Распутин появился на свет в крестьянской семье, жившей в глухой сибирской деревушки под названием Покровское, что в Тобольской губернии (ныне Ярковский район Тюменской область). Согласно официальным данным, он родился 9 (21) января 1869 года, а через день, 10 января его окрестили Григорием, в честь святого Григория Нисского, христианского мистика IV века, праздник которого в этот день отмечался Русской православной церковью. Это был пятый ребенок в семье крестьянина, церковного старосты и ямщика Ефима Яковлевича Распутина и его супруги Анны Васильевны. Всего у пары появилось на свет восемь детей. Выжил только Григорий, остальные умерли в младенчестве или раннем детстве от разных недугов.
Возможно у Анны и Ефима был и девятый ребенок, девочка Феодосия. Она родилась в 1875 году и сумела выжить. Однако никаких официальных документов на этот счёт нет и скорей всего Феодосия была Григорию какой-то родственницей. Тем не менее они были очень близки. В 1895 году Распутин был свидетелем на её свадьбе, а позднее крестным её двоих детей. Ещё в некоторых источниках встречается информация о существовании у Распутина родного или двоюродного брата, который в детстве утонул. Однако это чистый вымысел и очередной миф о жизни старца. Интересный факт: в зрелые годы Распутин сообщал противоречивые сведения о времени своего рождения.
Например, в 1914 году, после покушения на него Хионии Гусевой, он беззастенчиво прибавив к своему возрасту по крайней мере пяток лет, утверждая, что ему уже пятьдесят. По мнению биографов, он сделал это, что бы преувеличить свой истинный возраст, дабы более соответствовать образу "старца".
Село Покровское на реке Туре. 1912 год. Фото Сергей Михайлович Прокудин-Горский
Запись о рождении Г. Е. Распутина в метрической книге Богородической церкви слободы Покровской.
Г.Е. Распутин с "сестрой" Феодосией Ефимовной Орловой, урожденной Распутиной
Подробности о детстве и юности Распутина - точнее, о первых тридцати годах его жизни очень скупы и по большей части недостоверны. Это настоящая черная дыра. Неудивительно, что этот период окружен самыми разнообразными вымыслами.
Григорий рос мальчиком болезненным, тщедушным, совершенно неотличавшимся тем крепким здоровьем, которое молва традиционно приписывает сибирякам. Как и все крестьянские дети, рано начал работать. Помогал отцу пасти скот, ходил с ним в извоз, работал в поле. Сам он позднее напишет: "Много в обозах ходил, много ямщичил и рыбу ловил, и пашню пахал. Действительно, это все хорошо для крестьянина!". Однако парень рос со странностями и они ярко проявлялись в общении со сверстниками. Играя с детворой он мог резко остановится, сесть и сидеть часами, не произнося ни звука. Бывало, неожиданно убегал в лес, где очень долго в одиночестве плакал, или, испугавшись чего-то, спрятался в доме, да так, что сразу и не найти. Была еще одна особенность которая отличала его от других - это дар. Дар предвидения и общения с животными. С детства у него открылось ясновидение и способность предсказывать разные события: когда пойдёт дождь, если пропадала какая-то вещь, он видел, кто ее украл, знал кто и когда умрёт. Еще юный Григорий легко находил общий язык с домашним скотом. Подойдя к буйному или норовистому животному, он клал ему на шею ладонь, шептал несколько слов, и оно тут же успокаивалось. Деревенские дети сторонились костлявого и нескладного и непонятного для них односельчанина, да и сам Гришка не особо нуждался в дружбе, живя в своём выдуманном детском мире. Родителям, не одобрявшим такой замкнутости, а он говорил: "Не надо мне никаких друзей...".
Кстати, внешний вид Григория Распутина не соответствовал тому образу, который создавался в те времена леворадикальной прессой, а чуть позднее кинематографом. После просмотра фильма "Агония" односельчане помнившее Григория были категорично не согласны с тем, что увидели в киноленте: тут он огромный, высокий и страшный, а мы его помним совсем другим, ну, может быть, чуть-чуть выше среднего роста, даже тщедушный. И все манеры, и поведение другие были. Лицо бледное, глаза впалые, вид, как правило, измученный. Ходил с посохом».
Сохранились в архивах и пару документов, где встречается кое-какие сведения о детстве и юности будущего старца. Первый документ - свидетельские показания людей лично знавших Распутина следователю ЧСК (Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и других высших должных лиц) Б. Н. Смиттену: "Свидетели отмечают, что мальчиком Распутин рос грязным и нечистоплотным, так что сверстники иначе не называли его, как “сопляком”, в 15 лет Распутин начал пить водку. Второй - донесение ротмистра Калмыкова начальнику Тобольского губернского жандармского управления, где говорится, что Распутин "смолоду отличался разными дурными поступками, то есть занимался мелкими кражами и пьянствовал". Сам Григорий Ефимыч свою любовь к алкоголю не скрывал и не отрицал. В 1907 году он свидетельствовал об этом на следствии, признавшись, что пьёт и пьяный имеет скверный характер.
