Картин а маслом Знаменитый новосибирский художник Александр Шуриц рассказал, насколько выгодно вкладываться в живопись, существует ли термин «сибирское искусство» и насколько местное культурное пространство отличается от парижского.
- Расскажите, как проходит рабочий день профессионального художника? - Я работаю ежедневно, и в будние, и в выходные. Никакого начальника надо мною нет, так что, в принципе, можно было бы ничего и не делать (улыбается). Но всегда есть незаконченные работы, предстоящие выставки, и потом, мне это просто-напросто в удовольствие! Я не из тех художников, что могут среди ночи проснуться и начать что-то набрасывать. Ночью я сплю, и вообще каких-либо сумасшедших выходок, которых обычно ожидают от творческих людей, за мной не замечено.
Тружусь только днем и в семь вечера заканчиваю любые работы.
- А каким образом зарабатываете на жизнь? Работаете на заказ? - Нет, но то, что я написал по вдохновению, потом может продаться. Люди, увлеченные живописью, сами выходят на меня, покупают мои работы. К сожалению, в Новосибирске нет нормальных частных галерей. Но у этого есть объективные причины. Иметь свою галерею, которая непременно должна быть расположена на самой оживленной улице города, - весьма дорогое и хлопотное удовольствие, фактически это невыгодно, альтруизм чистой воды. Нет у сибирских художников и торговых агентов, которые занимались бы поисками покупателей для их работ. Видимо, наше общество пока не готово к этому. - Провинциальная отсталость? - Подобная ситуация везде в мире. Вы думаете, в Париже художники живут вольготно и припеваючи? Ничего подобного: галереи и там пусты. Впрочем, там они хотя бы есть, более того - их сотни, ими заняты целые кварталы.
"Транссибирский экспресс" (2009)
- Насколько у сибиряков развита любовь к современной живописи? - Если говорить о тех, кто хочет и может приобрести настоящую картину, то процент таких людей совсем небольшой. Начнем с приземленного - у человека должны быть на это деньги.
Картина признанного новосибирского художника размером метр на метр (это тоже имеет значение) может стоить 80-100 тысяч рублей.
Может быть, кого-то эта сумма испугает, но произведение искусства никогда не падает в цене, а лишь растет, в отличие, скажем, от автомобиля, который стоит еще дороже. И потом, мало кому вообще приходит в голову покупать картины: у кого-то они не вписываются в интерьер дома, кого-то пугают большие размеры полотна. - А если говорить о новосибирцах не как о покупателях живописи, а как о посетителях выставок? - Интерес у горожан к искусству относительно высок, однако очередь на ту или иную выставку выстроится, если разве что к нам привезут что-то из Лувра. Думаю, каждый третий новосибирец хоть как-то интересуется живописью, однако на выставки ходят далеко не все из них. Но это опять-таки общемировая тенденция, галереи и в Москве, и в Европе - довольно малолюдные места.
"Зелёная Флора" (2013)
- Вы часто говорите «настоящие картины», «признанные художники». Кого же можно считать истинным живописцем? - Это члены Союза художников России. Не надо покупать картины в подземных переходах, даже если они вам приглянулись, - это крайне низкий уровень, ширпотреб.
Многие в народе считают, что художники-профессионалы торгуют своими произведениями в метро - это совсем не так.
В Новосибирске не больше 200 профессиональных художников. Из них только половина работают активно по сей день. Человек 50 из них создают что-то по-настоящему интересное с точки зрения искусства. И лишь около 20 наших художников более или менее успешно продают свои творения. - Что бы вы могли посоветовать тем, кто все-таки решит купить настоящее полотно? - В первую очередь, картина должна вам нравиться. Если вы не понимаете ту или иную работу - не покупайте, будь это хоть сам Пикассо. Если вы не очень хорошо ориентируетесь в современном искусстве, лучше посоветуйтесь со специалистом-искусствоведом, обратитесь в художественный музей за консультацией. Прославленное имя автора полотна еще ни о чем не говорит. Иногда на закате своего творческого пути художник становится слабее в творческом плане, и его поздние работы уже не так ценны.
