Вы с нежностью вспоминаете свое детство?
Или перечитываете любимые страницы «Войны и мира», снова наслаждаясь погружением в атмосферу старой русской семьи?
Может быть, кто-то решил познакомить своих детей с Царкосельским лицеем, где провел свои счастливые отроческие годы А.С. Пушкин?
Что же, доктор «психоистории» из США Ллойд Демоз доходчиво объяснит вам, что вы - «жертва пеленания» и прочих «кошмаров традиционного русского детства», к тому же так и не реабилитировавшаяся от травмы внутриутробной борьбы с «Ядовитой плацентой».
Правда на специальном англоязычном сайте "rationwiki", созданном для борьбы с лженаукой, Демоз по простому назван "псевдоученым" (
http://rationalwiki.org/wiki/Psychohistory ).
Зато этот «теоретик» с большим пиететом упоминается в статье на тему «семейного насилия» в либеральной «Новой газете» (опубликованной в июне 2015 г.:
http://www.novayagazeta.ru/society/68650.html ). И там приводятся цитаты этого «авторитета», изображающие русское детство в виде подавления личности и побоев.
В общем-то эта статья в "Новой газете" отражает обычный стиль лоббистов известных сомнительных программ и законопроектов, под вывеской «борьбы с семейным насилием» на самом деле атакующих семью (
http://pk-semya.ru/main-news/item/2136-poyasneniya-nasilie.html). Фактически адекватную работу по защите детства и семьи пытаются подменить насаждением в обществе истерических фобий.
Критический анализ подобных концепций дан, в частности, в комментарии «Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства» РПЦ: (
http://pk-semya.ru/main-news/item/2136-poyasneniya-nasilie.html).
Вот цитата из этого документа:
"... Разумеется, когда речь идет о реально совершаемом или совершенном преступлении, его следует пресекать и реально преследовать по закону, вне зависимости от того, является ли преступник родственником жертвы преступления.
Однако, к сожалению, подходы и представления, связанные с концепцией «семейного насилия», выходят далеко за эти здравые рамки и имеют направленность, которую трудно признать доброкачественной в нравственном и правовом отношении. Эксперты Комиссии отмечают целый ряд проблем в этой области, многие из которых неотделимы от концепции «семейного насилия» в ее современном виде....
... Очевидна, в частности, неразрывная связь этой концепции с идеями радикального феминизма, в рамках которых мужчины неизменно выступают в качестве потенциальных «агрессоров» в отношении женщин, а взрослые - в качестве источника угрозы в отношении детей, особенно в рамках брака и семьи, представляемых в качестве институтов «подавления» и «насилия»...
... В действительности и здравый смысл, и многочисленные данные исследований говорят о том, семья, основанная на браке, является в целом наиболее безопасным и благоприятным окружением как для женщин, так и для детей...
Неудивительно, что и правовые решения, предлагаемые в рамках подобных концепций, также не отвечают общественному благу и, зачастую, вступают в явное противоречие с базовыми принципами справедливости и соразмерности юридических норм….
Серьезные вопросы вызывает «профилактическая» направленность предлагаемых сторонниками концепции «семейного насилия» правовых решений. Фактически, под «профилактикой» в них понимается не создание здоровой нравственной атмосферы в обществе и укрепление семейных ценностей, но возможность принудительного юридического вмешательства в жизнь граждан и семей тогда, когда никакие реальные и опасные противоправные действия еще никем не совершаются..." (
http://pk-semya.ru/main-news/item/2136-poyasneniya-nasilie.html)
*******
Тем не менее указанная статья в «Новой газете» побудила меня поподробнее узнать о Ллойде Демосе (его имя на русск. иногда пишут также как Ллойд де Моз) и его "учении". В результате проведенного анализа обнаружилась вот такая псевдонаучная муть (см. ниже), действительно изображающая традиционную русскую семью в виде какой-то сплошной беспросветной «чернухи».
И, к сожалению, на Л. Демоза ссылается и его цитирует в «позитивном контексте» и культуролог А.А. Абрамова (это известная ведущая ряда программ в родительском центре "Рождество", похоже, она не разобралась и все приняла "за чистую монету").
______________________________________________
Главная идея, которую продвигает Л. Демоз ("опираясь" на психоанализ, "открытия" оккультиста Гроффа и т.п.): история народов закладывается в пренатальный период и в детстве, начиная с младенчества. Разные типы воспитания обуславливают различия в поведении и характере целых наций. Могут порождать агрессоров, войны и т.п. В частности, исламские террористы якобы появились из-за того, что мусульманские матери "неправильно" обращаются с младенцами, и т.п. К этому надо еще прибавить причудливые мрачные фантазии на тему яростной борьбы плода во время беременности со стареющей "Ядовитой плацентой", причем это тоже выдается за "науку". Якобы от этого происходят тяжелые "психологические травмы", которые преломляются в жизни не только данного человека, но всей нации. И в зависимости от стиля воспитания могут "изживаться", или наоборот трансформироваться в массовую агрессию, приводящую к войнам, революциям и прочим катаклизмам.
