Правительственная «Стратегия-2020» снизит налоги для бедных и поднимет для «Газпрома». Эксперты предлагают распространить прогрессивное налогообложение на весь сырьевой сектор, ввести налог на дополнительный доход для нефтяников, не наращивать ставку страховых взносов до 2020 года и сократить перечень налоговых льгот.
Рабочий вариант «Стратегии-2020» (есть в распоряжении «Газеты.Ru») уже направлен в правительство для получения оценок Минфина, Минэкономразвития и Минздравсоцразвития.
Существующая в России налоговая система несовершенна, нестабильна, зависима от цен на нефть, признают авторы доклада: почти половину налоговых поступлений - 46,5% федерального бюджета формирует сырьевой сектор.
Если цены на нефть свалятся, властям будет сложно найти деньги на выполнение обязательств, которые в предвыборный год увеличились. Только объявленный рост затрат на вооруженные силы прирастит бюджетные расходы на 5-5,5% ВВП, расходы на инновационное развитие - на 3-4% ВВП. При этом пенсионная система остается несбалансированной, что требует дополнительных отчислений бюджета в Пенсионный фонд. Низкие цены на нефть не оставят альтернативы - придется прирастить налоговую нагрузку, которая и на данный момент находится на высоком уровне - 32,4% ВВП.
Но для стран с развивающимися рынками высокие налоги «не позволяют достичь конкурентных преимуществ, компенсирующих технологическое и институциональное отставание, и в конечном итоге консервирует неразвитость рынков, их слабенькую включенность в мировую торговлю и международное разделение труда», подчеркивается в докладе.
Правительственные эксперты предлагают несколько мер для изменения налоговой политики.
Во-первых, изымать дополнительные доходы всего сырьевого сектор в пользу государства: для этого нужно распространить прогрессивное налогообложение, действующее в нефтяной отрасли, и на газ, отчасти - на уголь, калий, металлы и другое сырье в согласовании с мировыми ценами, но с учетом специфичности рынков конкретных товаров.
В газовой отрасли целесообразно ввести прогрессивную ставку НДПИ, привязанную к внутренней стоимости на газ (в 2012-2014 годы это принесет в бюджет 150-186 млрд рублей, а в 2015-2020 годы - 0,3-0,5% ВВП), а также ставку экспортной пошлины. «Правительство хочет увеличить поступления от газового сектора - на данный момент газовики платят около 20% от выручки. В нефтяной отрасли этот показатель превышает 50%. Новые предложения для газовых компаний - безусловно, негатив», - говорит аналитик Банка Москвы Денис Борисов.
В «Газпроме» не прокомментировали «Стратегию-2020». В металлургических компаниях отказались от комментариев, «пока предложения находятся на стадии согласования».
Для нефтяников следует ввести налог на дополнительный доход (НДД), считают авторы доклада: тогда налоговая нагрузка на компании будет различаться в зависимости от условий добычи нефти. Начальный этап разработки новых месторождений требует крупных инвестиций, которые могут окупиться лишь в будущем. Но НДПИ нефтяникам приходится платить сразу, как только была добыта первая тонна.
«Такая система налогообложения обременяет, - объясняют в «ЛУКойле». - А НДД будет взиматься с дохода от реализации нефти». По словам представителя «ЛУКойла», из-за существующего подхода к налогообложению многие месторождения нерентабельны. «Замена налога на добычу налогом на дополнительный доход позволит ввести в строй и эти месторождения», - говорит представитель «ЛУКойла», добавляя, что «все нефтяники лоббируют переход к НДД, но предлагают именовать его налогом на финансовый результат».
Ранее глава «Газпром нефти» Александр Дюков говорил, что новый налог поможет сделать налогообложение более гибким, а действующая система делает коммерчески неэффективным для освоения 20-30% запасов.
Приоритетом налоговой политики на следующее десятилетие должно стать изменение структуры налоговых поступлений в бюджет и увеличение налогов на потребление.
Ставки акцизов на алкоголь и табак нужно индексировать опережающими методами, согласны с Минфином правительственные эксперты. Необходимо также поменять систему страховых взносов: снижения общей ставки с 34% до 30% в 2012-2013 годы недостаточно, следует сохранить ее на таком уровне и после окончания двухгодового периода, советуют соавторы «Стратегии-2020».
«Увеличение налоговой нагрузки на труд противоречит общемировой тенденции, когда для увеличения конкурентоспособности экономики налоговая нагрузка на труд и капитал снижается, а на потребление - увеличивается», - объясняется в докладе.
Власти должны отказаться от предоставления налоговых льгот, не оценив их воздействия. Кроме того, новые налоговые льготы надо будет согласовывать с бюджетными проектировками, которые основаны на пессимистичных прогнозов. Для развития малого бизнеса целесообразно отрешиться от упрощенной системы налогообложения и перейти к налогу на реальные валютные потоки.
Изменения могут коснутся и налогов для граждан. Плоская шкала подоходного налога сохранится (сейчас ставка составляет 13%), но разумно прирастить необлагаемый налогом минимум до уровня, сопоставимого с МРОТ (с 1 июня 2011 года он составляет 4611 рублей), говорится в докладе. Сейчас минимальный налоговый вычет составляет 400 рублей. Потери консолидированного бюджета от повышения необлагаемого минимума составят около 0,3% ВВП.
«Здесь задача была не наполнить бюджет, а увеличить прогрессивность налогообложения. Сделать это можно, увеличив налоги для богатых или снизив для бедных. Если вычет будет увеличен, то с низких доходов уплачивается меньший налог», - объясняет заведующий лабораторией экономного федерализма Института Гайдара Владимир Назаров.
Предлагается ввести прогрессивное налогообложение и по налогу на недвижимость (соединит воединыжды налог на землю и на недвижимое имущество). Как и подоходным налогом, прогрессивность можно достигнуть вычетом, то есть облагаться налогом будет недвижимость, например, выше 8 или 12 квадратных метров.
Но, по словам Назарова, пока нет консенсуса, что принимать за величину: метраж жилища или его рыночную стоимость. «Пока налоговики предлагает отцифровать все данные БТИ, позже провести независимую оценку недвижимости, а потом на ее основе взимать налог, сохраняя либо вычеты, либо льготы. Но при всей правильности этих действий, затраты огромные, а поступлений не очень много», - говорит Назаров.
По словам эксперта: решать должные региональные власти, какую величину принимать за измерение, а «центр должен только прописать общую схему и указать минимальную ставку». «В каких-то селах рыночных сделок никогда и не было, глупо вызывать оценщика, чтобы он оценил рыночную стоимость, гораздо логичнее по метражу».
В целом, предложения обеспечат «понижение или по крайней мере неувеличение налогового бремени на бизнес при более эффективном изъятии рентных доходов», заключают соавторы «Стратегии-2020».
Click to view