Остроумный рассказ Моэма "Стрекоза и Муравей", меняющий представление о морали сей басни

Sep 11, 2023 07:00


Да, только ленивый, похоже, не обыгрывал этот сюжет, известный еще со времен Древней Греции. Сначала Эзоп сочинил басню, потом она была известна в пересказе француза Лафонтена, ну а мы ее знаем в вольном пересказе Крылова)

Настолько вольном, что Цикада стала Стрекозой. Но во французском варианте - насекомые эти женского рода. Цикада и Муравьиха, что меняет отношение к ним. Потом на картинках почему-то появился Кузнечик. Но в тексте сохранялась все та же Цикада.





И тут появляется Моэм) Англичанин, как известно. И пишет рассказ - свою вариацию на тему Муравья и ... Кузнечика. Не знаю, как там на английский переводилась эта басня или он читал в оригинале. Но у Моэма оба насекомых - мужского рода. Возникшая путаница с родами и видами способна сильно повлиять на восприятие. Смотрите сами.

Сюжет рассказа Моэма "Стрекоза и Муравей"

Перевод - Гуровой.

Начинается рассказ так:

Когда я был маленьким, меня заставляли учить наизусть басни Лафонтена, и мораль каждой мне тщательно растолковывали. Была среди них "Стрекоза и муравей".

Т.е. уже возникает та же путаница - Гурова переводит понятным нам образом, цитируя Крылова. И очень зря.

Дальше Моэм рассказывает, что в детстве жалел стрекоз и ненавидел муравьев) И начинает рассказывать о двух братьях - Джордже и Томе.



Первый из них был типичный Муравей. А вот Том (Кузнечик) - сначала женился, занялся коммерцией, но быстро бросил это дело и зажил в свое удовольствие. Два года он шокировал всех, когда кутил в европейских столицах. Знакомые злорадно ждали, когда деньги у него кончатся. И что же?

Он начал занимать. Он был обаятелен и нещепетилен. Я не встречал другого человека, которому было бы так трудно не дать в долг. Он взимал постоянную дань со своих друзей, а друзей он заводил легко.

Как вы уже догадываетесь, "Муравей" Джордж вытаскивал брата из щепетильных ситуаций, когда тому грозила тюрьма, чтобы тот не позорил семью. Том порхал словно бабочка, а даже не Стрекоза) Выглядел прекрасно, чувствовал себя тоже. В то время как Джордж гнулся под грузом забот, терпеливо откладывая деньги на пенсию и ожидая справедливого возмездия для брата от самой Судьбы.

Но...

- Несколько недель назад он стал женихом женщины, годившейся ему в матери. А теперь она умерла и оставила ему все свое состояние. Полмиллиона фунтов, яхту, дом в Лондоне и загородный дом.
Джордж стукнул по столу крепко стиснутым кулаком.
- Это нечестно, говорю вам, это нечестно! Черт побери, это нечестно!
Я ничего не мог с собой поделать и, глядя на гневное лицо Джорджа,
вдруг захохотал. Я извивался на стуле и чуть не скатился на пол. Джордж так меня и не простил. Но Том часто угощает меня превосходными обедами в своем элегантном доме в Мэйфере, а если иногда и берет у меня взаймы, то лишь по привычке. И никогда больше соверена.

В общем, Стрекоза, Цикада или Кузнечик, как его ни назови, уложил Муравья на обе лопатки. Да, жизнь несправедлива, что и говорить)

Но все ли так просто?

Здесь придется коснуться тонких материй) Дело в том, что единицы могут вести стрекозиную жизнь. Не каждый легкомысленный человек сможет. Многие скатываются по наклонной и не поднимаются. Единицы лавируют в мутных водах как рыбки и выходят оттуда сухими. Такой у них дар что ли.

Подобные персонажи хорошо описала Саган. Например, героиня романа "Сигнал к капитуляции". Делает что хочет, встречается с кем хочет. Прежний "муж" согласен принять ее даже с чужим ребенком, только быть с ней. Почему?



Ф. Саган (думаю, она и сама имела немало стрекозиных черт) и Катрин Денев. Фото из открытых источников

Дело в том, что у Стрекоз есть редкие черты характера. Скорее всего, это врожденное обаяние и легкость. За нахождение рядом с таким человеком другие согласны платить (!) Временем, и даже напрямую - деньгами. Хотела написать "вникать в его проблемы" и споткнулась на этих словах. Потому что проблем у Стрекоз нет. Ну, вот вообще - нет. И это еще одно их преимущество. Не сказать, что они хорошие люди и достойные члены общества. Но это их не волнует. Вот и Моэм подтверждает мою догадку:

Он был на редкость остроумным собеседником, и хотя вы знали, что он полная никчемность, это не мешало вам получать большое удовольствие от его общества. Его отличали бодрость, неугасимая веселость и невероятное обаяние.

Я нисколько не досадовал на поборы, которые он регулярно брал с меня для удовлетворения насущных потребностей. Всякий раз, когда я отсчитывал ему пятьдесят фунтов, у меня возникало ощущение, что я у него в долгу. Том Рэмси знал всех, и все знали Тома Рэмси. Одобрить его образ жизни вы не могли, но все равно он вам нравился.

Поэтому Стрекозой стать нельзя. Нельзя этому научиться, нельзя подражать Стрекозе. И лучше наблюдать за такими со стороны)) Не попадать в их сети.

Думаю, в чистом виде такой типаж редок. Большинство, скорее, Муравьи или гибриды в ту или иную сторону. Муравей, решивший поиграть в Стрекозу потерпит неизбежный крах. Вот ведь в чем дело.

А вы встречали такой типаж? Что думаете?

общество, финансы, книги, психология, классика, Моэм, деньги, литература

Previous post Next post
Up