Тюрьма на острове свободы

Apr 29, 2014 21:18




Пресидио Модело (Presidio Modelo) - бывшая тюрьма, а в настоящее время действующий музей, является одной из главнейших исторических и архитектурных достопримечательностей острова Хувентуд, которая так же известна во всем мире, как и Королевский дворец Ниабисинду в Бутаре. Ведь именно здесь, в тюремной камере № 3859, отбывал наказание молодой Фидель Кастро со своими сподвижниками в период с 1953 по 1955 годы, арестованный в Сантьяго-де-Куба после попытки штурма Казарм Монкада. А расположено это знаменитое место заключения всего в 6 км восточнее Нуэва-Хероны. -

Давайте узнаем ее историю подробнее…

Фото 2.


Первым европейцем, ступившим на этот зеленый остров, был «сам» Христофор Колумб. Случилось это во вторник, 3 июля 1494 года, во время второй экспедиции знаменитого мореплавателя к берегам Нового Света. Равнодушно приобщив новый клочок земли к бескрайним владениям испанской короны, Колумб нарек его именем «Сан-Хуан-Эванхелиста», не подозревая о том, что обитавшие здесь индейцы тайно уже одарили свою землю сразу тремя названиями: «Камарго», «Гуанаха» и «Сигуанея».

В дальнейшем переименования следовали непрерывной чередой, и сейчас, пожалуй, можно утверждать, что вряд ли найдется на земле другой географический объект, который столь часто менял бы свои имена. Вслед за «Сан-Хуан-Эванхелиста» пришло название «Сантьяго». В начале XIX века мадридские чиновники назвали остров «Колонией королевы Амалии», однако к тому времени на географических картах закрепилось еще одно, ставшее основным, имя «Исла де Пинос» - «Сосновый остров».

Фото 3.


фото 1870 года

Впоследствии Пинос именовался по-разному: «Испа Чикита» - «Маленький остров», - говорили кубинцы, обитатели «Большого острова». Пинос называли также «Островом попугаев», «Забытым островом», «Островом пиратов». С легкой руки писателя Стивенсона, избравшего, как утверждают, именно Пинос местом действия своего знаменитого романа, появилось экзотическое имя «Остров сокровищ». Нельзя не упомянуть о самом последнем названии, которое постепенно получает права гражданства. На билете, который я предъявил контролеру морского парома, направлявшегося от южного побережья Кубы к «Исла Чикита», было указано: «Пункт прибытия - «Остров молодости». Это имя дал Пиносу Фидель Кастро.

Калейдоскоп этих имен отражает яркую и необычную историю острова, первые страницы которой начертаны мушкетами и кинжалами пиратов.

Фото 4.


фото 1870 года

С самого зарождения пиратского промысла в западной Атлантике и Карибском море тихий, спокойный Пинос стал для лихих «джентльменов удачи» чем-то вроде штаб-квартиры. Легендарные ковбои бескрайних океанских прерий превратили его в уютный постоялый двор, где можно было отдохнуть от ратных дел, провести нехитрые торговые операции с «буканьерос» - поставщиками продовольствия - и закопать под какой-нибудь пальмой («…на глубине три фута, в пяти шагах к востоку от кончика полуденной тени») очередной сундук с пиастрами, изумрудами и золотыми слитками. Впрочем, в зале маленького музея, расположившегося в бывшей лютеранской церквушке, можно увидеть старинные гравюры, которые вводят вас в зловещий мир под сенью «Веселого Роджера».

Пиратам история обязана и первым описанием Пиноса. Сказанное вовсе не означает, что кто-либо из них вдруг воспылал люоовью к наукам и решил сменить шпагу на гусиное перо. Просто-напросто кем-то из корсаров в 1792 году был пленен и отправлен на Пинос секретарь испанского вице-короля в Лиме дон Дионисио Франко, направлявшийся из Картахены в кубинский порт Батабано. Трудолюбивый, верноподданный чиновник и в плену истово пекся об интересах короля. Просидев около полутора месяцев на «Острове сокровищ», он подготовил скрупулезный и обстоятельный отчет о своих злоключениях. Из этого документа мы узнаем, что в конце XVI11 века на острове, площадь которого превышает две тысячи квадратных километров, постоянно обитало всего 86 человек: 14 рабов, 72 свободных. Под руководством трех главных хозяев Пиноса, трех сильных семейств - Дуарте, Селавер и Сайас - они занимались животноводством. Иными словами, обеспечивали мясом пиратскую клиентуру.

