![](https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/26002506/26002506_900.jpg)
Перед тем как возглавить украинский офис «Битрикс24», Дмитрий Суслов шесть лет развивал собственную компанию по разработке сайтов.
За это время он сделал несколько ошибок, которые похоронили бизнес - не понимал, какую боль клиента решает его компания, не работал на удержание клиентов, не прописал все условия сотрудничества с партнером и завел служебный роман. Какие он из этого сделал выводы и какие ошибки не стоит совершать предпринимателю, - Дмитрий описал в колонке для
MC.today.
Шестилетняя история бизнеса закончилась в райотделе
Весной 2012-го года я сидел в кабинете следователя местной милиции и давал пояснения о том, как покидал собственную компанию. В одной руке у него было заявление с фантазиями моего бывшего партнёра, а в другой - моё встречное заявление в прокуратуру о вымогательстве.
Незаинтересованному следователю совершенно не хотелось принимать участие в конфликте, поэтому потенциальное дело тут же было похоронено из-за бесперспективности. Так завершилась шестилетняя история моего предпринимательства, из которой я вынес несколько уроков на всю жизнь.
Не стоит начинать бизнес без понимания, чем ты будешь отличаться от конкурентов
А началась она весной 2005-го года, когда я работал в крупной донецкой компании, продававшей программное обеспечение, и вдруг понял, что хочу большего. Я обдумал все варианты и решил, что моя будущая компания будет делать сайты и продавать софт.
Во-первых, для этого бизнеса низкий порог входа, а во-вторых, это всё, что я знал и умел на тот момент, не считая медицины, которую я покинул из-за бесперспективности. И тогда я совершил первую ошибку: решил открывать свой бизнес, не имея «фиолетовой коровы».
Я был уверен, что достаточно уметь делать сайты и сделать интернет-магазин по продаже софта - и у меня появятся клиенты.
Тогда я не думал о том, какую боль клиента будет решать моя компания. Я даже не думал о том, что об этом нужно подумать.
Я ошибался, потому что не стоит начинать бизнес, не имея чёткого понимания, чем ты будешь отличаться от других продуктов, конкурентов и чем именно ты поможешь своим клиентам.
Не все партнеры одинаково полезны
В то время я был уверен, что для старта бизнеса мне нужен инвестор или партнёр. И это было моей второй ошибкой. Тогда я этого не знал, поэтому начал перебирать в голове всех друзей и знакомых, и в итоге нашёл инвестора среди своих клиентов.
Удивительно, но эта женщина согласилась и предложила мне партнёрство без моих вложений, но с небольшой долей в совместном бизнесе. Мы оговорили необходимые суммы, пожали друг другу руки и начали готовиться к созданию компании.
Если бы я открывал бизнес сейчас, то сто раз подумал бы, прежде чем искать инвестора или партнёра.
Дело в том, что запуск агентского бизнеса возможен практически без денег, а если вам в нём и нужны средства, то лучше обойтись собственными сбережениями, займом у родственников/друзей или другими, более экологичными способами.
Продукт важнее кофеварки и обоев в офисе
И тут меня настигла ошибка номер три, хотя её последствия я прочувствовал лишь через долгих 6 лет - мы не договорились «на берегу» о том, что будет, если бизнес не сложится. Я уделял больше внимания организационным вопросам, регистрации компании, поиску офиса и цвету мебели, чем осознанию того, что будет дальше.
Если бы я знал, чем закончится эта история, то непременно бы сразу оговорил, на каких условиях мы будем расходиться с партнёрами.
По мере подготовки к запуску бизнеса я совершил ещё одну ошибку, согласившись с мнением более опытных партнёров, что всё должно быть «как у людей» - офис с ремонтом, достаточно сотрудников, хорошее оборудование, АТС и живой офис-менеджер. Я проникся этой идеей, и на инвесторские деньги с удовольствием выбирал цвет дорогих обоев и ноутбуки покруче.
