Сейчас принято писать, что происхождение ковида никогда не будет известно с точностью, да и не так это важно. Поскольку вирус уже сбежал. А надо думать, как теперь дальше. Демам хочется всех привить, одеть в маски и куда-нибудь запереть. Респам хочется вздернуть на мачте отечественных медиков и вирусологов и вернуться к доковидной жизни. И те и эти, похоже, согласны, что в данный момент появление ковида в Ухане представляет интерес чисто академический.
Как человек, проживший жизнь в академии, я считаю, что академический интерес - штука полезная. К примеру, из чистого академического интереса, я спросила бы, какая именно
деятельность Уханьского Института Вирологии в частности и китайских вирусологов вообще могла в принципе привести к пандемии. А также. Могла ли эта деятельность к пандемии не привести. Адепты академического интереса собрали уже достаточную инфу, дающую ответ на эти вопросы.
1. В Ухане собирали и разводили летучих мышей в больших объемах. В принципе, как правило, летучемышиный вирус людей не заражает. Но в результате частых конактов может промутировать и начать заражать. Именно этим уханьская завлабша Ши обосновывала необходимисоть своей работы. И именно ее лаборатория имела самые обширные в мире контакты с летучими мышами.
Могли ли сотрудники заразиться при сборе мышей? Да могли, конечно. Этот вариант, однако же не самый вероятный, проосто потому что варианты ниже - вероятнее.
2. В Ухане короновирусами заражали «гуманизированных» мышей, у которых человеческие рецепторы. Это идеальный «промежуточный хозяин», которого все искали в начале пандемии. На гуманизированной мыши ковид имел все возможности проэволюционировать и стать заразным для человека.
Могли ли сотрудники заразиться от гуманизированный мыши? Элементарно. Такого рода лабораторные непрятности происходят в разных местах постоянно, и в частности в Китае было задокументировано немало случаев, когда различные вирусы из лабы «сбегали». Это верояный вариант, однако же вариант ниже еще вероянее.
3. В Ухане систематически меняли короновирусы, пытаясь понять, как сделать их более заразными для человека. Они сотрудничали в этом с ведущими в мире экспертами вирусологии.
Могли ли они сделать ковид-19? Мы знаем точно только, что 1) они пытались, 2) у них была необходимая экспертиза и 3) у ковида-19 есть признаки искусственного вируса.
В продолжение этого академически-философского этюда, почему бы нам не спросить: а могла бы такая деятельность не привести в конце концов к пандемии? На этот вопрос ответа, естественно, нету. Но есть по этому поводу некая интересная доп инфа: 1) в Ухане начали делать вирусы не ранее конца 2018 - т.е. вирус сбег почти сразу же (через полгода от начала долгосрочного проекта) , 2) В Ухане имелись планы масштабных изменений вирусов летучих мышей, 3) в Ухане имелись планы заражения диких летучих мышей лабораторными вирусами (не спрашивайте меня зачем - это в их гранте).
Далее, мы можем спросить из чисто академического интереса, чем нынче занимается этот уханьскй институт. А все тем же. Вот недавно, к примеру, они предупредили человечество об опасности нео-ковида. Это про южно-африканский вирус, родственный МЕРСу. Он известен давно, но вот теперь в Ухане работают именно с ним. Ага, на гуманизированных мышах. А нас, типа, предупреждают. Не, ну спасибо, конечно.
Ну, и последний академический вопрос: а другие похожие институты есть? Таки да. В Пекине.
В общем, а нельзя ли как-нибудь этот самый Китай обнести великой китайской стеной? И чтоб ни одна мышь не проскочила?