День 8. Сандармох, Повенец, Чёлмужи.
Прогноз погоды настоял на смене планов. Грядущие два дня должны были пройти лениво и размеренно, с отдыхом и созерцанием проходящих по Беломорканалу судов, с неспешным пробегом, выездами там и тут на онежский берег. В мечтах восьмой день путешествия выглядел так: встану я, такой красивый, с палаткой на бережку и, прихлёбывая из котелка да из кружечки, стану весь день наслаждаться видом шлюзующихся пароходов, салютовать капитанам...
Но утром с небес на землю меня спустил мой капитан, с которым был проведён телефонный сеанс связи. Тот капитан, что должен был обеспечить мою запланированную трансонежскую переправу. Крутил-бы ты, дескать, свои педали пошустрее, а то вона каков прогноз: что сегодня, что послезавтра - в запланированный день переправы, дождь стеной, да и с ветром в придачу, так что идти нам с тобой по озеру только если завтра поутру - обещается денёк просвета! Позавтракав в гостинице, я напялил дождевое снаряжение и выдвинулся, благо ветер не в харю.
Первая остановка -
урочище Сандармох (N62.88765° E34.67895°). Здесь были расстреляны и погребены в братских могилах, а точнее - в расстрельных ямах, тысячи людей.
Надпись на памятном камне: "Здесь, в урочище Сандармох, месте массовых расстрелов, с 1934 по 1941 годы убиты свыше 7 тысяч ни в чём не повинных людей: жителей Карелии, заключённых и спецпоселенцев Белбалтлага, узников Соловецкой тюрьмы. Помните о нас, люди! Не убивайте друг друга!"
Российское Военно-историческое Общество обнаружило на этом месте также и захоронения расстрелянных финнами красноармейцев. Поистине кровавое, скорбное место.
Памятные именные таблички закреплены на деревьях. Это о тех, чьё захоронение здесь документально зафиксировано, либо подтверждено экспертизой. Табличек сотни, но никак не тысячи - сколько их ещё, безымянных погибших... Камушками обозначены границы могильных ям, которые обнаружили поисковики.
Национальными диаспорами, иностранными государствами и общественными объединениями установлены памятники - неименные, общие.
Есть здесь и небольшая часовня в карельском стиле.
Следующая остановка -
посёлок Повенец (N62.84716° E34.82183°). Это сейчас сам посёлок довольно уныл и малолюден. Однако его история напрямую связана с рубкой Петром I «окна в Европу», а первые письменные источники, где он упоминается, датированы XV веком.
Повенецкие дома вдоль шоссе по-своему красивы. Такое вот беломорканальское деревянное зодчество. Дождик приутих ещё в Сандармохе, позволив мне пофотографировать, да и мало того - даже пообедать под навесом местного сельпо. Увы, придорожное кафе в посёлке закрылось. Не повезло мне и с музеем Беломорско-Балтийского канала (N62.85105° E34.82475°). Оказывается, одинокому путешественнику туда попасть сложновато. Лучше заранее созвониться и подгадать посещение под время нахождения там смотрительницы. Мне не повезло: несмотря на рабочее время, в музее никого не было.
Скромный памятник: "Безвинно погибшим на строительстве Беломорканала в 1931 - 1933 г."
Храм Святителя Николая в память строителей Беломорско-Балтийского канала был построен в 2004 году на средства жертвователей (N62.84995° E34.83949°). Памятник Николе Угоднику также присутствует. Внутрь храма я не попал, путь преградили массивная дверь и Его Величество - замок.
Для любителей Бога и селфи тут всё предусмотрено
Необычный храм, молодцы архитекторы!
Памятный знак «Осударева дорога» напоминает нам об одном из достижений Петра I - организации пути для переброски военных соединений, кораблей и грузов из Архангельска на Ладогу. После поражения под Нарвой в войне со Швецией, царь Пётр задумал построить тайную дорогу для быстрой и неожиданной для неприятеля переброски войск с Белого моря, дабы отомстить шведам и заполучить-таки выход к Балтике. Путь государя (а он лично в этом участвовал) от села Нюхча до Повенца пришёлся на лето 1702 года.
Пётр I перетаскивает суда из Онежского залива Белого моря в Онежское озеро для завоевания крепости Нотебург у шведов (картина Сурикова).
Около пяти тысяч мужиков беспрестанно рубили лес, укрепляли болота гатями, строили мосты... Всего за месяц 260-километровая сухопутная дорога была готова, а в ночь на 17 августа 1702 года на неё встала армейская группа Петра. Преодолев путь за восемь дней (по дороге волокли и корабли), царь был готов к походу по Онеге в сторону Ладоги, а далее - на шведа. В октябре того же года была одержана победа,... а я теперь могу печатать эти строки, находясь в Санкт-Петербурге - городе, основанном Петром I на отвоёванной тогда земле.