"Мужчина и женщина" (2013)
- Как быть начинающим творцам, которые еще не заработали себе имя? - Выпускнику художественного факультета вуза или училища не нужно пытаться с продавать свои работы первых же месяцев практики - это практически невозможно. Нужно устроиться на работу, чтобы у тебя был стабильный заработок и ты мог позволить себе приобрести краски, холст и другие отнюдь не дешевые вещи, необходимые живописцу, а в свободное время создавать свои первые произведения, чтобы начать где-то выставляться. Если работы достойные, тебя начнут замечать и в конечном итоге примут в Союз художников. - Вы тоже прошли этот путь? - Да. Первые пять лет после окончания училища я отработал по профессии - трудился промышленным дизайнером в одном из конструкторских бюро Новосибирска, куда попал по распределению. Разрабатывал дизайн для ЭВМ, мотоцикла Иж-80, который остался лишь в виде макета. Параллельно зарабатывал иллюстрированием книг.
Мои иллюстрации содержат очень многие детские издания: Гомер, Андерсен, Маршак, Чуковский, Гайдар...
Сегодня я живу только за счет своей живописи. Мастерская мне выделена Союзом художников России. - По-вашему, самоучка не может стать выдающимся художником? - Его просто не примут. Нужно все-таки иметь профессиональное образование. Впрочем, бывают крайне редкие случаи, когда и самоучка создает что-то очень интересное. - Каков сегодня тренд, главное направление в живописи? - Оно сегодня одно - посмодерн, но внутри он делится на фигуративное, абстрактное искусство, видеоарт, перформанс и т.д. В стиле постмодерн работаю и я, и мне ближе его фигуративное ответвление: на моих картинах представлены конкретные предметы и человеческие фигуры. Есть у меня элементы сюрреализма. В 1980 году я написал картину «Небесная война», и выставком не разрешал ее выставлять как раз из-за сюрреалистических деталей.
"Небесная война" (1980)
Кроме того, на мое творчество оказал большое влияние итальянский Ренесанс. Тяготею к тематике античных мифов, к примеру, сейчас делаю Аврору - богиню внутренней зари. Помимо портретных работ, много занимаюсь пейзажами. Пишу, в основном, по фотографиям или просто из головы. С натурщицами не работаю. Зачем? Я и так умею рисовать (улыбается). - Многих обывателей шокирует, что обычный камень, которому дано невнятное название, называют великим произведением искусства, а чистый холст с одной полоской поперек может стоить миллионы долларов... - Скажу вам честно: я этого тоже не понимаю. Однажды я был в Бельгии на выставке, где на двух десятках белых столбиков лежали кучки настоящих дохлых воробьев, и больше ничего не было. И помнится, я был единственным посетителем. Как это воспринимать, я не знаю. К сожалению, сегодня в искусстве масса совершенно случайных людей, и они даже получают солидные государственные и коммерческие гранты. - Вы преподаете в художественной школе. С какого возраста в ребенке можно распознать будущий талант? - Сейчас многие родители с самого раннего детства записывают свое чадо в различные кружки и секции, иногда одновременно в несколько, и дети оказываются перегруженными.
В художественную школу ребенка нужно отдавать только в 11-12 лет -
до этого на него не надо давить, пусть рисует, что хочет. Если к этому возрасту у него не пропал интерес к рисованию, значит, стоит в нем развивать эти способности и далее. - Часто приходится слышать словосочетание «сибирские художники». Есть ли какое-то принципиальное отличие сибирской живописи от общероссийской? - Есть целый ряд художников, ориентирующийся в своем творчестве на сибирскую архаику: наскальную живопись, шаманство и т.д. Но я к этому направлению не имею никакого отношения - мне ближе европейское искусство. Кстати, раз в четыре года в одном из сибирских городов проходит региональная выставка, на которой посетители могут оценить уровень художников со всей Сибири. Могу сказать, что далеко не все наши серьезные художники уезжают в Москву - и живя в Новосибирске, можно выставляться где угодно, хоть в Париже.
"Снежный Ангел" (2013)
Справка Александр Давидович Шуриц родился 4 января 1945 года в Биробиджане. Окончил Московское Высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское). Проиллюстрировал более ста книг, изданных Западно-Сибирским книжным издательством. Удостоен серебряной медали Академии художеств РФ (2004). Работы Шурица выставлялись во Франции, Италии, Голландии, Бельгии, два его произведения - станковые графические листы на тему из «Фауста» Гёте и к роману «Альтист Данилов» Владимира Орлова - вошли в собрание Третьяковской галереи.