http://m.vk.com/protiv_sistems ГЕРМАНИЯ КАК ВРАГ И ДРУГ
Подполковник в отставке Йохен Шольц - крепкий подтянутый мужчина с отличной военной выправкой, и я тоже невольно «держу спину» при встрече с ним. Этот бывший офицер военно-воздушных сил ФРГ времен Холодной войны двенадцать лет представлял Германию в политических организациях НАТО. И его суждения дорогого стоят.
- С 1999 года, со времен войны в Югославии за НАТО тянется кровавый след, - говорит мне с военной прямотой подполковник Шольц. - И неудивительно, что я, бывший сотрудник НАТО, заявляю и требую: это надо прекратить.
Именно Шольцу, рациональному, хладнокровному человеку немецкая интеллигенция доверила написать открытое письмо Владимиру Путину. Письмо показалось таким явным вызовом изолгавшимся немецким СМИ, что ни одна газета в Германии не решилась его опубликовать. Однако, оно попало в интернет и как громом поразило мыслящих людей. Письмо напоминало о «решающем вкладе СССР в освобождение Европы» от нацизма, о бесчисленных жертвах русских в ужасающей войне, об их великодушии, когда русские поддержали воссоединение Германии, вывели войска из Восточной Европы и отменили Варшавский договор, о том, как подло НАТО воспользовалось доверчивостью России, включив в свой блок бывшие республики СССР и окружив новую Россию десятками военных баз. Письмо прямо указывало на США, которые использовали украинский кризис в своих целях и поддержали путчистов, пришедших к власти в Киеве с помощью фашистских сил. Отторжение Крыма от Украины рассматривалось «как защитная мера и одновременный сигнал: досюда и не дальше!» Под письмом поставили свои подписи почти двести известных уважаемых в Германии людей: предприниматели, писатели, врачи, журналисты, учителя, пенсионеры. Освещение украинских событий в немецких СМИ в письме было названо точным английским словом «disgusting» («омерзительно»). Выстрелом из пистолета в упор по нечистой совести немецкой прессы прозвучало это честное послание. Но священная для Запада травля России уже началась.
«ПОНИМАТЕЛИ ПУТИНА»
- Кто собирается покупать в Европе шоколад мистера Порошенко, нынешнего президента Украины? Ха! Это наивно! Когда у нас есть знаменитый «Линдт»! - смеется бывший немецкий дипломат Хельмут Шефер.
Прекрасный дом в зеленом, тихом районе Берлина, где слышно, как в саду поют птицы. На полках и стенах гостиной - сувениры и подарки от многих знаменитых людей мира, даже от покойного Брежнева. Хозяин дома - известный политик Свободной демократической партии Германии господин Хельмут Шефер, старый, умный человек, который может себе позволить роскошь говорить откровенно. Не так, как в те времена, когда он был государственным министром германского МИДа.
- Холодная война в немецких СМИ против России началась задолго до украинского кризиса, - рассказывает господин Шефер. - Они перманентно цитировали мистера Навального, как будто в России нет других политиков. Они твердили о нищей России, когда даже обычные немцы видят на греческих и турецких курортах представителей российского среднего класса. Вовсе не олигархов. Никто не рассказывает, как Россия похорошела, а жизнь в ней В САМОМ ДЕЛЕ улучшилась. Конечно, есть проблемы. Но где их нет? Посмотрите на чудовищную разницу между богатыми и бедными в США. Атаки на Путина начались перед Олимпиадой в Сочи, хотя он освободил Ходорковского и этих прелестных леди, которые так любят отплясывать в церкви. У меня вопрос: кто оплачивает перелеты этих девиц из «Пусси Райотс» по миру - в Берлин, в Америку, в Сочи? Люди искусства встречают их восторженно. Но я прекрасно знаю, как артисты иногда до ужаса наивны в политике.
Потом начались эти смехотворные статьи про туалеты в Сочи и про Путина, который якобы разрушил Кавказ, чтобы сделать горнолыжный курорт, продолжает Шефер. - Россия - самая большая страна в мире, и что, она не может иметь ОДИН приличный курорт в горах? Все немецкие журналисты вдруг разом позабыли, что творилось с экологией в Баварии или в альпийских регионах Австрии, когда ТАМ строили горнолыжные курорты в пятидесятых годах!
