали под сильный огонь противника - три пулемёта в дзотах прикрывали подступы к деревне. На подавление огневых точек были высланы штурмовые группы по два человека. Один пулемёт подавила штурмовая группа автоматчиков и бронебойщиков; второй дзот уничтожила другая группа бронебойщиков, но пулемёт из третьего дзота продолжал простреливать всю лощину перед деревней. Попытки подавить его не увенчались успехом. Тогда в сторону дзота поползли красноармейцы Пётр Огурцов и Александр Матросов. На подступах к дзоту Огурцов был тяжело ранен, и Матросов принял решение завершить операцию в одиночку. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемёт замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, из дзота вновь был открыт огонь. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру.

По воспоминаниям бойцов 2-го батальона Матросов лежал на амбразуре вниз лицом, намертво ухватив ствол вражеского пулемета, который упирался ему в грудь. На его спине под левой лопаткой торчали вырванные пулями окровавленные клочья ватника... Группа красноармейцев во главе с сержантом Кузнецовым отомстила фашистам, блокированным в дзоте. Никто из них живой не ушел. В короткой и ожесточенной рукопашной схватке нашли свою смерть шесть немецких солдат[11].



С.Х.Хакимов и С.В. Мотин, Ульяновск, 11.9.2021

О чем успел он подумать в последний миг, бросаясь грудью навстречу смертельному огню? Увы, этого нам не дано знать. Но вот документ: «Вместе с другими воинами я подбежал к дзоту. На амбразуре, широко раскинув руки, лежал Саша Матросов. Десятки пуль пронзили грудь его. Мы бережно подняли Сашу и положили на снег около дзота. Став на колени, я вынул из кармана гимнастерки Матросова комсомольский билет и, развернув его, написал: “Лег на огневую точку противника и заглушил его, проявил геройство”»[12].

Почему именно Александр Матросов стал символом героизма в бронзе? Историки выделяют несколько причин поднятия А. Матросова на пьедестал Героя всенародного значения. Его имя первым попало в дивизионную и почти сразу в центральную прессу, в результате чего о нем узнала вся страна. Высокую оценку подвига дал командующий войсками Калининского фронта генерал-полковник А. И. Еременко, ходатайствовавший о присвоении солдату Звезды Героя. Вот что пишет он в воспоминания: «…вскоре после моего прибытия на Калининский фронт я узнал о подвиге рядового 2-го батальона 91-й стрелковой бригады 6-го стрелкового корпуса комсомольца Александра Матвеевича Матросова (15 мая эта бригада была переформирована в 254-й гвардейский стрелковый полк 56-й гвардейской стрелковой дивизии). Этот подвиг был совершен еще до моего прибытия на Калининский фронт, 23 февраля 1943 г., во время боя за дер. Чернушки в районе г. Локня. О подвиге этом много говорили в штабе фронта и политическом управлении. Я поинтересовался, как отмечен самоотверженный поступок советского солдата. Оказалось, что пока никак. Это удивило меня. Я направил одного из офицеров управления фронта, чтобы на месте выяснить все детали героических действии Матросова. По возвращении он доложил, что 91-я бригада получила в районе Западной Двины, в Земцах пополнение из курсантов Краснохолмского пехотного училища. В числе курсантов прибыл рядовой Матросов. 23 февраля 1943 г. она во взаимодействии с другими частями дивизии перешла в наступление под городом Локня с задачей выйти на линию железной дороги Локня - Насва. Здесь и совершил свой бессмертный подвиг красноармеец 2-го батальона 19-летний комсомолец Александр Матросов. 2-й батальон имел задачу наступать на дер. Чернушки и овладеть ею. Противник из дзота открыл сильный пулеметный огонь, не давая продвигаться нашей пехоте. А. М. Матросов, получив приказ уничтожить укрепленную огневую точку противника, двинулся к ней по-пластунски и, израсходовав все патроны и гранаты, своим телом закрыл амбразуру дзота. Пулемет врага замолчал. Матросов погиб смертью героя, а пехота пошла вперед и овладела Чернушками. <…> Рассказали мне краткую, но нелегкую историю жизни Матросова. Его отец, двадцатипятитысячник, был убит кулацкой пулей. Не перенесла этой трагедии мать, она тоже вскоре умерла, и Саша стал беспризорником, но, попав в колонии под влияние хорошего коллектива и вдумчивых воспитателей, стал настоящим комсомольцем. Важную роль в формировании его характера сыграла боевая учеба в армии, куда он был призван в сентябре 1942 г. На основании этих данных мною было направлено представление о присвоении рядовому Александру Матвеевичу Матросову посмертно звания Героя Советского Союза»[13].

Вскоре после присвоения Матросову звания Героя под Ржев в деревню Хорошево прибыл Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин (4 августа) и в подробностях узнал о подвиге солдата. Согласно этой версии выходит, что инициатором зачисления Матросова навечно в списки части и присвоения полку его имени стал командующий Калининским фронтом А. И. Еременко, который как раз в августе 1943 года встречался со Сталиным во время его поездки на фронт и убедил Верховного Главнокомандующего сделать подвиг Матросова известным всей стране[14].

