Глава 42. Перспективы развития транспортных коридоров в северных регионах России

Jul 12, 2023 12:00

Мурманск, «Северный широтный ход», «Северо-Западная хорда»




Последнее время все чаще появляется информация об успехах в освоении Арктики и Приполярья, о возрождении «забытых» стратегически важных проектах и новых планах развития транспортных коридоров с учетом современных стандартов и технологий.

Озвученное в одной из наших статей предложение по модернизации дороги на Мурманск («Путь из варяг в персы» от Мурманска через Вологду и Нижний Новгород до Астрахани) привело к возникновению логичных вопросов про «Северный широтный ход» и автодороге «Мурманск - Санкт Петербург» и др. По этой причине было решено сделать обзор возможных проектов развития транспортной сети северных регионов нашей страны.


Мурманск - Санкт Петербург (Трасса P-21 «Кола»)

Необходима скоростная трасса для быстрой связи двух крупнейших городов севера и создания скоростного коридора «Север-Юг» (Мурманск - Санкт Петербург - Москва - Краснодар).



Перспектива модернизации достаточно высокая, т.к. данное направление является наиболее логичным в рамках завершения проекта «скоростной дороги до Черного моря».

Однако, с учетом изменившейся политической и военной обстановки следует учитывать близкое расположение трассы P-21 «Кола» к границе и предусмотреть развитие альтернативных транспортных путей, связывающих Мурманск с остальными частями России

Мурманск - Вологда (Трасса P-21 «Кола» и A119 «Вологда - Медвежьегорск») и далее на юг до Каспийского моря (подробнее тут)

Необходима скоростная трасса для диверсификации маршрутов в рамках транспортного коридора «Север-Юг». Альтернативный путь должен связать порт Мурманска с портами на Каспии (Мурманск - Вологда - Нижний Новгород - Саранск - Пенза - Саратов - Волгоград - Астрахань).



Мурманск - Вологда (Трасса Р_21 «Кола» и А119 «Вологда - Медвежьегорск»

Перспектива развития данного проекта достаточно высока, т.к многие элементы маршрута являются частью других перспективных проектов. Кроме того, этот проект наиболее перспективен в рамках договоренностей с Ираном и Индией. («Путь из варяг в персы») и будет способствовать быстрому развитию многих регионов.

Санкт Петербург - Вологда - Киров и далее на восток. Транспортный коридор «Запад-Восток» или «Северо западная хорда» (направление на Балтику) (подробнее тут)



Северо-Западная хорда (направлление на Балтику)

Такая организация маршрута позволит завершить кольцевое направление вокруг Москвы (по трассам Р-23, Р-120, Р119, Р-208, Р-158, А-114) и разгрузить главное направление транспортного коридора «Запад-Восток» (Более северный вариант Трассы М12)

Кроме того, часть автодороги задействовано в реализации проекта «Путь из варяг в персы» (Мурманск - Вологда - Нижний Новгород - Саранск - Пенза - Саратов - Волгоград - Астрахань).

Мурманск - Сыктывкар - Сургут - Томск («Беломорская северо западная хорда» или все же «Северный широтный ход» ?)

Прежде всего, необходимо отметить, что исторически «Северный широтный ход» - это заполярная транссибирская железная дорога. Однако, последнее время все чаще под этот термин подводят вообще развитие транспортных коридоров как в Заполярье, так в Приполярье и просто в северных регионах.

Поэтому споры, относятся ли проекты развития транспортной сети в северных регионах к «Северному широтному ходу» или им необходимо дать иное название, оставим до официального принятия проекта. Условно данное направление будем называть «Беломорская северо западная хорда» в рамках проекта развития «Северного широтного хода».



Беломорская Северо-Западная хорда

В отличие от озвученных ранее маршрутов, у данного варианта существуют серьезные сложности в реализации по неосвоенным территориям, что заметно может отодвинуть окончательную реализацию.

