Григорий Распутин. Часть 2

Nov 13, 2021 13:15




Как известно, Александра Федоровна была очень склонна к мистицизму и с доверием относилась к людям не от мира сего, различным странникам, «божьим людям», юродивым и прорицателям. Первые годы после принятия православия на императрицу большое влияние оказывал отец Иоанн Кронштадтский. Супругу Николая II весьма впечатляли эмоциональные проповеди священника и его случаи исцеления больных. После отдаления Праведного Иоанна Кронштадтского от царской семьи при дворе появилась целая вереница провидцев, предсказателей и кликуш, в число которых входили оккультист Папюс, богомолка Дарья Осипова, странник Василий Босоногий, гадалка Гриппа, юродивые Паша Дивеевская, Митя Козельский.

Считается, что в разные годы они исполняли функцию «самых доверенных лиц и советчиков Николая II и Александры Фёдоровны». По свидетельствам Сергея Труфанова (Илиодор), император, как привило, желал сначала выслушать старцев и блаженненьких, а потом уже министров. Наибольшее влияние на императорскую семью из всей этой «группировки шарлатанов» имел спирит, медиум и предсказатель Мастер Филипп (Низье Антельм Филипп) из Лиона. За короткое время он якобы вылечил от тяжелых недугов кучу народа и сделал несколько громких предсказаний. Среди них - рождение наследника в 1904 году, революцию в России, а также её поражение в первой мировой войне.


Для нас же интересно предсказание Мастера Филиппа, опубликованное в мемуарах Анны Вырубовой: Я ... слыхала от Их Величеств, что М. Philippe до своей смерти предрек им, что у них будет «другой друг, который будет говорить с ними о Боге». Как ни странно, но предсказание француза сбылось. Экстравагантного мистика-шарлата, мастера Филиппа сменит полуграмотный сибирский мужик Григорий Распутин, который почти на целое десятилетие станет советником и близким другом царской семьи.

Есть версия, что появление сибирского старца при дворе неслучайно и виной тому помыслы некоторых высших санов Русской Православной Церкви, пожелавших ограничить императора и императрицу от влияния чужеземного шарлатана (Мастера Филиппа), подсунув им шарлатана отечественного, доморощенного - Григория Распутина. Якобы для этих целей викарный епископ Казанской епархии Хрисанф дал будущему старцу рекомендательное письмо к ректору Петербургской Духовной академии епископу Сергию, который и должен был ввести будущего «агента влияния РПЦ» в ближний круг царской семьи. Эту, очевидно несуразную версию очень любили большевики, тиражируя её в своих листовках и газетах. Однако никакого заговора не было и причина, по которой Хрисанф дал Распутину рекомендацию, могла быть только одна - он действительно был изумлен чудесными способностями старца, убедился в божественной природе его дара и понимал, что столь интересная и самобытная личность заслуживает столичного внимания. Как бы там не было в 1904 году, Распутин отправился с одним рублем в кармане в Петербург. По дороге голодал, даже на чай порой денег не хватало. Приехал он, очевидно, на Николаевский вокзал и пешком дошёл до Александро-Невской лавры, до монастыря примерно 1,6 километра по Невскому проспекту. В Лавре Распутин поклонился мощам, «отслужил молебен сиротский за 3 копейки и 2 копейки за свечку» и направился к настоятелю Духовной академии епископу Сергию (Страгородскому). Преодолев некоторые сложности в лице полиции и швейцара ему удается все же попасть на квартиру к Сергию. В ходе аудиенции благодаря своей простоте и дару духовного рассуждения Распутину удается произвести довольно сильное впечатление на епископа и получить его благосклонность. Но некие сомнения в искренности "сибирского старца" у Сергия остались и по его команде о Распутине потиху начинают собирать информацию и наводить подробные справки, в том числе делается запрос в Тобольскую духовную консисторию. Но ничего порочащего старца найдено не было. Через некоторое время Епископ Сергий знакомит Распутина с несколькими высокопоставленными сановниками РПЦ, в частности, епископами Гермогеном (Долганёвым) и Феофаном(Быстровым).



Распутин в Тобольске. Фотограф М. Уссаковская.



Григорий Распутин в Казани. Кабинетная фотография А. Вяткиной. 1903 год



Григорий Распутин. 1904. Так выглядел будущий друг царской семьи ко времени первого приезда в Петербург



Распутин на перроне вокзала во время своего путешествия. Фото из архива музея Г.Е. Распутина в селе Покровском



Григорий Распутин, епископ епископ Саратовский Гермоген (Долганёв), иеромонах Илиодор (Труфанов) - справа. Святая троица (так называли их при Дворе)



Г.Е. Распутин с борцом, авиатором и артистом цирка И.М. Заикиным и со своим близким другом иеромонахом Илиодором. Фото было опубликовано в 25 номере журнала Огонёк за 1912 год.

