Не понравилась мне "Любовь" Ханеке. Нельзя 2 часа показывать, как человек умирает. Хладнокровно, профессионально, ни на минуту не забывая, что снимаешь шедевр.
Все этапы ухода воспроизведены. Вот парализовало, вот от того, что было речью, остались невнятные звуки, вот отказ от еды, вот сжатые губы. Вот нежность любящего мужа, вот уже его агрессия от бессилия. Нюансы психологических состояний переданы досконально. Игра актеров безукоризненна, не о чем говорить.
Это так хорошо сделано, каждая деталь настолько работает, что мне от этой выверенности, продуманности, возгонки к шедевральности плохо. Я все эти этапы угасания близкого человека знаю с детства, все переливы состояний, оттенки чувств, безысходность. Бабушка лежала 5 лет. Мама с дедушкой ухаживали, мы с сестрой были там же. В жизни много чего бывает, но я не уверена, что все нужно бесстрастно исследовать камерой и из всего делать высокое искусство.
И не хочется мне ни разгадывать спрятанную в фильме символику (с голубем), ни рассуждать о сюжетах картин, развешенных по стенам этой дорогой квартиры, ни думать о замкнутости пространства, в котором сосредоточено действие, ни снимать еще какие-то слои, пытаясь дойти до самой сути.
Со зрительским простодушием я разрыдалась по пути в метро. Не теми светлыми слезами, которые были после "Антон тут рядом", и не теми, которыми оплакала умную, деликатную корейскую "Поэзию", а горькими, тяжелыми, с рефреном "так с людьми нельзя". Проливной дождь, кажется, был со мной согласен. К черту высокое искусство, скачаю сейчас какую-нибудь старую чешскую комедию 60-х годов и буду смотреть.