Oct 05, 2015 19:26
Вообще, про сегментирование и позиционирование очень давно и много Траут сказал, но книги для маркетологов, конечно, читают только маркетологи, а владельцы небольшого бизнеса, как выясняется, об этом ну просто совсем ничего не слышали, потому рассказываю.
Запомните, будь вы небольшим интернет-магазином или коучем, вам нужно четко обозначить свою нишу. Даже если вы супер-психолог и можете консультировать на любую тему, не стоит писать, приходите с любыми вопросами. Потому что, во-первых, с любыми - это с какими? Вам понятно, а мне как потребителю услуги, нет. И я гораздо более вероятно пойду к тому, кто четко укажет на именно мою проблему и пообещает именно таким людям, как я, ее решение. А во-вторых, широкий специалист очень часто вызывает меньше доверия, чем профессионал в одной четко обозначенной области. Или в двух, но тогда, хорошо бы, связанных. Насколько эта связь объективна, не сильно важно. Сильно важно, как вы придумаете свои темы объединить и как скажете об этом. Получилось придумать новое название направления деятельности - вообще прекрасно. У вас нет конкурентов. Пока :)
Или если вы интернет-магазин, и при этом не Амазон, и даже не X5, не стоит одновременно продавать товары для новорожденных и корма для животных. Молодые мамы такое соседство точно не оценят. Правда, не оценят ровно до тех пор, пока вы не займетесь грамотным позиционированием. Например, можете сказать, что вы заботитесь о всех членах их семьи. Или что вы заботитесь о самой маме - ей не придется тратить лишнее время. И тогда молодые родители, имеющие домашних животных, точно ваши. Пример привела в доказательство того, что грамотно сегментировать и позиционировать можно что угодно, если очень захотеть и немножко подумать.
Нельзя делать только одно: честно верить, что ваша целевая аудитория - все, и что вы продаете всё. Даже если вы огромный гипермаркет, и продаете реально всё, точно могу сказать, ваша ЦА не может быть все. Все - это и дети, и бабулечки у подъезда, богатые и бедные, с тремя высшими и неоконченным средним, живущие в интернете, и не умеющие компьютером пользоваться. И что, все они у вас покупают? Что бы вы ни продавали, однозначно говорю, нет! И потому вы обязаны рассказать СВОЕЙ целевой аудитории о своем УНИКАЛЬНОМ предложении. Я даже про УТП не пишу, потому что это далеко не единственная стратегия позиционирования, хотя многие и считают, что оно нужно всем и всегда (что не есть правда). Я только про то, про что упомянутый выше Траут очень много лет назад сказал: дифференцируйся или умирай. И сколько бы ни рассказывали те, кто любит поговорить, что времена изменились, в этом смысле - нет. Изменилось разве что одно: мир потребления окончательно отошел от товара и пришел к бренду - второму уровню знаковой системы, простите за выражение. Но это нам только на руку. Товар изменить значительно сложнее, чем brand-identity правильную придумать. Тут главное - понимать, что делаете и зачем.
рабочее,
маркетинг