В рамках продолжающегося распада глобальной мир-системы, что наиболее проявится после 2027 года, локализация технологических производственных цепочек и формирование экономики с высокой степенью автономности, станет долгосрочной ключевой задачей. Оптимальным вариантом видится запуск масштабных проектов (новые отрасли, Кедровый тракт и др.), используя методы управления, контроля и ответственность ГОЗ: станкостроение, производство космических спутников, нефтегазопереработка и т.д. Данные задачи требуют большого количества квалифицированных инженеров и рабочих, дефицит которых не исчез.
Помимо этого, остаются задачи по локализации микроэлектроники, необходимость создания большого количества малых и средних предприятий (преимущественно частных), способных постепенно заполнить освобождающиеся от импорта рыночные ниши. В ближайшие 10-15 лет Россия столкнётся с вызовом «новой индустриализации», поствоенного восстановления, направленного не на строительство инфраструктуры и жилья, а воссоздания индустриальной, промышленной экономики.
Оптимальным видится создание государственных центров директивного планирования и координации для стратегических, системообразующих, базовых отраслей, предотвращения избыточной конкуренции, неэффективных инвестиций и соблюдения приоритета национальных интересов. Если отрасль будет способна жить в новых условиях, координация будет мягкой, в случае системных проблем - нужно будет формировать госкорпорации, подобные «Ростех», «Роскосмос» и «Росатом», но не полной национализацией / выкупом, а включением в контур управления и учетом государственных кредитов в качестве взносов в уставной капитал.
И, да, национальные проекты освоения средств неэффективны, нужны новые принципы, например, запуск конвейера по производству и запуску нескольких тысяч спутников в год…))
Часть 1 Андрей Школьников