Виды идеологий в Новое время и место консерватизма

May 14, 2014 22:10


В связи с бородатой женщиной в Европе , выложу свою лекцию про идеологии Европы и консерватизм

Матвейчев О. А.

Профессор Национального Исследовательского Университета - Высшей Школы Экономики

Декартовский "субъект" положил начало Новому Времени.

В зависимости от того, кто или что ассоциируется с этим субъектом, возникают три больших идеологии.

Там, где субъект - это отдельная человеческая личность, индивидуум, мы имеем дело с так называемыми "индивидуализмом", "либерализмом", "анархизмом". Сразу оговоримся, что названия условные, так как различные идеологи выпячивают в своих памфлетах и работах ту или иную черту идеологии. "Любимыми" темами этой идеологии являются:
- признание свобод и прав и борьба за них,
- права меньшинств вплоть до индивидуальности,
- потребительство (потребности, счастье и удовольствие индивида есть крайняя цель)
- право на аборты,
- эвтаназию,
- выбор пола,
- выбор сексуального удовольствия,
- ненависть к государству,
- ненависть к армии,
- ненависть к церкви, религии любого рода,
- история видится как прогресс свободы, эмансипации, удовольствия и удовлетворения потребностей.
- отстаивание права на частную жизнь,
- право на коммерческую тайну,
- право на самооборону и проч.
- в экономике максимально свободный рынок
- в политике это либо крайний элитизм и презрение к демократии, крайний антиэтатизм или представительная и максимально прямая демократия с ограничением прав большинства и широкой представленности всех возможных меньшинств. Антитрадиционность, провокационность, постоянная готовность к протесту против любых норм, вмешательств и навязываний.
- борьба с "перенаселением" планеты, тема, "нехватки" ресурсов
- любая этика держится не на долге, а на счастье, свободе и удовольствии индивидуума.
- эстетика держится на удовольствии индивидуума, на " эффекте переживания" и на проявлении индивидуальной оригинальности и конфликте с любыми традициями, канонами и нормами.

Там, где субъект, это, прежде всего, общество, расширенное до человечества, мы имеем дело с социализмом, коммунизмом. Еще раз повторю, что названия условные.

"Любимые" темы этой идеологии это:
- борьба с эксплуатацией человека человеком, любыми формами неравенства,
- социальные гарантии (медицина, образование, пенсии),
- борьба с бедностью,
- культ науки и техники, технический прогресс, как средство решение проблемы " нехватки ресурсов" и " перенаселения"
- интересы общества и будущих поколений есть основание этики. Основное слово этики - долг, основная награда - прижизненная или посмертная слава, общественное признание вклада в дело эмансипации человечества
- искусство несет общественную функцию, часто идеологическую и воспитательную
- повышенное внимание к средствам информации и коммуникации. Прозрачность, открытость, транспорентность и общественный контроль абсолютно во всех сферах жизни
- негативное отношение к частной собственности и в том числе к интеллектуальной собственности, авторскому праву и проч.
- борьба с индивидуализмом, эгоизмом,
-борьба с нарушениями социальных норм, хулиганством, преступностью,
- борьба с "паразитарными" социальными институтами (церковь), классом рантье, аристократией, недоверие к художественной и гуманитарной интеллигенции, чей вклад в общество трудно оценить.
- в экономике - общественно-обоснованный план.
- в политике это демократия большинства, чаще плебисцитарная, демонстрация любых форм солидарности
- высокая оценка роли государства, как органа планирования и управления, выразителя общественных интересов, но низкая оценка государства как инструмента эксплуатации.

Там, где субъект трансисторичен и трансчеловечен, как например, Бог, какой-то иной абсолют и проч., мы можем говорить о так называемом "консерватизме", хотя этот ярлык придумали либералы, чтоб себя выставить сторонниками прогресса, а своих противников " тормозами прогресса", но оставим пока это имя для лучшей понятности. Видов консерватизма гораздо больше разнообразия, чем либерализма и коммунизма, потому что разнообразны трансисторические субъекты и связанные с ними религии и идеологии.

Любимые темы консерваторов:
- это традиции, ритуалы, духовные ценности, в зависимости от признаваемых религий,
- этика, но трансцендентного происхождения, а не человеческая, то есть заповеди, миссия человека, назначение движения истории, основной вопрос этики - спасение и выполнение предназначения, духовное развитие, реализация трансцендентного смысла
- настороженное отношение к техническому прогрессу,
- настороженное отношение к правам человека самим по себе, вне связи с трансцендентной реальностью,
- сакрализация роли государства, церкви, культа.
- против самоубийств, эвтаназии, абортов,
- настороженное отношение к человеческому или общественному и государственному планированию.
- борьба за свободу совести, в том числе и от посяганий государства и общества.
- в экономике - принцип разумной достаточности, пренебрежение материальным и подчинение экономики культурному, духовному и религиозному, экономика - есть средство для создания выдающегося и великого в культуре и трансчеловечесткой области.
- в политике это чаще всего монархия, различные виды теократии.
- революции признаются в духовной и личной сфере как саморазвитие, общество же вообще может быть неизменным, традиционным и статичным и обеспечивать духовную жизнь.
- в эстетике это следование четко обозначенному канону, имеющему религиозную подоплеку


Каждая из трех идеологий, как правило, видит две другие, ей противоположные, в одном цвете, не особо различая.
Так, либералы клеймят и консерватизм, и коммунизм единым словом "тоталитаризм" и всего лишь видят в них разновидности этого тоталитаризма.

