Недавно я задалась вопросом, зачем Толстой оставил потомкам такие дневники, где описал всё-всё. Где он выступает совершенно в невыгодном свете. Где есть такие подробности, которые и вслух-то не говорят. Конечно, я не читала их целиком.
Для справки: дневники Толстого занимают 13 томов!
Отрывки из них широко представлены в сети и без конца цитируются в невыгодном для Льва Николаевича свете, рисуя совсем уж мрачную картину. И вот я заинтересовалась. Почему, прекрасно зная, что будут читать, и выискивать, и цитировать, выдирая из контекста разные "сенсационные" фразы, очерняющие писателя, он все же оставил их?
Про это я написала статью:
"Шалопутничал". Зачем Лев Толстой и его жена оставили потомкам такие откровенные дневники? Недоумеваю Ну, что сказать. Меня сразу же обвинили в том, что я:
- читаю чужие дневники.
- осуждаю (или, как минимум, обсуждаю) великого Толстого.
По этому поводу скажу так:
- Нехорошо читать чужие дневники, если они тайные, их скрывают, а ты нашел и прочитал, как и письма. Когда они напечатаны, да еще с одобрения писателя, как-то странно говорить об этом.
- Со времен школы все привыкли ставить классиков на пьедестал. Вроде это памятники такие и трогать их не моги. И вообще, лучше не знать, какими они в жизни были. Тем не менее, именно их судьба и характер позволили им написать то, что они написали - их произведения. И для лучшего понимания их интересно как раз узнать события жизни, мысли, взаимоотношения. Об этом вечный спор идет - знать или не знать. Я и сама периодически склоняюсь то на одну, то на другую сторону.
Я интересуюсь этой темой не для того, чтобы найти изъяны в Толстом и сказать: "А, так вот. Да все они". Нет, мне действительно интересно. Потому что это уникальный человек, который пытался в жизни совместить несовместимое. И как он дошел до жизни такой, это очень интересно. У меня, конечно, нет ни времени, ни такого горячего желания, чтобы посвящать жизнь изучению Толстого. Но праздное любопытство периодически не дает покоя)
Книга Басинского "Соня, уйди!" Запаяна в пленку. Формат нестандартный. В высоту она обычного размера. но узкая, что неудобно.
Есть у нас исследователь и популяризатор Павел Басинский, который написал уже несколько книг о Толстом, его сыне (тоже Льве), "Святой против Льва" (Иоанн Кроштадтский). "Бегство из рая" я читала в 2010 году, помню только в общих чертах, но было интересно) Теперь я купила сравнительно свежую книгу Басинского "Соня, уйди!" о жене Толстого.
Она написана в соавторстве с Екатериной Барбанягой. Ее произведения я не читала и даже не знаю, кто она. Написано, что "поэт, прозаик, журналист". Необычный формат книги - в виде диалога - Басинский объяснил тем, что не может до конца понять женщину, Софью Толстую, именно из-за того, что она другого пола. И поэтому ему хочется и колется написать о ней книгу. А Барбаняга олицетворяет "женское начало" и рассматривает события с женской точки зрения.
В книге есть вставки с фотографиями семьи в разные годы. Еще описаны интересные мелочи, которые надолго запоминаются. Развенчиваются некоторые мифы о Толстом. Например, о его богатырском здоровье.
Вот такой интересный подход, который, конечно, не понравится тем, кто любит утверждать, что мужчины и женщины прямо-таки одинаковые и нечего здесь делить по половому признаку. Басинский же ставит это во главу угла и утверждает, что все дело в точке зрения, что женский и мужской взгляд на одни и те же события может быть диаметрально противоположным.
И этой книгой подтверждает свою догадку! Барбаняга гораздо лучше понимает мотивы Софьи Толстой, они не являются для нее загадкой. Также она часто вынуждена защищать ее от Басинского) Когда я начала читать книгу, то не слишком впечатлилась, но уже к середине она меня захватила.
Фото из книги Басинского. Толстой и Софья Андреевна в кругу родных и знакомых
Все же "Соня, уйди!" написана с большой любовью к семье Толстых в общем и с чисто человеческим желанием понять, а не осудить. Когда читаешь все это, думаешь, что и в самом деле, там такой запутанный клубок желаний, стремлений, психологических игр, влияния, что это невозможно разобрать - кто прав, кто виноват. Максимализму нет места в реальной жизни, всегда полутона, недомолвки.
И еще одну интересную вещь я поняла, прочитав книгу. Люди тогда воспитывались несколько иначе, можем ли мы вообще понять мотивы их поступков? Да, есть что-то общечеловеческое, но нюансы очень сильно изменились. Например, Толстой, как и другие мужчины, не стеснялся плакать и даже рыдать на людях. Это считалось нормальным! А уж женская истерия - это вообще как так и надо. Театральность, показные обмороки, "институтская восторженность", эффекты - такое даже поощрялось. Так что многие странные нам поступки и реакции вполне были в духе времени.
Ну и, о дневниках. У Толстого были мысли уничтожить слишком уж спорные моменты, но потом он решил их оставить, прекрасно зная, что все будет опубликовано.
цитата из книги Басинского "Соня, уйди!"
Софья Андреевна Толстая же оставила свои записи затем, чтобы ее хотя бы попытались понять. Еще при жизни ее осуждали, очерняли как могли, и ей это было неприятно и больно.
Об этой книге хочется говорить и говорить) Но тогда статья получится бесконечной. Поэтому закончу пока на этом моменте. Может, позже напишу еще свои впечатления. Читали книгу? Что скажете?