Новейшие зарубежные исследования о Гиперборее (продолжение)

Feb 27, 2022 20:45

К началу XXI в. эзотерический национализм в Коста-Рике выродился в особую форму неонацизма. Среди его представителей - т. н. Коста-риканское общество Гиперборейского копья (Sociedad Costa Rica de la Lanza Hiperbórea). Идеология этого движения представляет собой
причудливый коктейль из учений Е. Блаватской, Р. Генона, Ю. Эволы, М. Серрано. По убеждению коста-риканских «гиперборейцев», именно
они являются чистокровными «арийцами», потомками инопланетян с Альдебарана, высадившихся в Гиперборее и вошедших в связь с представительницами «высшей» земной расы - кроманьонцев. После разрушения Гипербореи арийцы создали Атлантиду, и уже оттуда часть из
них переселились в Центральную Америку, а именно в Коста-Рику, сохранившую таким образом цвет человеческого генофонда.

Ряд аспектов эзотерической концепции Гипербореи рассматриваются в работе философа-евразийца Джейфа Арнольда, посвященной Рене Генону, основоположника и ярчайшего представителя традиционализма [17]. Гиперборея как «первоначальный Эдем» относилась, по Генону, к области сакральной географии, и ее поиски должны носить не эмпирический, а духовный характер. Экзистенциальный Север являлся изначальной ориентацией и истоком традиции - именно это, по Генону, утверждают Веды, равно как и другие сакральные тексты.

Допустимый объем публикации не позволит подробно проанализировать всю зарубежную научную литературу по Гиперборее, появившуюся за последние десять лет. В нескольких словах представим еще несколько весьма интересных, на наш взгляд, работ.


Льюис Уэбб из Гётеборгского университета исследует способы бытования мифов о Туле и Гиперборее в римской литературе от Катулла до Сидония Аполлинария (I в. до н. э. - V в. н. э.) [24]. Автор демонстрирует изменчивость коннотаций, связанных с этими географическими понятиями. Если, например, Вергилий и Гораций использовали «северные» метафоры для восхваления римского духа завоеваний (Рим распространит свою власть за самые дальние пределы, до самого края света), то Катулл, Сенека и Лукан с помощью тех же метафор язвительно критиковали автократические амбиции и стяжательство римских властителей.

Мирела Авдагич, филолог-классик из Белграда, изучает историю древнего Севера, каким его представляли греческие и римские географы в период с I в. до н. э. до VI в. н. э. [18]. Она обращает внимание читателя на тот факт, что география не была для древних строго научной дисциплиной в современном смысле, оперирующей понятиями долготы и широты, точными координатами объектов и т. п. Древняя география работала не только с материальными данными, но и с метафизикой, с мифом. И та же Гиперборея была для древних не только некой «точкой на карте», но и сложной и изменчивой системой представлений. Она выступала и началом греческого мира, как родина матери Аполлона, и концом классического мира, как источник варварских захватчиков. Коротко говоря, заключает Авдагич, «идея Севера в древности стояла где-то между картами и мифами» [18, p. 78].

Андреа Намерова, специалист по скифской археологии из Трнавского университета (Словакия), опубликовала в братиславском журнале Historická revue обзорную статью под названием «Миф о Гиперборее»[20]. В небольшой по объему статье прослеживается развитие мифологемы Гипербореи от Гесиода до наших дней, выявляется ряд этапов и направлений в развитии представлений о Гиперборее в гуманитарной мысли самого широкого спектра - от академической истории до поэзии и эзотерики, критически рассматриваются попытки географической локализации Гипербореи. Рассматривается репрезентация гиперборейского вопроса в науке и публичном дискурсе, исследуется его роль в конструировании национальных идеологий.

Отдельного внимания заслуживает подробнейший каталог гиперборейцев, упомянутых в античной литературе от Пиндара и Геродота до византийских грамматиков и историков, - плод кропотливой работы уже знакомого нам норвежского филолога Пера Сандина [22]. Сандин предупреждает возможных критиков, что не собирается обсуждать здесь вопросы исторической реальности гиперборейцев: его работа чисто филологическая.

Каждая статья каталога начинается списком источников, где фигурирует тот или иной персонаж, дается характеристика персонажа (фактически, биографическая справка, если это возможно), комментируются особенности источников и содержащиеся в них филологические проблемы. Каталог Сандина в своем роде уникален, и он станет отличным подспорьем в работе филологов, историков и философов, интересующихся Гипербореей - одной из интереснейших и загадочных страниц истории античного мира.

1) Восполнить его на протяжении пяти последних лет пытается автор данной статьи - см. [1; 5-14].
2) С историей вопроса можно познакомиться в нашей книге [1, с. 60-65; 209-213].
3) Hdt. V 9.
4) Примечательно, что обе эти реки упоминаются в государственном гимнеПольши.

