Заброшенный район Новокузнецка. Верхняя колония (история и современность)

May 21, 2021 15:00

Мало кто в нынешнем Новокузнецке знает, что если пересечь мрачный и очень атмосферный тоннель под КМК, окажешься в очень интересном и, к сожалению, практически забытом месте города - на Верхней колонии.



Вход в тоннель. Ночь.

Тоннель был построен для того, чтобы быстро перемещаться между Нижней и Верхней колониями, беспрепятственно минуя территорию заводской площадки.

Его строительство началось в 1931 году и было закончено к 7 ноября 1933 года. Этот автомобильно-пешеходный тоннель является самым длинным в Кузбассе, его длина 540 метров, ширина 7 метров, высота - 4 метра.

В 1930/40-е годы годы здесь кипела жизнь, происходило много чего интересного, сейчас же Верхняя колония больше напоминает сталкерские пейзажи, а не историческое место, хотя некоторые следы и приметы прошлого пока еще можно обнаружить.




Вид от тоннеля в сторону Верхней колонии.

Этот подъем, кстати, в прошлом именовался Тоннельной улицей, хотя никаких зданий на ней в общем-то не было.



Тот же вид на старом фото…

Историческая справка...

Когда КМК начинали строить, никто не думал, что вокруг завода в будущем вырастет город в несколько сот тысяч жителей. Предполагался поселок примерно на 20 тысяч человек.

Самым удобным местом для такого поселка казалась территория выше строящегося завода - на горе с великолепными видами, вдали от болотистой местности будущего Центрального района со всеми ее "прелестями" в виде гнуса, половодий и т.д.

Так появилась Верхняя колония.

Настоящей достопримечательностью Верхней колонии стала построенная на Коммунальной улице монументальная 5-этажная гостиница, проект которой был создан в 1932, и её открытие было запланировано к 1 января 1934 года, однако эти планы не были реализованы.



Гостиница (левое крыло), 1935 г.

В 1934 году были выстроены лишь одноэтажный центральный корпус (зрительный зал) и левое четырёхэтажное крыло. Окончательно гостиница была достроена лишь к середине 1936 года, а нынешний вид фасадов здание приобрело лишь в послевоенное время.



Гостиница, 1940-е гг.

В гостинице с 1936-го года размещались 46 двух- и трёхкомнатных номеров всех классов, в том числе люксы с ваннами. Также в этом здании действовал клуб ИТР (инженерно-технических работников) с большим кинозалом.

В послевоенное время, по воспоминаниям горожан, в здании гостиницы находился призывной пункт, а с конца 1950-х годов в здании разместили контору «Сибруды», которая просуществовала здесь до 1997 года.

Прямо напротив гостиницы здание, в котором в советское время (примерно с середины 1930-х и до неизвестного времени) располагалась телефонная станция.



Фото 2016 г.



Для строительства АТС в 1933 году было выделено 600 тысяч рублей. Тогда же в город доставили импортное оборудование для строящейся станции. До постройки станции телефонная связь в городе определялась коммутатором на 100 номеров.



Из газеты «Большевистская сталь», 1933 г.

Далее по пути нас встречает Школа №2. Пусть вас не смущает номер - это была первая полноценная средняя школа в городе. Сначала, со своего открытия в 1931 году, школа располагалась в деревянном здании барачного типа, потом, в 1933-м, переехала в это здание, где и проработала аж до 1981 года!



Школа №2, 1930-е гг.



Всего на Верхней колонии было еще три школы: начальная и две семилетние, находившиеся в рубленых бараках.

Сейчас это здание выглядит так.



Школа №2, 2018 г.

Идем далее по улице.



Дорога до пожарной части

Здание пожарной части на Верхней колонии (до сих пор действующей) было построено весной 1932 года в конструктивистском стиле. Расположившаяся здесь брандмейстерская команда обеспечивала пожарную безопасность в Центральном районе города и на самом металлургическом комбинате.



Здание пожарной части

Первое же пожарное депо на Кузнецкстрое располагалось в деревянном здании, чуть южнее нынешнего.



Пожарная часть, 1930-1931 гг.

Изначально у пожарных не было автотранспорта, и на службе состояли лишь конные упряжки, но вскоре, помимо пожарных тарантасов, в боксе пожарного депо появилась современная противопожарная техника - германский грузовик «Магирус» с цистерной, большим хромированным радиатором и телескопической лестницей над кабиной.