Л. Демоз написал книгу "Основы психоистории" (
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Lloid/01.php) где изложил свои концепции.
В частности в этой книге он собрал и описал в подробностях (если не сказать, со смакованием) всевозможные случаи ужасного насилия и издевательств над детьми в истории, и о методах воспитания в разных странах в различные эпохи. При этом все методы, кроме современного западного, он критикует.
"Светлым" по Демозу является только, как он выражается, "помогающий" метод воспитания, появившийся сравнительно недавно в "развитых странах" на Западе, вместе с современным движением в "защиту прав ребенка" и т.п.
Описания же методов воспитания в России имеют резко негативный характер, как сплошное "насилие" (начиная с "пеленания" и кончая "сексуальным"). Вот характерная цитата из книги "Психоистория" (гл. 8. Бархатная революция: детские корни демократических движений в Советском Союзе и Восточной Европе):
"Политические кошмары царской и сталинской России были точным воспроизведением кошмаров традиционного русского детства".
******
Одна из глав в книге «Психоистория» так и называется «Кошмары традиционного русского детства»
(В конце этого сообщения приведены ряд подробных цитат, характеризующих книгу Л.Демоза - они еще более "впечатляющие").
Надо отметить, что "раскрутке" Демоза в немалой степени способствовало его немалое финансовое состояние. Это дало ему возможность финансировать самому издание журнала по "психоистории" и создать свою организацию под названием "Институт психоистории", после того как он потерпел фиаско с попытками продвижения своего "учения" в университете в Колумбии (
http://childmyths.blogspot.ru/2015/03/the-primal-wound-and-trojan-horse-in.html ,
http://www.insteadofapes.com/index.php?poem=217&tag=17 ). При этом он считает, что претендует на основание "нового направления" в "науке психоистории", восходящей к Фрейду.
Однако, как указано в Википедии, академические историки весьма скептически относятся к этому направлению, подвергая его критике за отсутствие научных доказательств (
https://en.wikipedia.org/wiki/Psychohistory ). А на специальном сайте "rationwiki", созданном для борьбы с псевдонаукой Демоз просто назван "псевдоученым" (
http://rationalwiki.org/wiki/Psychohistory ). В серьезной исторической науке такой дисциплины как "психоистория" не существует.
Про Демоза также говорят, что он описал не "историю детства", а "историю насилия над детьми"
(https://en.wikipedia.org/wiki/Psychohistory ).
Можно также обнаружить ремарки некоторых ведущих американских специалистов в области академической (научной) детской психологии, из которых следует, что "психоисторические" откровения Демоза уважением в этих кругах также не пользуются и "научными" ни в коей мере не признаются ((
http://childmyths.blogspot.ru/2015/03/the-primal-wound-and-trojan-horse-in.html ).
Однако Л. Демоза поддерживает Американская ассоциация перинатальной психологии, пронизанная ньюэйджевским оккультизмом. Также ссылки на книгу Л. Демоза "Психоистория" можно обнаружить в некоторых англоязычных работах на тему развития системы "защиты детства". Интернет также сильно способствует "популяризации" Л. Демоза "в массах".
В частности, это направление используют и для разогревания руссофобии. Вот, например характерная статья (2013 г.) в издаваемом на деньги Л. Демоза "международном" (на англ.) журнале по "психоистории":
Stephanie Shakhireva. Swaddled Nation: Modern Mother Russia and A Psychohistorical Reassessment of Stalin.
(Запеленутая нация: Современная матушка Россия и психоисторическое переосмысление Сталина).
http://www.primal-page.com/stalin.htmThe Journal of Psychohistory, 2007.
***********************************************
В этой откровенно руссофобской статье автор - некая дама из Украины - в развитие идей Демоза "доказывает", что и Путин, и Сталин - это естественное порождение склонности российской нации к тирании, возникшей из-за того, что в России во все эпохи были распространены разные "подавляющие", жестокие методы ухода и воспитания детей (включая "пеленание"), и т.п., и т.д.
***************
Но к сожалению в России сочинения этого шарлатана от психологии и истории перевели, издали и в немалой мере распространили на многих сайтах в интернете, без критического анализа.
