Как и
на прошлой неделе, опаздываю с выходом колонки на сутки. Зато выхожу с наболевшей темой - наболевшей в прямом смысле.
В этой колонке я рассказываю о человеческой слабости и о силе никотина как наркотика, о том, чем отличается курящий человек от некурящего, и о том, каков он на самом деле -единственный способ бросить курить.
Книга Аллена Кара «Легкий способ бросить курить» мне не понравилась с первой страницы, и хотя я прочел её до последней, она продолжала мне не нравиться. Шел июнь 2009 года, и я был курильщиком с почти 20-летним стажем. Каждое утверждение Кара вызывало у меня протест. Мне нравилось курить. И причин чтобы задуматься о том, чтобы бросить, было лишь две: это не нравилось окружающим и что-то не вполне ладно стало со здоровьем.
Больше всего меня бесило в книге то, что как такового «легкого способа» там обнаружено не было. Было запугивание и втаптывание в грязь курильщиков на протяжении двухсот с лишним страниц, был панический страх самого Кара - не дай Бог сорваться и закурить - но легкого способа я так и не нашел. И тогда я изобрел свой - тяжелый - способ (тогда я ещё не был знаком с позитивным мышлением) - не курить, как бы мне ни хотелось. Сжимать зубы и терпеть. Прошли сутки (ну это-то просто, не раз перебивался сутки без сигарет, но затем закуривал), двое суток без сигарет, трое суток… Самое сложное было - не курить в понедельник на работе. Прошла неделя, две, три… И в какой-то момент я понял, что перестал считать, сколько дней я не курю, а значит - я свободен.
10 месяцев я не курил, и считал это чуть ли не главным своим достижением за последний год, и внезапно - в мою жизнь пришёл кошмар.
Всё началось несколько недель назад, когда я с моим партнером по бизнесу обсуждал вечером в клубе накопившиеся проблемы, и за компанию с ним закурил сигару. Через день после этого я, приехав на дачу, выкурил сигару, которую полгода возил в багажнике машины - подарок Анны Матари, который она привезла с Кубы, вместе с бутылкой рома и майкой с портретом Че Гевары. Ром я выпил ещё осенью, в майке ходил на занятия тайским боксом, а когда перестал ходить, и сама майка куда-то подевалась, а вот сигара - большая и крепкая - осталась, и я в тот день выкурил её всю. Ещё через пару дней я говорил Анне гордо: «Я - круче чем Аллен Карр. Он панически боялся закурить после того как бросил, а я - не боюсь: выкурил сигару - и ничего, не сорвался». А вот фигушки. Сорвался. Отыскал дома купленную несколько лет назад и почти не тронутую коробку с мини-сиграми Cohiba. И положил в бардачок машины - с такими мыслями: «Ну, порой вечером выкурить маленькую сигарку - не страшно». Раз в три дня выкуривал по одной сигаре вечером, а потом вдруг наступила одна жизненная кризисная ситуация, нервы сдали, и выкурил одну, следом - вторую сигару, и тут же - купил на заправке BP пачку «Данхила» и выкурил ещё сигареты три.
Дальше - курил уже каждый вечер по одной-две сигареты.
Начал ощущать, насколько состояние курящего человека отличается от некурящего. По утрам начала болеть голова. Обложило горло, как при простуде.
Затем - стал «стрелять» сигареты среди дня на работе; сначала - одну в день, затем - две.
Далее - стал покупать пачки сигарет. Выкурю одну-две сигареты и выкидываю пачку: типа, завязал. Но затем - снова «стреляю» у кого-нибудь.
На выходных закурил при сыне. Илюша с удивлением посмотрел на меня - «папа, ведь ты же бросил курить!» - мне стало стыдно. Очень стыдно.
Горлу становилось всё хуже, стал пропадать голос. А во вторник случилась авария на работе и я выкурил уже из своей пачки штук 6 сигарет за день.
Я понял, что окончательно сорвался (смешно: с того момента как выкурил сигару, прошел почти месяц, а я только понял…), и что нужно завязывать.
В среду утром я, по совету Аллена Кара, выкурил последнюю сигарету. Выкурил, глубоко затягиваясь, с наслаждением. И… - тут же - выкурил ешё одну. Затем выбросил в урну пачку и зажигалку. Но среди дня «стрельнул» у сослуживцев ещё две сигареты.
Никотин - это очень сильный наркотик. Очень сильный.
Сегодня весь день уже не курил. И больше не хочу. И теперь я прекрасно понимаю Аллена Кара, который панически боялся закурить.
И ещё - очень хорошо понимаю отличие курящего от некурящего. Все десять месяцев, пока я не курил, у меня ни разу не болела голова по утрам. Я забыл, что такое ужасный запах табака на одежде и на руках, за который стыдно перед детьми. Сейчас, эти несколько недель, когда я курил, я редко по утрам брал в руки гантели - мне не хотелось. И очень часто среди дня ловил себя на мысли, что думаю о том, что вот придет вечер, и я наконец-то смогу выкурить сигарету (это ещё до того, как начал «стрелять» сигареты днём). Я знаю теперь, знаю на собственном опыте, так как я побывал по обе стороны границы курения и не-курения, что каждый курильщик - это наркоман, жалкий и больной человек.
И я знаю теперь самый простой и одновременно самый сложный способ бросить курить. Его мне подсказала в своё время Анна Матари. «Есть один гарантированный способ, - говорила она мне, - но он очень сложный. Даже не знаю, согласишься ли ты на него. Нужно просто перестать это делать».
С пожеланием всем силы и здровья,
Ваш Дмитрий Тихонов.