Поднимаемся выше и сквозь заросли деревьев видим здание бывшей поликлиники. На сегодняшний день это полуразрушенное двухэтажное здание, построенное цехом гражданского строительства в 1934 году.

Ранее - отличный образчик конструктивизма...



Поликлиника, середина 1930-х гг.

Ныне - полная разруха и заросли…



Поликлиника, 2018 г.

Именно здесь располагалась поликлиника №3 для инженерно-технических работников КМК. При поликлинике действовали физиотерапевтический, рентгеновский и водолечебный кабинеты.

Далее, минуя крутой поворот попадаем в бывший Сад металлургов, в котором были аттракционы, танцплощадка и даже фонтан. А кроме того классическая девушка с веслом и прочие гипсовые статуи.



Сад металлургов, 1930-е гг.

Аллея черных тополей, за которой виднеется Пантеон, это как раз то немногое, что осталось от сада.



На пути к пантеону.

Один из немногих сохранившихся здесь артефактов той эпохи, повествующий о том, что здесь отдыхали первые заводчане города - остов первого в Сталинске фонтана, открытого в первой половине 1930-х годов.



Из газеты «Большевистская сталь», 1934 г.

Фонтан ныне.







Помимо фонтана, скамеек и прогулочных троп, в саду выступали артисты госцирка, играл духовой оркестр, оборудовались волейбольные и теннисные площадки, качели, работал тир, функционировала библиотека-читальня, проводились шахматные турниры и научно-популярные лекции. В саду также имелись площадки по игре в кегли и городки, летняя эстрада, танцевальная площадка, киоски по продаже продуктов питания, морса и газет. Рядом с фонтаном красовались установленные в 1937 году гипсовые скульптуры физкультурников: теннисиста с ракеткой и пловчихи с веслом.



Сад металлургов, 1930-е гг.

Также в саду действовала трасса для мотокросса.



Мотокросс на Верхней колонии, начало 1950-х гг.

В послевоенное время первый Сад металлургов постепенно приходит в запустенье, уступив первенство Скверу металлургов на ул. Молотова (ныне - пр. Металлургов). Здесь появляются огороды, начинается вырубка деревьев и выгул лошадей.

Итак, мы добрались до Пантеона.



Пантеон знаменитых металлургов (иногда можно встретить: Пантеон великих металлургов) - это мемориальное захоронение металлургов, имевших непосредственное отношение к Кузнецкстрою и КМК.



Первой здесь оказалась именно братская могила. Во время серьезной аварии на строительстве башен коксового цеха 27 сентября 1931 года при обрушении лесов погибло 24 человека и еще десятки были ранены. Нельзя сказать, что до этого на Кузнецкстрое никто не погибал, но это была первая настолько серьезная авария.



Братская могила

После войны, в 1947-м году здесь был перезахоронен прах знаменитого доменщика М.К. Курако. Да-да, выдающийся металлург, основатель школы российских доменщиков похоронен именно в Новокузнецке!

Первую его могилу долго очень искали, поэтому так поздно и перезахоронили.

Именно благодаря могиле Курако, я полагаю, мемориал и получил статус федерального памятника.



Могила М.К. Курако, начало 1950-х гг.

Вторым был похоронен Г.Е. Казарновский, выдающийся металлург, друг и ученик Курако, один из руководителей Кузнецкстроя. Его имя первым было внесено в Книгу почета КМК. Он, кстати, до самой смерти жил и работал на Верхней колонии.

Далее - скромно и без регалий - третья могила. А.Д. Лаушкин. Выдающийся сталевар-мартеновец, обер-мастер, до 73-х лет проработавший на КМК. Первый кавалер ордена Ленина на комбинате (всего их у него было два).



Захоронения великих металлургов. Слева направо - А.Д. Лаушкин, Г.Е. Казарновский, М.К. Курако

Пантеон входит в число памятников федерального значения, коих в Новокузнецке нынче осталось 5. Поэтому тут все довольно чисто и ухожено.

Информация взята с официального паблика Новокузнецкого краеведческого музея, отдельное спасибо хотим сказать Александру Шпрингеру за предоставление авторской статьи, многое из которой не вошло в эту статью. Здесь мы описали только те места, которые сохранились до наших дней. Для тех, кто хочет получить более глубокую информацию по теме Верхней колонии оставим ссылки:

Новокузнецкий краеведческий музей
Авторская статья Александра Шпрингера

отсюда

история, фото, Новокузнецк, современность, архитектура

Previous post Next post
Up