THE SMASHING PUMPKINS - Atum: A Rock Opera in Three Acts (2023)

Dec 17, 2023 19:16


По нынешним временам даже такой альбом, как недавний "Cyr" Smashing Pumpkins, словно живет в параллельной реальности, находится вне мейнстрима и современных тенденций. Ну а тройная концептуальная рок-опера - вообще нечто из ряда вон выходящее. Но Билли Корган пошел дальше, и сделал не просто грандиозный тройник, а замахнулся на продолжение "Mellon Collie and the Infinite Sadness" и "Machina/The Machines of God". И если амбициозность, особенно для таких товарищей, как Корган, с его вечной тягой к гигантомании - это в целом интересно, то попытка в не самые, очевидно, лучшие времена записать сиквел выдающихся достижений прошлого - идея заведомо сомнительная. Результат получился неоднозначным.
Несмотря на весь этот размах и очень длинный хронометраж, "Atum" не кажется тягостным или скучным. Такого количества приятных, запоминающихся мелодий давно не было на альбомах Smashing Pumpkins. Проблема в том, что большинство песен лишены нерва, лишены глубины, что для такого проекта, как рок-опера, просто недопустимо. Существуют немалые трудности и по части аранжировок: при всем разнообразии и всей пестроте, композиции звучат плоско и просто. Какой там "Mellon Collie" с его невероятными аранжировками и потрясающим звучанием, от которого буквально захватывает дух! Стилистически "Atum" напоминает собирательный образ всего того, с чем Pumpkins работали на протяжении всей своей деятельности: гранжевый гитарный рок раннего периода, акустические штуки, электроника последних пластинок. Такое разнообразие, безусловно, является украшением. Особенно классно, когда контрасты звучат в рамках одной песни, что демонстрируют "Hooligan", "Butterfly Suite и многие другие. Несмотря на то, что чисто гитарные вещи, типа "Beguiled" и "In Lieu of Failure", имеют место быть, звуки электроники и синтезаторов доминируют. Синтезаторы порой звучат примитивно и навязчиво, а драм-машины - бездуховно. Участие Джеймса Иха и Джимми Чембрелена представляется чисто формальным, и будь на их месте другие музыканты, картина существенно не поменялась.
Многие не то что рок-оперы, а просто концептуальные альбомы зачастую пропитаны определенной атмосферой. В таких альбомах есть завязка, драматическая часть и другие особенности. И речь даже не о смысловой нагрузке, а чисто музыкально. Здесь же ничего этого нет - такое ощущение, что основную часть песен можно перемешать в совершенно произвольном порядке, и на восприятии это явно не сказалось бы.
Уровень "Atum" никак не соответствуют размаху и амбициозности. Не хочется излишне брюзжать, но когда молодой музыкант работает с крупным лейблом, он находится в напряжении, пытается доказывать и себе, и своим слушателям, спорить с тем же лейблом. Но когда погруженный в собственное величие человек с немалым эго, может что угодно записать в студии и абсолютно что угодно выпустить на своем собственном, или независимом лейбле, требования к качеству приобретают иной характер. В лучшие годы Корган мог идти и против системы, и вместе с тем записывать совершенно потрясающие вещи. Сейчас же он представляется заложником собственной амбициозности, но не растерявший при этом собственного видения происходящего, умения писать достойный и интересный материал. "Atum" вызывает массу смешанных чувств, но не выглядит каким-то блеклым и беспомощным.
Помимо стандартного издания на трех дисках, существует вариант на четырех CD - еще десяток песен к основному составу из 33-х треков. По сути, "Zodeon at Crystal Hall" представляет собой отдельный, полноценный альбом, противоположный по стилистике, духу и настроению "Atum". Звучит он более камерно и легко, в нем нет никакой амбициозности и размаха. В атмосфере этого полуальбома витают легкие психоделические вайбы, звуки акустической гитары и ретро органа и никакой механической электроники. После громоздкости основного материала, "Zodeon" - как глоток свежего воздуха.

2023, newmusic, smashing pumpkins, music

Previous post Next post
Up