О причинах побудивших его пристрастится к водке и вину он написал следующее:
"...прошла моя юность. В каком-то созерцании, в каком-то сне... И потом, когда жизнь коснулась, дотронулась до меня, я бежал куда-нибудь в угол и тайно молился... Неудовлетворен я был. На многое ответа не находил...
И грустно было... И стал я попивать...". Что касается еще одной греховной слабости юного Григория - воровства, то это домыслы и очередной миф о Распутине. Его несколько раз обвиняли в хищениях, но всегда Григорий был не виноват. В ходе разбирательств выяснялось, что он был далеко от места преступления, как в случаи с обвинением в краже коней, либо находился истинный вор. Дочь Распутина Матрёна в своей книге утверждает, что отец её с младых лет был настолько прозорлив, что несколько раз "прозревал" чужие кражи и потому лично для себя саму возможность воровства исключал: ему казалось, что другие так же это "видят", как и он. Впрочем, если даже и водились за Григорием Распутиным по молодости какие-то грехи, то с течением они безвозвратно канули в небытие.
В положенное время, восемнадцати лет от роду, Григорий женился на крестьянке Прасковье Федоровне из соседнего села Дубровного. Жена была на несколько лет старше мужа. После свадьбы молодые, как того требовал обычай, поселились у родителей Григория. Работящая и хозяйственная Прасковья родила Григорию семерых детей, из которых трое первых умерли, трое последующих (сын Дмитрий, родившийся в 1894 году, дочь Матрена и дочь Варвара, появившиеся на свет соответственно в 1897-м и 1900 годах) выжили, а последняя девочка тоже умерла.
Примечательно, что Григорий не стремился по обычаю того времени, женившись, отделяться от отца и жить своим, самостоятельным, хозяйством. 19 декабря 1906 года Григорий Ефимович в родном селе приобрёл высокий и относительно новый жилой двухэтажный дом в три окна. Деревянную постройку площадью около 100 кв. м срубил лоцман Тимофей Зубов и продал его Распутину за 1700 рублей, что было недёшево по тем временам. В 1914 году Распутин решает перестроить «маленькое», по его мнению, здание, что и делает - площадь дома после реконструкции увеличивается в два раза, а на улицу смотрят уже не три, а шесть окон с тёмными резными наличниками. Перед домом появляется небольшой, обнесённый невысоким деревянным забором, палисадничек. Двор, примыкающий к дому, от улицы отгораживал забор в человеческий рост, с мощными воротами и глухой калиткой-дверью. В декабре 1920 года Распутиных выселят из семейного дома, в котором откроют больницу, а позднее школу и магазин.
Запись о регистрации брака Распутина с Прасковьей Федоровной Дубровниной
Григорий Ефимович Распутин и его супруга Прасковья Фёдоровна
Распутин и трое его детей, Матрена, Варвара и Димитрий.
Дети Распутина
Дом Григория Распутина в селе Покровском, построенный на деньги, подаренные ему Великой
княгиней Милицей Николаевной.
Фотография подлинность которой пока вызывает сомнение. Она обнаружена совсем недавно в Якутске, в одной из частных коллекций. Проверка портрета занималась московская компания, специализирующая на судмедэкспертизе. Снимок сравнивали с другими имеющимися образцами. Результат выявил, что на фото, с большей вероятностью, действительно Григорий Распутин. По оценке экспертов, фотография была сделана в 1880-1900 годы, это самый юный период молодого священника и, возможно, самая первая его фотография.
Казалось всё хорошо в семье Распутиных - дети, новый дом, хозяйство, но Григорий неожиданно оставляет семью и уходит странствовать. Решение покинуть семью далось ему непросто. Всю ночь простоял он перед иконой, молясь и ища поддержки у Бога. Утром собрался и ушёл. В своих странствиях он проведет годы, периодически покидая Покровское на несколько месяцев, чтобы побродить по монастырям и посетить святые места. Особенно сильное влияние на Распутина окажет посещение Свято-Николаевского монастырь в Верхотурье и встреча со старцем Макарием, который по словам Распутина стал для него духовным наставником. В Верхотурском Николаевском монастыре Распутин прожил некоторое время в качестве послушника. Пребывая в посте и молитвах у мощей праведного Симеона Верхотурского, Распутин исцелился от бессонницы, и возможно, именно здесь он научился читать и писать. Из Верхотурья в родное село вернулся совершенно другой человек - бросивший пить и курить, есть мясо и ставший более богомольным. Однако коллекция странностей будущего старца тоже пополнилась. Один из односельчан Распутина по фамилии Подшивалов, встретивший странника на обратном пути, вспоминал, что «возвращался он тогда домой без шапки, с распущенными волосами и дорогой все время что-то пел и размахивал руками». Другой же односельчанин, некто Распопов, вспоминал о Григории так: «На меня в то время Распутин произвел впечатление человека ненормального: стоя в церкви, он дико осматривался по сторонам, очень часто начинал петь неистовым голосом». Пуще прежнего начал он сторониться людей. Задержался он дома недолго - всего через месяц снова собрался в дорогу... География паломничества Распутина чрезвычайно обширна: ближайшие Тюменский и Абалакский монастыри, Верхотурский Свято-Николаевский монастырь и Седьмиозерская пустынь. Бил поклоны Распутин в Оптиной пустыни и Почаевской лавре. Неоднократно ходил на богомолье в Киев, в Киево-Печерскую лавру. Посетил позднее Григорий Ефимович и Новый Афон, а также святыню всех верующих - Иерусалим, побывав у гроба Господня.