В те времена никакого Беломорканала, разумеется, ещё не было, а вот теперь суда спокойно проплывают мимо памятного знака, мимо храма, мимо Повенца.
Оттуда я покатил вверх по каналу. Именно вверх, ведь тутошний каскад шлюзов с 1-го по 7-й поднимает суда от уровня Онеги на 68 метров - до водораздела, откуда пойдёт многокилометровый спуск к Белому морю. Этот каскад из семи шлюзов на нижеследующей схеме назван «Повенчанская лестница». Резануло глаз на схеме - почему не «Повенецкая». Не из повенчан же она сложена :)
Со стенда Медвежьегорского музея
Храм и Беломорканал охраняет орудие-памятник - здесь проходила передняя линия обороны 1941-1944 гг.
Вдоль канала проходит техническая дорожка, по которой я и поехал. При каждом шлюзе имеется посёлок с тем же номером. Деревянные домики узки и имеют казённый вид: их строили для работников канала. В каждом были магазин, клуб... Сейчас домики, магазины и клубы заброшены. Лишь в некоторых ещё теплится жизнь.
Местами встречаются напоминания, что канал - стратегический объект. Фотосъёмка вблизи шлюзов и гидросооружений запрещена, про аэрофотосъёмку я вообще молчу. Я постоянно ощущал на себе пристальные взгляды через объективы вездесущих видеокамер. В одном месте рядом со шлюзом, стоило мне только остановиться, кто-то оглушительно и красноречиво прокашлялся в громкоговоритель. «Кха-кха-кха» - мол-де: «Вижу-вижу, проезжай мимо!»
Со шлюзованием мне не повезло. Мало того, что кораблей днём проходит мало, так ещё и не подобраться близко для съёмки - везде камеры, заборы и колючая проволока. Успел догнать на седьмом шлюзе проходящий «пароход» (N62.91402° E34.90444°). Махнул он мне хвостиком, и был таков. Вон он на фото - удирает.
Ультразум позволяет поснимать «запрещёнку» издалека. Забавно наблюдать сочетание исторических деревянных надстроек и более современных кирпичных. Доехав до седьмого шлюза, развернулся и помчался с ветерком вниз - обратно уже по другой, более широкой дороге, что идёт поодаль от канала.
Единственное место, которое доступно для осмотра вблизи - шоссейный мост через канал, что рядом с храмом Николы (N62.84860° E34.84108°). Здесь "партер" для наблюдения за шлюзованием. Увы, время поджимало, ни одного судна мне так и не обломилось. А ведь это была одна из главных «хотелок» похода!
В этом месте снова пошёл дождь, на часах полпятого, пройден полтинник, оставалось ещё более шестидесяти. Бррррр, но делать нечего - попёр. Ветер был в спину - вот удача, с одной стороны, но ведь и дождик перемещался вместе со мной - вот неудача, с другой...
Закусив как следует энергетическими батончиками, я вкрутил, остановившись лишь километров через сорок - перекусил под навесом автобусной остановки. Тут-то дождь и отстал от меня, а сильный, но тёплый ветер за остаток пути высушил мои, подмокшие даже в бахилах, ноги.
На ночёвку я уехал в очень красивое место - на Чёлмужский мыс (N62.56022° E35.55297°). Видите, на карте острый нос, практически упирающийся в длинную и узкую Чёлмужскую косу? Вот там, почти на самом острие, я и разбил свой лагерь.
Посмотрите, какое чудесное место! Благо есть летающая камера для съёмки с воздуха.
Мыс почти упирается в Чёлмужскую косу.
Конфигурация этого песчаного "клюва" постоянно меняется, как живая.
Пляж, песочек - красота! Вот бы ещё погодку завезли!
Встал, разумеется, не на песке, а в лесочке. Искупался - вода там не холодная, как в открытой Онеге, мелководье же. По соседству стояла большая семья с «автодомом» на базе ГАЗ-66. Их рослый кобель типа лайки поначалу охотился на меня, но я зарычал, рявкнул на него по-собачьи, и пёс присмирел. Приходил потом дружить. Постирав велотрусы, обработал их водкой (в походе она у меня почти всегда с собой) - ловите лайфхак, кстати: такая обработка позволяет велоформе быстрее сохнуть, да и бактерии дохнут. Остальную «беленькую» с устатку выпил под ужин.
Чёлмужская коса - памятник природы. Она необитаема, но является излюбленным местом для уединённого отдыха, рыбалки.
Вид в одну сторону...
... и в другую.
Пробег за день: 113 км.
Продолжение ----> Все записи об этом путешествии.