Коммунисты видят в либералах и консерваторах единый феномен. Так, либо консервативная идеология видится всего лишь обслугой или ширмой либерального капитала, либо либерализм производен от крайне антиобщественных религиозных взглядов ("жидомасоны" и тп).

И наконец, консерваторы видят в либерализме и коммунизме одну и ту же идеологию атеизма, попытку сделать богом только человека, построить царство божье на земле, отрицать трансцендентные духовные измерения и погрязть в разновидностях материализма и гедонизма.

Кроме трех означенных крайних вариантов идеологий возможны еще ТРИ микса, и несколько промежуточных вариантов между миксами, в зависимости от того, как тактически и исторически три вышеозначенные идеологии заключали между собой союзы. В истории, как правило, мы редко имеем эти обозначенные идеологи в чистом виде, а чаще в виде миксов друг с другом и промежуточных вариантов.

Первый микс это - либерало-социализм, если так можно выразиться. А так же все промежуточные позиции между либерализмом и социализмом. Чистый либерал - социализм характерен негативным отношением любому консерватизму, к религии, церкви, к государству, традициям и духовным ценностям, он берет у социалистов веру в общественный и технический прогресс, уделяет огромное внимание средствам коммуникации, любит протест и революционность. Не чужд мерам социальной защиты и правам меньшинств. Аналоги из ближайшего столетия это либеральный коммунизм Троцкого-Ленина, сегодня это еврокоммунизм, идеология политкорректности, толерантности, либеральная демократия в США и Европе, с их широкой базой социальных прав и гарантий и бюрократией. Но это микс с уклоном в либерализм, если же уклон более социальный, то есть за субъект берется не человечество в целом, а отдельный народ, нация или раса, то мы имеем дело с разновидностями национализма и фашизма (особенно в их атеистическом, материалистическом варианте, лишенном трансцендентного измерения). Тогда к любимым темам такой идеологии добавляется тема демографии, сбережения и роста народа, войны (а значит, и тема милитаризма) за жизненное пространство, внутринациональной и расовой солидарности.

Второй микс - это либерал-консерватизм. Права человека и свободы, которые чтит либерализм, понимаются как данные Богом, накопление богатства, достижение успеха в политике в обществе и проч. воспринимаются как божественное или религиозное служение или как средство спасения.

Государство призвано охранять права и свободы в первую очередь и само либо является реализацией идеи свободы, как это было в идеологии либерал - консерваторов вроде Черчилля или Рейгана, либо государство имеет божественную сакральную основу, а рынок и свобода личности есть просто наиболее адекватное общественное устройство в условиях конечности человеческого бытия, которое не имеет права замахиваться на строительство рая на Земле, на всеобщее планирование и вообще подменять бога человеком. Так, например, обосновывал борьбу с социалистами Франко и др.

Третий микс - это социал-консерватизм. Здесь выполнение именно социальных норм и справедливая жизнь считается священной и религиозной обязанностью. Взаимопомощь не из прагматизма и общественного долга, а из религиозного и традиционного долга или с целью спасения, распространенность коллективных действий, ритуалов. Жертвенность, общинность, массовый героизм или массовый подвиг. Государство-корпорация строится по принципу государства-монастыря, так как идеальные или идеологические и духовные стимулы к труду преобладают над материальными и прагматичными. Бытовая экономика функционирует по принципу разумной достаточности, отрицается роскошь. И в экономике и в политике преобладают коллективные действия и проекты, носящие печать идеологии, поэтому господствует гигантомания, а не принципы прагматизма и удобства. Общественный и технический прогресс признается в отличие от чисто консервативных идеологий. Исторический аналоги: российская империя XIX века, особенно в период правления Александра Третьего. Из недавнего прошлого: СССР Сталина. Он собственно и демонстрирует переход от либерально - социалистического микса троцкизма - ленинизма и коммуно-консервативному. Недаром в позднем сталинском социализме и в период войны было реабилитировано православие. Безусловно, что идеология Александр Третьего это больше уклон в консерватизм, а позднесталинская идеология больше уклон в социализм, но это один и тот же микс.

Таким образом, мы выделили 6 идеологий Нового времени. Нельзя их путать с политическими режимами и способами государственного устройства. В зависимости от политических традиций и исторического момента, эти идеологии имеют разные названия. Например, американские республиканцы в этой классификации - типичные либерал - консерваторы, а демократы - либерал - социалисты. Тори в Великобритании так же либерал - консерваторы, а виги - либерал - социалисты. В Латинской Америке мы видим социал- консерватизм под маской христианского социализма, таким же поворотом к социал - консерватизму отмечена политика Путина, пришедшая на смену либеральному консерватизму 2000ых и либерал- социализму и либерализму 90ых.

Из шести выделенных идеологий и миксов - три задействуют слово консерватизм и их место в общем и целом в идеологической системе Нового Времени понятно.
Продолжение следует


via ljapp, идеология, консерватизм, философия, политология, анархизм, социализм, либерализм, коммунизм

Previous post Next post
Up