В отличие от епископа Сергия, Феофан не был затворником, он был вхож в высший свет столицы, кроме того, он водил знакомство со многими представителями правящий династии. Так, он был близок с семьёй великого князя Петра Николаевича, являясь духовником жены князя, великой княгини Милицы Николаевны, и её сестры Станы (Анастасии). После знакомства с Распутиным Феофан расскажет черногорским принцессам о новом сибирском «старце», а чуть позднее и познакомит его с ними. Поскольку обе сестры были увлечены мистицизмом и оккультными науками, то с Распутиным они быстро нашли общий язык и Григорий Ефимович становится желанным гостем в их домах. Считается, что именно сёстры-черногорки, впечатленные проповедями и рассуждениями старца познакомили его с падкой на пророков и юродивых Александрой Фёдоровной. В довесок к этой самой распространённой версии знакомства Распутина с царской семьёй существует еще две, других, менее распространенных, где в качестве сводников старца с царём и его супругой упоминаются, уже известный нам Феофан и ближайшая подруга императрицы и её фрейлина Анна Александровна Вырубова.

Встреча Распутина с императрицей и императором состоялась в усадьбе Сергиевка под Петербургом, а благодаря дневнику Николая II известна точная дата этого исторического события. Во вторник 1 ноября 1905 года царь записал: «Завтракали: кн. Орлов и Ресин (деж.). Погулял. В 4 часа поехали на Сергиевку. Пили чай с Милицей и Станой. Познакомились с человеком Божиим - Григорием из Тобольской губ». С этой поры общение Распутина с императорской семьей растянется на долгие одиннадцать лет (с ноября 1905 года вплоть до трагической гибели Распутина в декабре 1916 года). Однако продвигался он во дворец постепенно и не сразу. Первое время свидания старца с императорской семьей были нечастыми и непродолжительными: после первой встречи в ноябре 1905 года следующая произойдет лишь в июле 1906 года, затем в октябре этого же года. После встречи с императорской четой популярность сибирского старца стремительно растет и круг его знакомств в высшем свете Петербурга значительно расширяется. В 1904-1906 годах Григорий познакомится с представителями российской знати, перед ним откроются двери аристократических салонов, поэтических кафе, профессорских кружков. Его начнут приглашать с просьбой помолиться и дать духовный совет, предсказать, кому и сколько отсчитано на этом свете лет. Как правило, он не отказывал никому. Буквально через два дня после встречи в Сергиевке Григорий получает приглашение от хозяйки модного салона Ольги Лохтиной. Ольга Владимировна в избранность и святость Распутина поверила сразу и через несколько дней после знакомства вместе с ним отправляется к нему на родину, в село Покровское. «По его приглашению я отправилась к нему в гости в Покровское, где я пробыла с 15 ноября по 8 декабря 1905 года... Ехать с Распутиным большое удовольствие, ибо он давал жизнь духу... Дорогою он предсказал забастовку и все говорил: “Только бы доехать”. Как только доехали, она началась». Впоследствии Лохтина станет верным адептом старца и первым человеком, начавшим собирать и записывать его высказывания. Так же Лохтина будет вести дневник, в который она тщательно копировала всю корреспонденцию Распутина, попадавшую ей в руки.



Дворец Лейхтенбергских в северо-восточной части парка Сергиевка (западная окраина Петергофа) место первой встречи Распутина с венценосной четой



Предлагаемые "сводники" Распутина с царской семьёй. Анна Александровна Вырубова, фрейлина императрицы и её ближайшая подруга. Милица и Стана Черногорские. Архиепископ Феофан

В 1906 году Распутин вновь приезжает в Питер и останавливается в квартире Лохтиных на Литейном проспекте, 37, куда он переезжает от архиепископа Феофана. Летом состоялась вторая встреча (скорей всего мимолётная) старца с Николаем, о чем свидетельствует запись в дневнике царя "18 июля... Вечером были на Сергиевке и видели Григория...". Осенью 1906 года Распутин шлет царю телеграмму с просьбой принять его. “Царь-батюшка, приехав в сей город из Сибири, я желал бы поднести тебе ико ну Святого Праведника Симеона Верхотурского Чудотворца... с верой, что Святой Угодник будет хранить тебя во все дни живота твоего и споспешествует тебе в служении твоем на пользу и радость твоих верноподданных сынов”. Царь удовлетворит просьбу старца, и 13 октября 1906 года состоится третья встреча Распутина с царем и первая с его детьми. О ней Николай в своём дневнике оставит следующую запись «В шесть пятнадцать к нам приехал Григорий, он привез икону святого Симеона Верхотурского, видел детей и поговорил с ними до семи тридцати». Изначально свидания Распутина с венценосной семьёй были не так часты, всего три за два года, но со временем отношения между Распутиным и царской семьей продолжат углубляться и уже в 1907 году их встречи станут носить более частый, а затем и регулярный характер. Проходить они обычно будут негласно и даже тайно в кабинете Александры Федоровны. Вторым излюбленным местом свиданий старца с царскими особами станет дом Анны Вырубовой в Царском Селе.



Г.Е. Распутин с офицером Л.-Гв. Павловского полка Д.Н. Ломаном (впоследствии ктитор Государева Феодоровского Собора) и штаб-офицером для особых поручений при Управлении гофмаршальской части (позднее начальник Дворцового управления) кн. М.С. Путятиным (справа) Фото Карла Карловича Булла 1904 год.



Дом фрейлины Императрицы А.Вырубовой на углу Средней и Церковной улиц в Царском селе

Часть 3

из блога project_ancient

история России, Распутин

Previous post Next post
Up