Однако, многие элементы данного направления рассматриваются как вполне реальные проекты, на которые «выбивается» финансирования уже сейчас. Например :

«Речь идет об автотранспортном коридоре Томск - Пермь, проходящем от сибирского города в северо-западном направлении вдоль русла р. Обь через села Мельниково, Каргала, Чажемто и Каргасок; далее - через Большую Гриву, пересекая р. Васюган, а затем и р. Обь, дорога через город Стрежевой доходит до Нижневартовска. После маршрут продолжается через Мегион и Лангепас до Сургута; далее - через Нефтюганск, Пойковский, Ханты-Мансийск, Югорск, Ивдель, Качканар и Чусовой до Перми.» (читаем тут >>)

Наибольшую сложность вызывает проход через Уральские горы, поэтому реализация, скорее всего, будет состоять из 3х независимых этапов:
  • От Мурманска, по побережью Онежской губы, южнее Архангельска, через Котлас, южнее Сыктывкара на Киров и далее на Пермь
  • От Перми через Ивдель, Югорск, Ханты-Мансийск, Сургут, Нижневартовск, Каргасок на Томск
  • А вот проход через Уральские горы будет реализовываться уже после модернизации основных автодорог.
«Северный широтный ход» или «Заполярный транспортный коридор»

Когда заходит разговор про «Северный широтный ход», то обычно речь идет о возрождении Сталинского проекта «Заполярной железной дороги» Исторически , это проект Железнодорожного транспортного коридора. Однако, все чаще под этот проект подводят вообще развитие транспортной системы в северных и не всегда полярных регионах.



Схема заполярной транссибирской ЖД магистрали

На Севере развитие автодорог до некоторой степени можно коррелировать с развитием ЖД

Кроме того до некоторой степени можно опереться на данные GPS треков для понимания общей картины транспортных перемещений.



Сетка транспортных маршрутов на основе GPS треков

А можно покопаться на форумах и сайтах «Северян и Полярников» или просто поискать по сети темы где обычные люди обсуждают вопросы строительства дорог



найдено в сети (osimira.com)

Оценить перспективу развития автодорог в Заполярье достаточно сложно. Гораздо правильнее будет оперировать понятием «транспортный коридор». (Условно будем считать, что « транспортный коридор» в Заполярье - это тандем из железной дороги и автомобильной дороги)

Основное назначение «Заполярного транспортного коридора» - это объединение всех северных городов в общую хозяйствующую структуру.

Поэтому, с учетом основного назначения, логично предположить, что развитие «Заполярного транспортного коридора» ( или как его называют «Северный широтный ход») должно быть продолжено в сторону Нарьян-Мара и далее в направлении Архангельска и Мурманска.



Наиболее логичная перспектива дальнейшего развития «Заполярного транспортного коридора» («Северный широтный ход»)

В условиях сурового климата жизненно важно иметь возможность в любой чрезвычайной ситуации получить помощь от соседнего города, который так же находится в этой же климатической зоне и имеет все необходимое оборудование и обученный персонал, способный решать сложные задачи.

Создание заполярного транспортного коридора (Северный широтный ход) и прямая связь с крупными северными городами (в том числе Архангельск и Мурманск) позволит изменить режим «миграции» трудовых ресурсов Юг-Север, постепенно создавая пояс оседлости.

Для г. Мурманск, таким образом, появляется стратегически важный альтернативный путь связывающий город с остальной страной.



Перспектива развития транспортной системы РФ (Автодороги и не только)

Статья написана, прежде всего, для рассмотрения предложений и оценки перспектив развития транспортной системы страны широким кругом читателей данного канала.

Именно по этому, информация изложенная в статье может немного отличаться от официальных заявлений чиновников.

Если у кого то есть предложения как улучшить статью или кто-то желает предложить идею по развитию транспортной системы, то пишем в комментариях..

Подробнее здесь

дороги, Север, Заполярье

Previous post Next post
Up