Господин Шефер относится к той части немецкой политической элиты, которую местная пресса презрительно называет «Putinversteher» («пониматели Путина»), в число которых входят такие политические тяжеловесы, как бывшие канцлеры Герхард Шредер и Хельмут Шмидт. Пресса забеспокоилась, когда к «понимателям» присоединились и левые политики, такие, как Грегор Гизи, и ярые консерваторы вроде Петера Гаувайлера. Вдруг выяснилось, что многие немецкие политики весьма реалистично смотрят на украинский кризис и вовсе не намерены обносить Россию колючей проволокой.
- В немецких медиа, которые возмущаются тем, что Россия забрала себе Крым, нет никакого знания об Украине, даже географического, - сетует господин Шефер. - Люди здесь не в курсе, что ВСЯ Украина была когда-то частью России, а Крым был передан украинцам Хрущевым, человеком, который и представить себе не мог, что СССР рухнет. И никто в те времена не спросил людей в Крыму: нравится ли им это решение или нет? А сейчас все кричат, что Крым «аннексирован»!
Господин Шефер с грустью вспоминает свое первое путешествие в Крым после распада Советского Союза:
- Я был одним из первых немецких политиков, посетивших независимую Украину и Крым. Это была абсолютно разрушенная страна. Люди в Крыму говорили мне, что это худшая ситуация, которую они когда-либо переживали. Во времена СССР они жили гораздо лучше! Я никогда не забуду, как одна женщина сказала, что всех денег, что ее семья скопила за всю жизнь, из-за инфляции не хватило даже на похороны родителей! Я вернулся в Крым прошлым летом спустя 20 лет и увидел, что ситуация ничуть не изменилась. После моего визита в Сочи я уверен, что Путин сделает из Крыма жемчужину Черного моря. Вы можете обсуждать или осуждать метод, каким Россия вернула Крым, но вы не можете говорить, что жителей Крыма принудили к референдуму. Они были просто счастливы! А всем, кто так любит поговорить об аннексиях, я хочу задать вопрос: а что, к примеру, американцы делают на базе в Гуантанамо, на территории Кубы?
ТИХИЙ БУНТ НЕМЕЦКОГО ОБЫВАТЕЛЯ
Немецкий обыватель - законопослушен, прагматичен, последователен, прижимист, аккуратен и осторожен. На генетическом уровне твердо знает: с русскими лучше не ввязываться в драку. Это непреходящая память действующего поколения о дедушках и бабушках, которые рассказывали страшные сказки о холодной Сибири, куда отправили немцев после Сталинграда. Прибавьте к этому «остальгию» (от немецкого слова «ост» - восток, то есть «восточная ностальгия»). Та сентиментальность и чувствительность в воспоминаниях о дружбе с русскими во времена Холодной войны, о стабильной и безопасной жизни с гарантированной пенсией, отпуском на море и бесплатной медициной, которые привнесли в объединенную Германию 17 миллионов «гэдэровских немцев».
Когда Путин только пришел к власти, он был едва ли не самым популярным иностранным лидером в Германии. Сдержанные манеры, прекрасный немецкий язык, ощущение силы и знания собственного пути, - все это очаровало немцев в начале двухтысячных. Потом немцы узнали из местных газет, что, оказывается, Россия - агрессивное государство, а Путин - диктатор. А дисциплинированные немцы привыкли верить газетам.
Первый холодный душ для Германии - скандал со Сноуденом и осознание того, что американцы, так называемые «союзники и друзья» прослушивают не только КАЖДОГО немца, но даже первых лиц государства. Это было оскорбительно! Как же так?!Для честного немецкого бюргера такое вмешательство в личную жизнь - это плевок в душу! А тут еще местные медиа и политики потихоньку решили замять скандал с американской «прослушкой», зато попытались вовлечь добропорядочных немцев в украинский кризис и в противостояние с Россией. Вот тут впервые за десять лет немцы взбунтовались!
