О фонде «Земельный капитал»
Фонд «Земельный капитал» (далее - Фонд) - учреждается Правительством РФ в соответствии с новым федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки переселения граждан и их семей на сельские территории» (далее - ФЗ), который в свою очередь основывается на Конституции Российской Федерации.
Основные понятия, используемые в ФЗ:
1) дополнительные меры государственной поддержки граждан и семей - меры, обеспечивающие равные возможности всем желающим участвовать в организации жизни и работы на сельских территориях, в том числе осуществить переселение (внутреннюю миграцию) с использованием земельных ресурсов сельских территорий с учетом особенностей, установленных настоящим ФЗ (далее - дополнительные меры государственной поддержки);
2) фонд «Земельный капитал» - государственные (муниципальные) земли сельскохозяйственного назначения, передаваемые в государственный паевой инвестиционный (земельный) фонд, паи которого используются для внебюджетного финансирования реализации мер государственной поддержки установленных ФЗ;
3) земельный (ресурсный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в государственный паевой инвестиционный (земельный) фонд для поддержания ликвидности вторичного рынка паев (бездокументарных ценных бумаг) после их первичного использования как средство платежа по государственным (именным) сертификатам на земельный капитал;
4) государственный сертификат на земельный капитал - именной документ, подтверждающий право гражданина РФ (соотечественника в случае миграции) на дополнительные меры государственной поддержки.
Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у каждого гражданина Российской Федерации и при рождении (усыновлении) до 31 декабря 2022 года ребенка (детей), имеющих гражданство Российской Федерации.
Механизм формирования Фонда
Первоначальный фонд может быть сформирован в течение 2-х лет в результате работы региональных землеустроительных комиссий земельно-переселенческой службы Минсельхоза России, направленной на выявление неиспользуемых земель, подготовку типовых земельных наделов для переселенцев и готовых пакетов землеустроительной (лесоустроительной) документации (по аналогии работы столыпинских землеустроительных комиссий).
Общий состав Фонда
В фонд передаются выявленные государственные земельные ресурсы, которые сегодня не освоены:
1. Выведенные из хозяйственного оборота, неиспользуемые государственные земли (оценочно около 25% от фонда плодородных сельхозземель страны - 50 млн. га);
2. Неиспользуемые государственные земли в районах Крайнего Севера (оценочно около 50% от фонда оленеводческих пастбищ - 150 млн. га);
3. Резервные - неиспользуемые земли муниципальных органов власти (оценочно от 10% - 20 млн. га)
4. Резервные - изъятые (выкупленные) земли, ненадлежащим образом используемые частными неэффективными землевладельцами (оценочно от 5% - 10 млн. га).
Первоначальный состав Фонда и его оценка
В первоначальный состав, достаточный для удовлетворения потребности текущей численности граждан России в земельных ресурсах, без учета притока мигрантов как будущих граждан России, передаются следующие государственные земельные ресурсы:
- 50 млн. га сельскохозяйственных плодородных земель (оценочно 30 трлн. рублей),
- 150 млн. га пастбищ в районах крайнего Севера (оценочно 22,5 трлн. рублей).
Суммарные активы первоначального Фонда будут составлять порядка 52,5 трлн. рублей. Это позволяет создать экономическую базу (материальное обеспечение) для эмиссии паев (ценных бумаг) как стартового «земельного капитала» для каждого переселенца в сумме от 1 до 2 млн. рублей в зависимости от территории назначения. Для мигрантов величина стартового капитала может быть та же, а источником станут внесенные в Фонд резервные земельные ресурсы (см. пп. 3-4 «Общий состав Фонда»).
Управление Фондом и комплексное обслуживание переселенцев должно осуществляться земельно-переселенческой службой Минсельхоза России (сегодня имеется кадровый потенциал в 10 тыс. специалистов-землеустроителей в 70 региональных землеустроительных предприятиях, ранее являвшихся региональными подразделениями государственной земельной службы России .
Порядок использования земельного капитала
1. Земельный капитал (ЗК) это денежное выражение стартового капитала, предоставляемого государством каждому гражданину РФ для его использования на организацию жизни и работы на земле вне городской черты как части общенародного национального достояния. ЗК - нельзя продать, его можно использовать по целевому назначению для оплаты услуг по организации жизни и работы на сельских территориях. ЗК - имеет ограниченный срок использования (5 лет с момента получения).