Фото 5.


фото 1870 года

Первым американцем, появившимся на острове, был некий мистер Джонсон, который во второй половине XIX века объездил Пинос вдоль и поперек, собирая образцы почв и беседуя с местными жителями о погоде и видах на урожай. В августе 1898 года в «столицу» острова Нуэва-Херону прибывает первая североамериканская «дружественная» миссия. Чтобы понять, сколь дружественной она была, следует вспомнить, что к этому времени близилась к печальному для Кубы концу война за независимость; по Парижскому договору, подписанному в декабре того же года, Испания отказывалась в пользу США от своих многочисленных владений в Карибском бассейне.

Однако сделать из Пиноса еще один вариант Пуэрто-Рико североамериканцам не удалось: кубинцы грудью встали на защиту этого маленького острова. Для борьбы за его воссоединение с Кубой в Гаване создается Антиимпериалистический комитет, которым руководит один из основателей Кубинской компартии Хулио Антонио Мелья. Растут протесты и в столице, и по всей стране. В 1925 году американский конгресс вынужден был ратифицировать договор Хэй-Кесада, возвративший Пиносу «кубинское гражданство».

Фото 7.


Прекрасно! Теперь можно наконец заняться и освоением «Острова сокровищ»! Так думает, удовлетворенно потирая руки, гаванский диктатор Херардо Мачадо. Первый шаг в этом направлении, предпринятый Мачадо, остается на долгие десятилетия и последним. Но какой это был знаменательный шаг! Спустя всего лишь несколько месяцев после ратификации договора Хэй-Кесада - в 1926 году, в присутствии Его Высокопревосходительства Президента Республики, министров, депутатов парламента, представителей прессы и публики близ Нуэва-Хероны торжественно закладывается первый камень новой, лучшей в стране, самой современной в Латинской Америке, оборудованной по последнему слову науки и техники… тюрьмы Пресидио-Модело.

Фото 8.


Сметная стоимость этого сооружения составляла 250 тысяч долларов. Фактическая - к окончанию строительства - почти втрое превысила ее! Три года возводилось чудо латиноамериканской пенитенциарной системы. Там, на окраине Нуэва-Хероны, работали самые квалифицированные кубинские инженеры и техники, туда приезжали законтрактованные за валюту специалисты-строители из США. И вот, наконец, сооружение было воздвигнуто. Четыре гигантских цилиндрических блока - тюремные корпуса. Между ними - круглый блок - столовая.

Слух о чудо-тюрьме пронесся по всей Латинской Америке, а ее посещение стало обязательным пунктом в программах визитов тогдашних правительственных делегаций.

…Миловидная негритянка, бывшая учительница из Гаваны Мария Верена Гонсалес, ныне заведующая музеем, разместившимся в служебном корпусе тюрьмы, приглашает нас осмотреть один из блоков. Пройдя через невысокую дверь, мы оказываемся в центре громадного круглого, без единой перегородки здания. По всей его стене - пять этажей камер. 465 клеток-одиночек, в которые зачастую сажали и по двое и по трое. На самом верху, на шестом этаже, - этакая естественная жаровня: камеры строгого режима для провинившихся. В центре гигантского зала, рождающего какие-то смутные ассоциации с древнеримскими цирками или авиационными ангарами, - высокая башня, увенчанная будкой с бойницами. Там сидел часовой. Один часовой, на глазах которого - весь блок. Дабы обеспечить его безопасность, доступ в башню-вышку осуществлялся по подземному туннелю.