Список литературы
  1. Беляков А.В., Матвейчев О.А. Гиперборея: приключения идеи. М.: Книжный мир, 2019. 416 с.
  2. Колосовская Ю.К. Агафирсы и их место в истории племен ЮгоВосточной Европы // Вестник древней истории. 1982. № 4. С. 47- 69.
  3. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Учпедгиз, 1957. 620 с.
  4. Корпус древнегреческой поэзии. Вып. V. Ранние элегии, ямбы, эпиграммы (VIII-V вв. до н. э.) / сост. Ю.С. Лукач. Екатеринбург, 2016. 223 с.
  5. Матвейчев О.А. Семь чудес гиперборейца Абариса // Философская мысль. 2016. № 5. С. 26-35.
  6. Матвейчев О.А. Аристей Проконнесский, духовидец, свидетель Гипербореи // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 4. С. 256-266.
  7. Матвейчев О.А. Гиперборея и гиперборейцы в трудах античных ученых // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 3. С. 291-309.
  8. Матвейчев О.А. Гиперборея как предмет научного интереса в Средневековье и Новое время // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 5. С. 262-279.
  9. Матвейчев О.А. Гиперборейский вопрос в XIX-XX веках // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2018. Т. 18, вып. 3. С. 67-85.
  10. Матвейчев О.А. Гиперборея как «своё иное» русской мысли. М.: Граница, 2018. 52 с.
  11. Матвейчев О.А. Гиперборейцы в Греции. Опис, Арга и другие посланники богов-близнецов // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2020. № 3. С. 4-11.
  12. Матвейчев О.А. Истоки культа Аполлона и первопоэт Олен // Антиномии. 2020. Т. 20, вып. 3. С. 7-21.
  13. Матвейчев О.А. Культ Илифии и его поглощение культом Артемиды // Сибирский философский журнал. 2020. Т. 18, № 4. С. 103-115.
  14. Матвейчев О.А. Псевдоплатоновский «Аксиох» как исторический источник // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Философия». 2020. № 2 (52). С. 189-198.
  15. Хохоровски Я. Сибирские и европейские гипербореи в рассказе Геродота - литературный миф или эхо исторической действительности // Вестник Томского государственного университета. История. 2020. № 68. С. 72-78.
  16. Шнирельман В.А. Арийский миф в современном мире. М.: Новое литературное обозрение, 2015. Т. 1. 536 с.
  17. Arnold J. Thinking in Continents: Hyperborea and Atlantis in René Guénon's Conception of Tradition // Academia.edu. 2018. July 23 / [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/37107075/Thinking_in_Continents_Hyperb orea_and_Atlantis_in_Ren%C3%A9_Gu%C3%A9nons_Conception_of_Tradition (дата обращения: 04.10.2020).
  18. Avdagic M. The North in Antiquity: Between Maps and Myths // Visions of North in Premodern Europe. Turnhout: Brepols Publishers, 2018. P. 59-80.
  19. Introvigne M. Esoteric Movements and Nationalism in Costa Rica. From Theosophy to Hyperborea // Center for Studies on New Religions (CESNUR). 2016. June 29 / [Электронный ресурс]. URL: https://www.cesnur.org/2016/costa_rica_helsinki.pdf (дата обращения: 04.10.2020).
  20. Námerová A. Bájna Hyperborea // Historická revue. 2013. № 8. S. 21-27.
  21. Palavestra A., Milosavljevic M. Hyperborea in Serbian archaeology // Archaica. 2016. № 4. P. 119-140.
  22. Sandin P. Famous Hyperboreans // Nordlit. 2014. № 33. P. 205-221.
  23. Sandin P. Scythia or Elysium? The Land of the Hyperboreans in Early Greek Literature // Visions of North in Premodern Europe. Turnhout: Brepols Publishers, 2018. P. 13-33.
  24. Webb L.M. Inter imperium sine fine: Thule and Hyperborea in Roman Literature // Visions of North in Premodern Europe. Turnhout: Brepols Publishers, 2018. P. 35-58

THE LATEST FOREIGN RESEARCH ON HYPERBOREA
(2010-2020)

O.A. Matveychev
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

The article is devoted to the analysis of a number of studies concerning the myth of Hyperborea that appeared in foreign scientific literature in the last decade (2010-2020). In Russia, the topic of Hyperborea is to a certain extent discredited by the interest of numerous esotericists and nationalists; in foreign publications, however interest in this topic does not fade. The Norwegian philologist P. Sandin reveals the cultural and political background of the ancient concepts of the geographical affiliation of Hyperborea, for example, that of Pindar, who deliberately made a kind of «anti-Scythians» out of the Hyperboreans. The fruit of Sandin's painstaking work was a detailed catalog of the Hyperboreans mentioned in ancient literature from Pindar and Herodotus to Byzantine grammarians and historians. The Polish historian J. Chokhorowski, on the basis of archaeological materials, makes the assumption that the Delians called the peoples who lived on the northern side of the Carpathians, in the basin of the Vistula and Warta, «Hyperboreans». Belgrade scientists A. Palavestra and M. Milosavlevich demonstrate how easily any version of the geographical affiliation of Hyperborea can become politically engaged. They do this on the examples of M. Vasich, who identified Hyperborea with the discovered by him ancient civilization of Vinch; M. Budimir, who recog-nized the Slavs in Hyperborea; D. Garashanin, who placed Hyperborea in the Danube. The Italian religious scholar M. Introvigne reveals the esoteric foundations of Costa Rican nationalism, which turns to the Hyperborean metaphor to substantiate the exclusiveness of his nation. J. Arnold (Warsaw) analyzes the concept of Hyperborea in the works of the founder of traditionalism R. Guénon. L. Webb (Gothenburg) explores the ways in which the myths of Thule and Hyperborea were used in Roman literature from Catullus to Sidonius Apollinarius.

Keywords: history of philosophy, mythology, religion, archeology, Ancient
Greece, Hyperborea, Thule.

Об авторе:

МАТВЕЙЧЕВ Олег Анатольевич - кандидат философских наук, профессор, ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», г. Москва. SPIN-код: 4248-7216, e-mail: matveyol@yandex.ru

Author information:

MATVEYCHEV Oleg Anatolyevich - PhD (Philosophy), Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow. E-mail:
matveyol@yandex.ru

Начало

© Матвейчев О.А., 2021

история, археология, религия, мифология, Гиперборея, философия, Древняя Греция

Previous post Next post
Up