2. Передача ЗК другим лицам и накопление нескольких ЗК в одних руках, возможно только по родственным связям, что создает механизм внутрисемейной идентификации нуждающихся в жизненных переменах членов семьей и стимулирования их к этим переменам за счет государственной «путевки в новую жизнь».
3. Родственной связью признается нотариально доказанная родословная связь, существующая не менее 3 лет.
4. Средняя ориентировочная стоимость ЗК - 1,5 млн. рублей и может изменяться по решению государства.
5. Целевой список возможностей, которые могут быть оплачены с помощью ЗК:
5.1. Услуги по переезду на новое место жительства (до 5% стоимости ЗК) и временное проживание в арендном жилищном фонде восстановительно-переселенческих центров до 5 лет (до 15% ЗК);
5.2. Ускоренное обучение и повышение квалификации, в области ведения фермерского хозяйства и в других сферах, требуемых социокультурной средой в новых поселениях, включая бюджетную сферу (до 5% ЗК);
5.3. Выбор и аренда земельного участка на срок 49 лет, при условии прохождения специализированного обучения, с оплатой первых 10 лет аренды из ЗК (до 50% ЗК); при этом, последующий период аренды будет оплачиваться землепользователем уже самостоятельно, но по льготной ставке, регулируемой государством; также после 10 лет аренды появляется право выкупа земли по цене до 15% от государственной кадастровой стоимости;
5.4. Разработка проекта освоения и использования земельного участка с включением в кооперативную форму хозяйствования, регистрацией проекта в земельной службе Минсельхоза России с сопровождением его страхования, финансирования, лизинга техники и получения государственных субсидий (до 5% ЗК);
5.5. Передача уполномоченным банкам в качестве залога права долгосрочной аренды земли (право аренды приравнивается к стоимости земли, находящейся в собственности) для кредитования зарегистрированных проектов освоения земли (по аналогии с работой Крестьянского банка в период столыпинских преобразований);
5.6. Первоначальный взнос по ипотечному кредиту при собственноручном строительстве или покупки готового малоэтажного жилья вне черты городов и вблизи оформляемых земельных участков (от 20% до 5% ЗК по понижающей шкале в зависимости от числа членов одной семьи или количества ЗК, сосредоточенных у одного представителя семьи(ей), но суммарно - не более 40% стоимости ЗК при взносе за один дом).
Принципы переселения, обучения, наделения землями и сопровождения при разработке проектов освоения земли и объединения в кооперативы
Претендовать на переезд и выбор земельного участка можно на территориях, земельные ресурсы которых включены в Фонд.
Приоритет в первоочередном получении земельных участков, будет отдаваться участникам и семьям, уже проживающим на данной территории, тем, кто в последние 20 лет покинул данную территорию (уехал за «лучшей долей» в города) и тем, кто представит доказательство жизни и работы на желаемой территории предыдущих поколений своих предков как фактор, способствующий восстановлению корней и исторической памяти о связи современной семьи с землей своих предков;
Площадь земельных участков будет равноценной: примерно от 30 до 150 га на один ЗК в зависимости от качества плодородия земли различных территорий;
Будет предоставлено профессиональное сопровождение и помощь каждому переселенцу: в ускоренном обучении на русском языке правилам и культуре современного возделывания земли (с обучением и адаптацией не говорящих по-русски мигрантов, расселяемых по квотам до 17% от числа поселенцев на одну локальную территорию); по составлению индивидуальных и кооперативных проектов освоения земли с их регистрацией в Земельной службе России; в страховании, кредитовании и лизинге техники, получении полагающихся государственных субсидий.
Прогнозируемый экономический результат программы ЗК
1. При среднероссийском уровне производительности труда, только введение в хозяйственный оборот 50 млн. га сельскохозяйственных земель, по программе наделения граждан страны «земельным капиталом», приведет к следующему росту оборота экономики России (ВВП):
1.1. «Фермерско-сырьевой» уровень (на 1 га земли): в среднем 1 тыс. долларов США;
1.2. «Аграрно-промышленный» уровень (на 1 га земли): в среднем 2 тыс. долларов США;
1.3. Уровень «загрузки смежных отраслей экономики» (на 1 га земли), мультипликатор равен минимум «3»: 9 тыс. долларов США.
Итого, при вводе 50 млн. га, рост ВВП России составит около 0,5 трлн. долларов США, что является значительным результатом (сегодня ВВП России - 2,5 трлн. долларов США, а со странами Евразийского экономического пространства - около 2,7 трлн. долларов США).