Населенные пункты Российской империи, где жил, останавливался и куда паломничал Григорий Распутин (1869-1916).
Старец Макарий, епископ Феофан и Г.Е. Распутин. Монастырское фотоателье. 1909
Последняя из известных фотографий о. Макария с Г.Е. Распутиным. Предположительно снимала А.А. Вырубова. Октайский скит 1914 г.
В начале XX века неудовлетворенность церковью стала повсеместной, а многие и вовсе в ней разочаровались и перестали доверять её догматам, всё чаще обращаясь к людям не имеющих духовного сана (старцы, пророки и юродивые), но демонстрировавших праведность своих действий и измышлений. Григорий Распутин как раз и был таким: без сана, но умудрённый жизнью паломник, посетившего множество святых мест, кроме того хорошо ориентирующийся в человеческой душе и способный дать полезный совет. Жители Покровского и соседних деревень начинают приходить к нему домой, да бы послушать божьего человека исходившего тысячи километров по Руси и имевшего множество встреч и разговоров с монахами, старцами и юродивыми. Для некоторых уже тогда Распутин сделался почитаемым «старцем». Постепенно вокруг Распутина начинает образовываться группа почитателей и последователей. Они собирались в доме Распутина по воскресеньям и религиозным праздникам, а также в любое свободное время. Пели религиозные гимны и читали Библию, а Распутин толковал им прочитанное. Под конюшнями в доме отца Распутин вырыл небольшую пещерку и устроил там своеобразную часовню для таких встреч.
Постепенно слава о живущем в Покровском великом старце распространилась на всю Сибирь, в конце 1902 года она дошла до и Петербурга. По городу поползли слухи, что где-то в Сибири, в Томской и Тобольской губерниях, объявился великий пророк, прозорливый муж, чудотворец и подвижник по имени Григорий.
Г.Е. Распутин в бричке
В начале XX века неудовлетворенность церковью стала повсеместной, а многие и вовсе в ней разочаровались и перестали доверять её догматам, всё чаще обращаясь к людям не имеющих духовного сана (старцы, пророки и юродивые), но демонстрировавших праведность своих действий и измышлений. Григорий Распутин как раз и был таким: без сана, но умудрённый жизнью паломник, посетившего множество святых мест, кроме того хорошо ориентирующийся в человеческой душе и способный дать полезный совет. Жители Покровского и соседних деревень начинают приходить к нему домой, да бы послушать божьего человека исходившего тысячи километров по Руси и имевшего множество встреч и разговоров с монахами, старцами и юродивыми. Для некоторых уже тогда Распутин сделался почитаемым «старцем». Постепенно вокруг Распутина начинает образовываться группа почитателей и последователей. Они собирались в доме Распутина по воскресеньям и религиозным праздникам, а также в любое свободное время. Пели религиозные гимны и читали Библию, а Распутин толковал им прочитанное. Под конюшнями в доме отца Распутин вырыл небольшую пещерку и устроил там своеобразную часовню для таких встреч. Постепенно слава о живущем в Покровском великом старце распространилась на всю Сибирь, в конце 1902 года она дошла до и Петербурга. По городу поползли слухи, что где-то в Сибири, в Томской и Тобольской губерниях, объявился великий пророк, прозорливый муж, чудотворец и подвижник по имени Григорий.
Г.Е. Распутин с братьями и сестрами во Христе у ворот своего дома в Покровском
"Редкая фотография, где Григорий Распутин снят среди своих почитателей и почитательниц всех возрастов, начиная от древних старушек, продолжая степенными мужичками и кончая юными миловидными девушками. На заднем плане почитатели «старца» Распутина держат его портрет в русской рубашке, подпоясанной красивым, на манер старинного, кушаком. Это дар вырецких, охтенских и других почитателей". Огонек 1912 № 08
Река Тура. Распутин с родственниками и последователями на рыбалке
Река Тура. Распутин на рыбалке
Река Тура. Распутин с родственниками и последователями на рыбалке
Река Тура. Распутин с родственниками и последователями на рыбалке. Рядом с женой Распутина верная почитательница старца Григория и его духовная дочь Мария Евгеньевна Головина (Муня).
Распутин во дворе своего дома. Фото опукликовано в 23 номере журнала "Огонёк" за 1914 год
project_ancient написал в
uctopuockon_pyc Часть 2