- Немецкие СМИ настолько преувеличивают и растягивают факты в отношении России, что наш обыватель говорит себе: нет, это не может быть правдой, - объясняет мне бывший депутат Европарламента и вице-президент немецкой левой партии «Die Linke» Тобиас Пфлюгер. - Впервые в Германии население перестало доверять прессе. Тем более, что сомневающиеся всегда могут найти информацию в интернете. Медиа твердят: Путин ответственен за все. Но люди не хотят второй Холодной войны, они не хотят нового, а вернее хорошо знакомого старого врага - Россию. И люди помнят, что именно ЕС спровоцировал кризис, поставив Украину перед выбором: Россия или Запад. Именно ЕС хотел заключить экономическое соглашение с Украиной, которое должно было превратить ее (и превратит) во вторую Грецию: урезание социальных расходов, нищета, уничтожение промышленности, долги перед МВФ.
А германские журналы уже издаются с обложками: «Идет война против Путина».
Евросоюз вел активную пропаганду на Украине о европейском образе жизни, но вовсе не собирался брать Украину в Европу. Это был обман, - продолжает господин Пфлюгер. - Подобная ситуация была только во времена бомбардировок Югославии, когда медиа перманентно лгали. А сейчас они молчат о Донбассе. Когда мы, левые политики, кричим: надо остановить насилие в Донбассе, люди спрашивают: а что, там что-то происходит? Мы кричим: перестаньте убивать русских! А среднестатистический немец удивляется: а что, разве кого-то убивают? Об Одессе здесь сухо писали: это трагедия, и даже намекали, что, мол, за сожжением людей стоит Россия. Никто не писал, что это были антифашисты, убитые фашистами.
Однако, чем больше немецкая пресса демонизировала Россию, тем больше сопротивлялись читатели. 70% комментаторов в интернете не соглашались и даже опровергали то, что пишут газеты. А когда выяснилось, что почти 80% немцев не хотят втягивания Германии в украинский кризис, а более половины населения поддерживает Путина, немецкие медиа пришли в натуральную ярость. Они обвиняли своих читателей в тоске по сильному лидеру, в ностальгии и даже в ... глупости!
- Каким образом Путин сумел вбить между нами клин? - удивлялась Die Zeit. - Если опросы не врут, две трети германских граждан, избирателей и читателей противостоят четырем пятым политического класса - иными словами, правительству, подавляющему большинству членов парламента и большинству СМИ!
А когда в Берлине начались митинги против лживости прессы, немецкие журналисты ничего умнее не придумали, как обвинить во всем Кремль. Немецкие СМИ теперь уверяют, что все «несогласные» комментарии на интернет-сайтах пишутся кремлевскими троллями-агентами за деньги!
«ЭТО ВОЙНА ПРОТИВ ВАШЕГО ПРЕЗИДЕНТА!»
Знаменитое кафе «Эйнштейн» в Берлине, где традиционно встречаются немецкие политики. Главный редактор журнала «Compact» господин Юрген Эльзэссер - импозантный, элегантный, как рояль, мужчина с георгиевской ленточкой в кармашке пиджака. Уверяет меня, что носит ее с гордостью.
- А немцы знают, что это за ленточка? - спрашиваю я.
- Нет, - огорчается мой собеседник. - Они думают, что я собрался на свадьбу! Но ничего, со временем узнают.
Господин Эльзэссер уверен, что Запад ведет войну против Путина.
- Это атака англосаксонских правых против Путина, которые хотят взять европейскую политику в заложники, - так рисует Эльзессер картину противостояния. - Еросоюз по глупости вляпался в эту атаку. Европейцы наивно полагали, что можно заключить соглашение с Украиной и при этом не учитывать мнение России. Американские планы идут еще дальше: они собираются разместить ракеты и базы на украино-российской границе. Задача американцев состоит в том, чтобы развязать в Восточной Украине войну, которая спровоцирует Путина на прямую интервенцию в Украину. Я полагаю, что Путин весьма взвешенно действует в конфликте. Он пока не сделал еще ни одной ошибки. Но не надейтесь на помощь немцев в вашей игре. Мы всего лишь вассалы Америки. У нас был выпуск журнала, где Меркель была изображена в американской форме с подписью «американский канцлер». Но говорят, что у Меркель на письменном столе стоит портрет Екатерины Великой. Судя по всему, есть другая Меркель. Искусство российской внешней политики состоит в том, чтоб открыть для себя вторую Меркель и завоевать ее симпатии.
Господин Эльзэссер считает, что немецкий народ «поумнел и практически является самым про-российским народом в Европе после белорусов и сербов».