Рекламу этой книги можно видеть, например, на сохранившемся сайте (2003) "Центра по развитию молодежи. Поколения.net", созданного в России при "поддержке фонда Джона и Кэтрин Макартуров" (
http://region.3ebra.com/generation/publications/publication28/ ).
Более того, изучение книги "Психоистория" Л. Демоза я обнаружила в программах некоторых государственных университетов в регионах России (по специальности социология и др.).
Можно видеть диссертации и статьи по "социологии", "антропологии", "культорологии" и т.п. (причем связанные с анализом "родительства", "защитой детей" и т.п.), где его цитирует, как "выдающегося" "психолога" и "историка". Его популяризацию можно видеть и на сайтах, связанных с движением "естественного родительства".
*****
Вот, для иллюстрации, статья (2013 ) А.А. Абрамовой - культуролога и публициста (авторские страницы на порталах "Правмир", "Слово", "Культуролог" и др.), руководителя ряда программ в родительском центра "Рождество"(
http://radonezh.ru/authors/AbramovaA/ ).
В этой публикации на тему "ответственного родительства" А.А. Абрамова ссылается на Л. Демоза, как на "признанного авторитета" в области психологии и т.п.:
А. А. Абрамова (2013). В светлых тонах: некоторые штрихи к формированию современного родительства.
http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/47302.php Цитата:
"По Л.Демозу, современный тип отношения к детству - «свободный» или «помогающий». С середины XX в. он мало-помалу вытеснял «социализирующий» тип (XIX - cередина XX в.), который характеризовался осознанием необходимости особых родительских усилий по воспитанию и обучению ребенка для тренировки воли и подготовки его к будущей самостоятельной жизни в социуме. "Помогающий" тип закрепляет «открытие» значимости детства, отличается преобладанием сочувствия в отношениях родителей к детям, установкой на личностно-ориентированный подход в воспитании, исходящей не только из представления об уникальности каждой человеческой личности, но и недопустимости жесткого давления на ребенка".
****
То есть, часть наших специалистов из числа "гуманитариев", в том числе молодых, уже подверглась «психоисторическим влияниям» Демоза. И продолжают "пропагандировать" этого, очень мягко говоря, "сомнительного" "теоретика" и дальше.
Причем в том числе на Интернет-порталах, связанных с Православием (портал "Слово"). Такая вот неразборчивость и досадная безответственность...
Не отстают и наши "либералы-интеллектуалы". Вот и в опубликованной 1 июня 2015 г. статье в "Новой газете" на тему "семейного насилия", размещают в качестве "авторитета" портрет "автора психогенной теории истории" Л.Демоза с цитатами из него по поводу "жестоких" традиций воспитания детей в России (
http://www.novayagazeta.ru/society/68650.html ):
Цитата:
"Ллойд Де Моз, психоаналитик и директор Института психоистории в Нью-Йорке, автор психогенной теории истории, рассматривает всю историю человечества как последовательную смену стилей воспитания детей... . Ученый считает, что настает время «помогающего» стиля, для которого характерно внимание к потребностям ребенка и отсутствие насилия в семье. Но он констатирует, что Восточная Европа, в том числе и Россия, сильно отстает от Запада в этом отношении: «По сей день тугое пеленание, регулярные побои и плохое обращение с детьми распространены во многих бывших советских республиках и странах Восточной Европы». Ученый пишет: «Чем больше я изучаю войну с точки зрения психоистории, тем больше убеждаюсь, что все войны являются извращенными… ритуалами, цель которых - избавиться от невыносимого чувства, что тебя не любят, результата предшествующих традиций воспитания детей… Подозреваю, что экономические цели войны - просто рациональное оправдание… Если кошмар войны берет начало в кошмаре детства, то новый дух любви и свободы в семье, возможно, превратит Европу из вечного поля битвы в ссорящийся, но миролюбивый континент».
******
Кстати из этой цитаты остается совершенно не понятным, как пеленание детей в России связано с нападением на неё Наполеона и Гитлера.
*****
Интересно, что книга "Психоистория" с рекламным предисловием самого Л.Демоза размещена для свободного доступа на сайте оккультиста Николая Козлова (
http://nkozlov.ru/library/s218/d4118/?full=1#.ViDFTS3Wjct),
создавшего деструктивную секту-психокульт "СИНТОН" под маской "психотренингов" и т.п. (
http://www.ansobor.ru/articles.php?id=192).
----------------------------
Ниже для иллюстрации приведены некоторые цитаты из "основополагающей" книги Л.Демоза "Психоистория" на тему "детства в России" и т.п. (представляется, что эти «психоисторические» перлы комментариев не требуют).