Таким образом, впервые в истории Великой Отечественной павшего героя приказом Народного Комиссара Обороны СССР навечно зачислили в список воинской части. В этом приказе говорилось: «Великий подвиг товарища Матросова должен служить примером воинской доблести и героизма для всех воинов Красной армии». Нетрудно понять, что приказ был воспринят как руководство к действию: поэты, писатели и композиторы стали создавать произведения на сюжет совершенного Матросовым подвига[15].

Александр Матросов был похоронен в деревне Чернушки, а в 1948 году его прах был перезахоронен в городе Великие Луки Великолукской области (со 2 октября 1957 года - Псковской области) на левом берегу реки Ловать на пересечении улицы Розы Люксембург и набережной имени Александра Матросова. Когда происходило перезахоронение останков героя, специальная комиссия, созданная с участием представителей Министерства обороны и областных властей и медиков в главе с врачом-хирургом Козловской, установила, что Саша погиб в результате смертельного ранения в грудь. Были обнаружены огнестрельные переломы ребер. Один слева и два справа. Был составлен и соответствующий акт. Комиссия работала в присутствии более чем сотни местных жителей[16].

По сохранившимся воспоминаниям знавших Матросова людей, а таких насчитывается несколько десятков, и в детском доме, и в уфимской колонии, и в Краснохолмском пехотном училище и на фронте, это был подвижный общительный голубоглазый русоволосый молодой человек. Знавшие в то время его люди особенно отмечали, что Саша всегда готов был прийти на помощь любому и отдать последнее.

В советской литературе подвиг А. М. Матросова стал символом мужества и воинской доблести, бесстрашия и любви к Родине. По идеологическим соображениям дата подвига была перенесена на 23 февраля и приурочена ко Дню Красной армии и Флота, хотя в донесении о безвозвратных потерях 91-й отдельной стрелковой бригады за период с 24 февраля по 30 марта 1943 года указано, что красноармеец Матросов, 1924 года рождения, член ВЛКСМ, был убит 27 февраля и похоронен в районе деревни Чернушки. Здесь же упоминалось, кому и по какому адресу надо сообщить о гибели: г. Уфа, детская трудовая колония НКВД, барак 19, Матросовой, жене. Судя по этой записи, у героя была семья[17].

В постсоветское время стали рассматривать и другие версии события. Согласно одной из версий, Матросов был убит на крыше дзота, когда пытался закидать его гранатами. Упав, он закрыл вентиляционное отверстие для отвода пороховых газов, что и дало передышку бойцам его взвода для броска, пока противник сбрасывал его тело[18].

В ряде публикаций высказывалось утверждение о непреднамеренности подвига Александра Матросова. Согласно одной из таких версий, Матросов действительно пробрался к пулеметному гнезду и пытался расстрелять пулеметчика, или хотя бы помешать его стрельбе, но по какой-то причине упал на амбразуру (оступился или был ранен), временно закрыв тем самым пулеметчику обзор. Воспользовавшись этой заминкой, батальон смог продолжить наступление[19].

В других вариантах обсуждалась проблема рациональности попытки закрыть амбразуру своим телом при наличии других способов для подавления вражеского огня[20]. По мнению бывшего командира разведроты Лазаря Лазарева, человеческое тело не могло послужить сколько-нибудь серьезным препятствием для пуль немецкого пулемета. Он также выдвигает версию, что Матросов был сражен пулеметной очередью в момент, когда он приподнялся, чтобы бросить гранату, что для находившихся позади него бойцов выглядело как попытка прикрыть их от огня собственным телом[21].

18 декабря 1943 г. был издан приказ народного комиссара внутренних дел Союза ССР Л. Берии за № 633 «О реорганизации Уфимской трудовой колонии несовершеннолетних заключенных в Уфимскую трудовую воспитательную колонию имени Александра Матросова», которым предписывалось реорганизовать Уфимскую трудовую колонию в Уфимскую трудовую воспитательную колонию с присвоением ей имени Героя Советского Союза Александра Матросова. Письмом Начальника Отдела НКВД СССР по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью за № 921/11094 от 18 октября 1943 года, предписывалось всем начальникам отделов по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью и начальникам трудовых и воспитательных колоний НКВД СССР провести соответствующую работу среди воспитанников: «Руководство колонии в своей воспитательной работе должно добиться того, чтобы бессмертный подвиг Матросова был известен каждому воспитаннику. <…> При описании подвига Mатросова особенно подчеркнуть его высокие личные качества: сознание им своего долга, мужество, решимость, самоотверженность. Эти качества помогли ему найти правильное решение в минуту напряженной борьбы с ненавистным врагом»[22].

Далее здесь

героизм, Матросов, ВОВ, Уфа, история СССР, Мотин

Previous post Next post
Up