- Опросы общественного мнения стыдят всех, кто творит это самое общественное мнение, - утверждает мой собеседник. - Все германские СМИ подведены под антироссийскую линию, но большинство их потребителей настроены про-российски. Но мы, немцы, - не революционеры. Ленин говорил про нас: если немцы решат захватить железнодорожную станцию, они сначала купят билеты. Старые немецкие ценности вымыты из общества.
- Да вас просто кастрировали американцы! - восклицаю я.
Господин Эльзэссер с грустным вздохом поясняет:
- После Второй мировой войны в Германии произошла культурная революция по американским лекалам. Так что вы правы. Мы, немцы, кастрированная нация.
«НЕ ТРОГАЙТЕ НАШИ ДЕНЬГИ!»
Немецкий избиратель совестлив, демократичен и даже готов поговорить о свободе молодых народов, но только не за свой счет. Пока на экранах телевизоров «майданили» украинские студенты и кричали «Украина цэ Европа», немцы могли уронить слезу умиления. Когда до них дошло, что Украина - это несостоявшееся государство все в долгах, как в шелках, в состоянии перманентного возбуждения, а теперь еще и войны, что украинцы с наивной наглостью рассчитывают, что Европа возьмет их на содержание, все симпатии к «молодой демократии» резко улетучились.
- Когда Путин предложил бедной Украине в трудный момент 15 миллиардов долларов и снижение цен на газ, все немецкие медиа разом закричали: Путин использует слабость Украины! - говорит бывший госминистр МИДа господин Шефер. - Но тут же возникает вопрос: а что, Германия собирается платить долги Украины? Или, может быть, Евросоюз? Мы не способны даже уладить долги Южной Европы!
Но это еще пол-беды. В конце концов, всегда можно пообещать денег, а потом их не дать. Или дать и поставить кредитора на колени, отжав у него в счет долга последние ценные активы, вроде газовой трубы, на которую уже «сели» американцы (в частности, сынок вице-президента США Байдена). Всерьез немецкий бизнес заволновался, когда американцы «прижали» канцлера ФРГ Ангелу Меркель и потребовали от нее введения экономических санкций против России. Если американский бизнес, в сущности, не сильно зависит от России, то для германского бизнеса санкции - это веревка на шею и без мыла.
Господин Райнер Линднер, исполнительный директор Восточного комитета немецкой экономики - чрезвычайно серьезный джентльмен (если у него есть чувство юмора, то он его тщательно скрывает). Холодный блондин. Прекрасно говорит по-русски, как будто его только что выпустили из шпионской школы с отличными оценками. Больше всего на свете боится сказать что-нибудь лишнее. Политкорректен до крайности, но даже сквозь эту политкорректность пробивается подлинное беспокойство: что же делать немецким бизнесменам, если санкции загонят их в угол?
- У нас товарооборот с Россией в прошлом году составил 76 миллиардов евро, - говорит господин Линднер. - В России работают 6200 немецких компаний. А уже в первом квартале 2014 году экспорт Германии в Россию упал на 13%. Это частично связано с падением рубля, но больше - с украинским кризисом. Канцлер Меркель заявила, что в отношении России уместен баланс между угрозой санкций и диалогом. Я так и не понял, как можно с помощью угроз работать с партнером! Но мы, бизнес-сообщество, прямо заявляем: санкции - это самый последний инструмент. Эти санкции - не в интересах Германии, России и даже Украины. Ведь транзитная страна тоже пострадает, если мы откажемся от российского газа в результате третьего пакета санкций.
- Почему Евросоюз всячески препятствует строительству «Южного потока»? - спрашиваю я.
- Я не считаю, что этот проект запретили. В нем участвует немецкий BASF, крупнейший в мире химический концерн. Этот проект медленнее, чем хотелось бы, но все же реализуется. Им сейчас также занялась Австрия, которая прежде делала ставку на проект «Набукко». А теперь ясно, что «Набукко» не будет. Но в любом случае, ваш «Южный поток» в отличие от «Северного» - это очень дорого. Черное море гораздо глубже Балтийского, и проложить трубу по его дну сложнее. Но я надеюсь, что проект состоится. И не только он. У нас множество планов в отношении России. Мы видим большие шансы поучаствовать в подготовке к Чемпионату мира по футболу в 2018 году. Это означает, что в 12 городах России нужно строить дороги, гостиницы, вокзалы.