Это теперь я уже знаю, что на первых порах продажи своего продукта намного важнее атрибутов бизнеса, но кто же меня тогда остановил?
Первые клиенты и первые ошибки
Появились первые клиенты, мы активно делали первые проекты. Получалось неплохо, но мы хотели лучше. Мы перерисовывали, перевёрстывали, переделывали, а потом повторяли это снова, чтобы получить идеальный продукт.
Мы считали, что нет ничего важнее качественного продукта, и тратили на это неоплаченные часы разработчиков.
Разумеется, пока сотрудники были заняты одним проектом, продавать другой мы не могли.
И тогда, хоть и поздно, но я понял, что продавать продукт важнее, чем делать его идеальным.
Чаще всего можно отлично продавать продукт достаточного качества, чтобы клиент был доволен, вместо того, чтобы стремиться к совершенству.
Работая с клиентами, однажды я осознал, что хочу иметь как можно меньше контактов с клиентами - ну, вы понимаете меня, если ведёте агентский бизнес.
Поэтому мы сосредоточились на поиске новых заказчиков, чтобы разово выполнять для них работы и сразу же расставаться.
Стратегически это было ошибочным решением, потому что нужно стремиться к работе с постоянным клиентами. Например, обеспечивать ежемесячную поддержку или абонентское обслуживание. В идеале - работать с клиентом на основе подписной бизнес-модели, но тогда мне казалось, что всё делаю правильно.
Отличный продавец - не значит отличный предприниматель.
Одно из пришедших их тех времен откровений: быть хорошим продавцом - не значит быть успешным предпринимателем или руководителем.
Что самое важное для продавца? Закрыть сделку с высокой
конверсией. Интересует ли продавца, откуда берутся лиды или какова общая экономика бизнеса? Нет, ведь он как повар в ресторане, к которому попадает готовый заказ, который нужно приготовить и отдать официанту.
Что главное для руководителя? Чтобы бизнес жил и приносил прибыль. А значит, в нём должны успешно уживаться производственник, администратор, предприниматель и интегратор. Он должен быть маркетологом, продавцом и понимать сервис. А ещё нужно разбираться в финансах и HR.
Так что если ты отличный продавец, то это вовсе не значит, что ты станешь успешным предпринимателем.
Никакого секса на работе!
Однажды у меня случился служебный роман. Разумеется, всё было добровольно и по взаимному желанию, но знал бы я, сколько психологических и управленческих проблем мне это принесёт.
То, что в начале было ярким приключением, вскоре превратилось в эмоциональную привязанность, истерики с выворачиванием содержимого ящиков стола, жалобы партнёру и оправдание неспособности работать моей местью за неудавшиеся отношения. Всё это было крайне болезненно и сильно мешало рабочему процессу.
С тех пор у меня сформировалось железное правило - никакого секса на работе!
Зарабатывание денег в условиях неопределённости
Занимаясь собственным бизнесом и наблюдая за людьми, я понимал, что предпринимательство - это зарабатывание денег в условиях неопределённости.
Последний день каждого месяца был самым ужасным днём - нужно было как-то наскрести денег на зарплатные налоги в пенсионный фонд.
Хуже было только первого числа нового месяца, потому что нужно было снова думать, где взять деньги на зарплату людям.
Какое-то время я думал, что это только у меня так, но пообщавшись с руководителями успешных, на мой взгляд, компаний из той же сферы, я понял, что всех нас преследуют совершенно одинаковые проблемы.
Иногда бывают более удачные месяцы, иногда более голодные, но в целом предприниматель всегда ищет, кому бы что-нибудь продать, чтобы срочно закрыть денежные дыры. И здесь моя ошибка в том, что я был уверен, что так у всех, а значит, можно смотреть на такую ситуацию как на совершенно нормальную.
В какой-то момент внутри себя я уже осознал, что эти игры в предпринимательство пора заканчивать, но сам себе с удовольствием врал об этом.