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Lloid/01.php Ллойд Демоз. Психоистория
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Эволюция детства
2. Психоистория как самостоятельная наука
3. Формирование американской личности путем психологического видообразования
4. Психогенная теория истории
5. Джим Картер и американская фантазия
6. Исторические групповые фантазии
7. Фетальное происхождение истории
8. Бархатная революция: детские корни демократических движений в Советском Союзе и Восточной Европе
9. Универсальность инцеста
10. Фаллическое президентство
*****************
«8. БАРХАТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: ДЕТСКИЕ КОРНИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ
РЕФОРМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕФОРМА
Главной мыслью моих психоисторических работ за последние два десятилетия было то, что реформа воспитания детей всегда предшествует политической реформе.
Россия дает особенно драматичные примеры, доказывающие этот тезис. Политические кошмары царской и сталинской России были точным воспроизведением кошмаров традиционного русского детства. Широко распространенные детоубийство, жестокие побои и другие формы физического насилия над детьми становились моделью психологического насилия со стороны Кремля, КГБ и ГУЛАГа. А черты, которые Натан Лейте называет традиционными для русского характера - страх независимости, перепады настроения, потребность во внешнем контроле являются результатом длительного периода пеленания, эмоциональной заброшенности и холодности со стороны родителей, что было широко распространено до недавнего времени. Как спеленутые дети плачут, когда их освобождают от бандажа, настолько непривычно такое состояние - так же точно и взрослые, которые физически и эмоционально были спеленуты как дети, требуют возврата тоталитарных оков прежней политической системы.
КОШМАРЫ ТРАДИЦИОННОГО РУССКОГО ДЕТСТВА
Традиции воспитания детей в России во многих отношениях сближают ее скорее с Индией и другими восточными странами, чем с Западом. Например, в девятнадцатом веке в России еще были широко распространены детоубийство и детские свадьбы. Мало того, что большинство девочек выходило замуж и имело сексуальный опыт до половой зрелости - отцы часто вступали в половые сношения с новобрачными сыновей», и т.п., и т.д..»
**********************************************************************
И напоследок ниже приведены цитаты из предыдущей, 7-ой главы, повествующей о «фетальной психологии», без которой, как уверяет Демоз, совершенно невозможно постичь тайн человеческой истории. Однако людям с чувствительной нервной системой может быть лучше пожертвовать такой возможностью, и эти устрашающие сентенции (о пожирающей «Ядовитой плаценте» и т.п.) все же не читать.
"7. ФЕТАЛЬНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИСТОРИИ
ПСИХОЛОГИЯ ФЕТАЛЬНОЙ ЖИЗНИ: ФЕТАЛЬНАЯ ДРАМА
.... Предложенная мной схема является основной моделью фетальной психологии, согласно которой фетальная драма - предшественник эдипова комплекса, причем и в том, и в другом случае три действующих лица, и речь идет о взаимоотношениях индивида с объектом любви и с объектом страха. Мне представляется вполне вероятным, что плод, подобно Эдипу, чувствует необходимость по-настоящему сражаться с Ядовитой Плацентой («Сфинкс» по-гречески означает «душитель»), чтобы отыграть Питающую Плаценту: повторяющийся фетальный опыт учит, что плод, должен поколотить ногами, и тогда вновь получит Питающую Плаценту. Как бы то ни было, ясно, что фетальная драма начинается задолго до рождения; что плод узнает о том, что хорошие ощущения часто прерываются болезненными, и он бессилен это предотвратить; что матка постепенно становится все более тесной, более загрязненной, питает все хуже, пока, наконец, ребенок не освобождается единственным способом - посредством борьбы, которая представляет собой момент переворота в рождении.
… Каждый раз, когда человек идет на охоту, строит дом, сеет урожай или отправляется на войну, то есть совершает нечто такое, отчего в нем побуждается карающее архаическое суперэго - по сути, его Ядовитая Плацента, он совершает жертвоприношение, то есть превращается в плод и рождается заново через убийство плацентарного зверя. Так же точно и группа каждый раз, когда в ней накапливается скверна, начинает воображать, будто лидер превратился в ненавистного плацентарного зверя, и необходимо уничтожить его самого посредством цареубийственного или революционного акта, либо найти козла отпущения, на которого можно перенаправить жертвенное насилие. Без знания символов фетальной драмы совершенно невозможно постичь эту основную модель человеческой культуры. Как станет видно из следующих разделов этой главы, вооружившись фетальной психологией, мы сможем по дошедшим до нас свидетельствам из разных периодов истории судить об эволюционных формах, принимаемых фетальной драмой как в ранних палеолитических культурах, так и в нынешней политической жизни".
из
блога yuliamass