Прочла роман Елены Чижовой «Крошки Цахес». Написано кокетливо, нервно, сбивчиво, с многозначительными туманностями, с нагнетанием таинственности. Ты путаешься в местоимениях, в субъектах-объектах, и перечитываешь, перечитываешь. Ты бесишься от этих бесконечных курсивов, призванных усилить, подчеркнуть, обозначить, выделить.
«Я думаю, что никто из них не отвернулся от своего таза или бака, чтобы повернуться к ней, сесть и слушать». Не отвернулся, чтобы повернуться, коротко и ясно.
И вот если на всё это закрыть глаза, то книжка окажется неплохой. По крайней мере, о ней интересно думать.
Это история из жизни английской спецшколы. Учительница ставит с учениками пьесы Шекспира, давая лучшие роли лучшим ученикам. Дети репетируют до потери сознания, шьют костюмы, срывают овации у партийных теток из районо и родителей. Девочка, от имени которой идет повествование, смотрит на учительницу влюбленными глазами, бредит театром вплоть до того, что однажды сбегает из больницы с двусторонней пневмонией, только бы не сорвать спектакль. Только бы не подвести англичанку.
Не названная по имени учительница, персонаж интересный и трагичный, и конечно, человек миссии. Получив в руки шестиклассников, она с бешеным усердием принимается наверстывать упущенное. Уже упущенное ими за 12 лет жизни. Она с высоты своей планки обрушивает им на головы искусство, требует от них напряженной внутренней работы, одаривает презрением за каждую ошибку. Живет на максимуме и того же требует от детей. Устраивает тиранию своим стандартом, неслучайно одно из самых частых слов в романе - "сметь". "Я не посмела спросить", "кто мог осмелиться?" В ее присутствии - никто ни на что.
Постепенно она поднимает своих подопечных на ту высоту, где воздух разрежен и куда звуки снизу не долетают. Мамы, папы, бабушки, дедушки остались у подножия горы. Кричи - не кричи, не дозовешься. Дети живут осмысленной жизнью, сконцентрированной на высоком. У них лучший английский, лучшие постановки, лучшие знания - лучшее всё. Редкие попытки отдельных неверных поговорить о современной литературе, отметаются с порога. Всё лучшее создано. Рядом с Шекспиром никому делать нечего. Этот максимализм очень точно сочетается с жестокостью и холодностью в общении с детьми. Узнав, что влюбленная в нее девочка не завтракает (экономила на шелк для театральных костюмов), носительница ничем не выбиваемого духовного начала объявляет: «Если я узнаю, что ты не завтракаешь, я отстраню тебя от репетиций. Я тебе не мама. Я не буду следить, поела ли ты».
Для конкурса самодеятельных театров класс подготовил «Ромео и Джульетту» и был осмеян публикой. Как пишет Чижова, «мы были в том зале и принесли на себе его скверну». Привыкшие к постоянному успеху, ребята не выдержали первого столкновения с миром, начинающимся за пределами их герметичного мирка, созданного учительницей. Их детское тщеславие, на котором она же так ловко играла, не выдержало. И однажды за ее спиной дети начинают репетировать - о ужас! - современную американскую пьесу. Для учительницы это предательство - ее идеалов, ценностей, всего. На подкошенных ногах она возвращается домой. Конечно, она знала, что будет преданной этими конкретными детьми, как много раз до этого - другими, но не думала, что это случится так скоро.
Всю жизнь холившая собственную обреченность на непонимание и загнавшая саму себя в культурное и социальное гетто, она, вольно или невольно, и детей пытается удержать в нем. Вы очень быстро постареете, - говорит она им. Постареют они потому, что, окончив школу, окажутся один на один с миром, вне зоны ее досягаемости, им уже нельзя будет прививать настоящее. Так хоть сейчас вколоть в них лошадиные дозы подлинного, высокого, пусть у них будет противоядие той скверне, куда они попадут. Скверна - это впереди оставшаяся жизнь. В 17 лет понять, что все лучшее у тебя уже было, что кем бы ты ни стал и чего бы ни достиг, ты все равно будешь неадекватен стандарту любимой учительницы, а любая, взятая тобой вершина, будет ниже пика, на котором ты стоял в школьные годы...
Пока читала, думала, что духовный фундаментализм страшен, как любой другой фундаментализм. В той системе этических и эстетических координат, которую построила учительница из лучших побуждений, предательством является сама жизнь, не то что современная пьеса.