2. При росте производительности труда в 6 раз на введенных в хозяйственный оборот 50 млн. га земли, произойдет достижение Россией уровня производительности Германии (оборот сельской экономики которой составляет почти 300 млрд. долларов США, более половины продукции - экспортируется, при том, что используется всего 17 млн. га сельхозземель, что в 13 раз меньше, чем располагает Россия и в 20 раз меньше, чем располагают страны будущего Евразийского союза). Это позволит значительно увеличить прибыльность сельской экономики, интерес к масштабным инвестициям в сельскую и смежные отрасли и поднять на новый уровень оборот экономики страны.
3. Использование гражданами ЗК в расчетах стимулирует создание большого финансового рынка внебюджетных инвестиций в объеме нескольких десятков триллионов рублей, целевым образом используемых в комплексном развитии сельских территорий и создании миллионов новых рабочих мест, имеющих экспортную ориентацию. При такой экономической модели развития потребуются не столь значительные бюджетные вливания, в сравнении с созданным внебюджетным рынком, источником которых могут стать средства стабилизационного фонда и дополнительная денежная эмиссия ЦБ РФ, строго ограниченная объемом внутреннего валового продукта, создаваемого обществом в процессе освоения территорий в виде реальных услуг и товаров, пользующихся внутренним и внешним спросом. То есть денежная эмиссия будет напрямую связана с ростом реального ВВП, что не вызовет рост инфляции, а скорее наоборот стимулирует процессы ее обоснованного снижения, наряду со снижением учетной ставки ЦБ РФ и ставок по кредитам банковской системы в целом. Возврат же государственных инвестиций будет осуществляться в виде масштабных налоговых поступлений в федеральный, региональные и местные бюджеты.
Весомым геоэкономическим аргументом в обоснование данной экономической модели хозяйствования и развития является то, что ее основой является сельская экономика, а ее главная продукция - продовольствие, выдвигается в глобальном плане дефицитных потребностей человечества до 2030 года - на первое место. Поэтому тренд устойчивого спроса на эту продукцию будет только возрастать, что гарантирует успешную реализацию данной экономической программы на основе стартового ЗК.
Впервые за последние 20 лет эмиссия рубля может быть «отвязана» от объема поступления валютной выручки от экспорта углеводородного сырья. Это позволит экономике России становиться более самостоятельной и наполнять каждый рубль не только валютой от экспорта традиционного сырья, но и объемом нарастающего внутреннего продукта - производством и переработкой сельскохозяйственного сырья, внутренней розницей и масштабным экспортом продовольствия, а также производством и поставкой требуемой промышленной продукции в страны-реципиенты продовольствия в процессе освоения их природных ресурсов и увеличения их платежеспособного спроса на российское продовольствие. Произойдет развитие смежных отраслей - машиностроения и металлургии, станкостроения и приборостроения, электроники и науки. Будет стимулирован рост спроса на отечественные биотехнологии и информационные разработки, транспортные перевозки, обучение населения, массовое малоэтажное строительство и изделия легкой промышленности.
Российская история сто лет назад уже являла подобное взаимосвязанное и бурное развитие отраслей и наук в результате столыпинских преобразований. Но как показал исторический опыт революционных потрясений, для закрепления экономических успехов страны и создания тренда стабильности в обществе требуется формирование центральной ценностной системы общества и духовно-нравственное воспитание народа при прямом участии государства.
4. Государство укрепит свой суверенитет в земельной сфере и станет субъектом управления процессом развития земельных ресурсов, составляющих 98% площади земельного фонда (поля, леса, воды).
Прогнозируемый социальный результат программы ЗК:
Увеличение числа крепких семей, возможность воссоединения жизни разных поколений в едином пространстве на одной территории и восстановление традиции передачи духовно-нравственных ценностей от поколения к поколению,
Рост числа детей в семьях,
Удовлетворение жилищных потребностей,
Гарантированное трудоустройство,
Возникновение чувства принадлежности к Родине: воссоединение человека и земли, семьи и земли, гражданского общества - с землей России;
Появление массового среднего класса земельных собственников и хозяев домовладений, готовых защищать свой дом, землю, суверенитет страны.
Прогнозируемый экологический результат программы ЗК:
Широкая экологизация труда и жизни русской многоэтнической нации как привлекательный пример не только интегрируемым народам Евразии, но и другим странам мира по организации осмысленной и оправданной жизни на планете.
http://www.chzr.ru/library/o_zem_preobr/zem_kap/