Лошадь сдохла - слезь!
Однажды я приехал в гости к другу и он попросил показать наши финансовые показатели. 10 секунд он смотрел на таблицы, а потом вдруг изумлённо спросил - «Ты е…лся с ума сошёл? На х… Зачем тебе вся эта х..ня ерунда. Закрой всё к ё..ной матери и забудь об этом пи….е фиаско!».
Я уговаривал его, что всё отлично, показывал динамику роста и объемы выручки от месяца к месяцу. Тогда у него отлично шли дела и, кажется, он смотрел на меня как на убогого. Но есть одна древняя индейская поговорка: «Лошадь сдохла - слезь!».
Расставание с партнерами через милицию
К весне 2011 года я понял, что больше не могу тратить свою жизнь на эту ерунду и принял решение уйти. Видимо, мои партнёры почувствовали это и решили, что если бизнес закроется, а без меня заниматься компанией было некому, то кто-то должен компенсировать им недополученную прибыль.
Мои аргументы о том, что мы об этом не договаривались, и что я был против лишних затрат, не действовали. И тут я совершил последнюю ошибку.
Вместо того, чтобы раз и навсегда решить эту проблему, я начал искать обходные пути.
Я придумывал варианты разговора и аргументы, связывался с влиятельными знакомыми, просчитывал пути отхода. А нужно было всего лишь прямо сообщить партнёрам о своём уходе, что я потом и сделал.
Как я и ожидал, их это категорически не устроило: начались звонки с угрозами, глупые заявления в милицию и «ментовские разговоры по душам». К тому моменту я нашел новую работу и переехал в Киев, и хотя проблемы какое-то время продолжались, я чувствовал, что в жизни наступил новый этап.
Почему всё так вышло?
Я думал об этом, и мне кажется, что основная причина - мне просто не дано быть предпринимателем, при этом у меня хорошо развиты другие функции руководителя. Помните адизесовскую аббревиатуру PAEI? Это те самые функции, которые спустя короткое время помогли мне стать эффективным топ-менеджером в международной компании.
Выводы, которые я сделал из неудачного бизнеса
- Подумайте о своей уникальности и над тем, какую боль клиента вы хотите решить, до того, как откроете свой собственный бизнес.
- Для большей части микро-бизнесов не нужны сторонние инвестиции. Постарайтесь обойтись без инвесторов или партнёров, если необходимые средства не очень велики. На крайний случай продайте что-нибудь или возьмите в долг у родственников.
- Если уж взяли инвесторские деньги, то сразу договоритесь, как будете расставаться с инвестором, если что-то пойдёт не так, чтобы потом не лишиться всего или не оказаться на больничной койке.
- Инвестируйте в правильных людей, качественное производство, умный маркетинг и построение продаж, а не в красивый офис, дорогое оборудование или ненужных сотрудников.
- Продажи продукта важнее качества продукта.
- Учитесь всему, найдите себе наставника среди предпринимателей, создавших устойчивый бизнес.
- Никакого секса на работе!
- Лошадь сдохла - слезь! Вовремя остановитесь, если вдруг поняли, что бизнес не приносит вам прибыли и удовольствия, зафиксируйте убытки, если они появились, и ищите что-то новое.
- Иногда быть предпринимателем здорово, потому что ты можешь без угрызений совести и последствий открывать и закрывать свои бизнесы. Если ты делаешь это особенно часто, то можешь даже стать серийным предпринимателем.
- Предпринимательство даёт незаменимый опыт и уникальные навыки. Если, конечно, вы вообще способны учиться на своих ошибках и неудачах.
Жалею ли я, что однажды решил открыть свой бизнес? Конечно, нет, ведь я «украсил» всего себя «татуировками» из ошибок и противоречивых решений, из которых мне удалось сделать правильные выводы.
Зато успехи и неудачи сформировали во мне директора, который в течение нескольких следующих лет в благоприятной среде вырос в успешного топ-менеджера международной компании.
источник