Фото 9.


Тюрьма стала символом и проклятием острова. Предназначалась она отнюдь не для карманников и сутенеров. В первую очередь она была создана для заточения борцов против диктатуры Мачадо и сменивших его псевдоконституционных режимов. 18 октября 1953 года ее ворота открываются, чтобы принять заключенного под номером 4914 - Фиделя Кастро, за три месяца до этого совершившего с группой соратников дерзкое нападение на казарму правительственных войск Монкада в городе Сантьяго-де-Куба. Тюремные власти не рискнули отправить отважного революционера в общий блок. Его поместили в одном из служебных корпусов, где за ним было установлено особо тщательное наблюдение.

Фото 10.


Вот эта камера. Дверь. Два окна. Одно выходит во внутренний двор, другое - совсем крохотное - смотрит на вершины окружающих Нуэва-Херону холмов. Впрочем, как сказала нам Мария Гонсалес, в то время, когда в камере находился Фидель, это окно было наглухо закрыто.

Полтора года провел здесь Фидель Кастро. Волна протеста заставила правительство отступить: 17 мая 1955 года Кастро и его друзья, участвовавшие в штурме Монкады, освобождаются из Пресидио-Модело и высылаются за границу. Именно после этого и начинается подготовка нового этапа кубинской революции - экспедиции «Гранмы».

Фото 11.


о это уже тема особого рассказа, а мы с вами останемся на Пиносе, которому после освобождения Фиделя (на Кубе именно так и говорят, ласково и по-братски: «Фидель») предстояло ждать еще два с половиной года своего освобождения. Это были, пожалуй, самые мрачные годы Пиноса. В 1955 году диктатор Фульхенсио Батиста подписал декрет, превративший остров в так называемую «свободную зону». В целях стимулирования «экономического и социального прогресса» все ввозимые на остров из-за рубежа товары освобождались от уплаты пошлин. На Пиносе разгорается истеричная погоня за легкими деньгами. Американские сигареты, парижские платья, легковые машины и автоматические пистолеты, грецкие орехи, баварское пиво продаются здесь в полтора-два раза дешевле, чем в Гаване!

Гигантская армия контрабандистов засучивает рукава. Сотни катеров и яхт, утлых лодочек и грузных танкеров везут в своих трюмах сулящую звонкие барыши контрабанду. Из Гаваны и Майами, из Пуэрто-Рико и с Гаити, с острова Кюрасао и Ямайки на Пинос, который уж теперь-то должен, черт возьми, стать настоящим «Островом сокровищ», - тучами слетаются любители легкой наживы, В головах обезумевших дельцов и торгашей рождаются тысячи фантастических проектов быстрого обогащения. Десятки из них начинают претворяться в жизнь, но только один успевает осуществиться. За пять минут до «третьего звонка» - в новогоднюю ночь 31 декабря 1958 года, в те самые минуты, когда в Гаване Батиста уже садился на самолет, спасаясь бегством от надвигавшегося девятого вала революции, - в эти самые минуты на удивительно живописном берегу залива Сигуанеа под расцвеченными огнями пальмами сверкают брызги шампанского и визжат саксофоны. Здесь, в сорока километрах от Нуэва-Хероны, сдается в эксплуатацию самый современный, самый комфортабельный, самый образцовый, оборудованный по последнему слову науки и техники… игорный притон: казино и отель «Колони».

Фото 12.


Разумеется, сразу же после победы революции отель был национализирован и превращен в дом отдыха для трудящихся и в гостеприимную резиденцию для тех, кто приезжает сейчас на Пинос в командировку или в отпуск. Восемь дней он служил нам весьма комфортабельным биваком, и мы смогли по достоинству оценить трогательные усилия небольшого коллектива его служащих, превративших «Колони» в лучший отель Кубы.

Понять, что представляет собой сегодняшний Пинос. может даже самый ненаблюдательный постоялец «Колони», мчащийся к этому отелю из Нуэва-Хероны. На сорока километрах отличного шоссе перед ним развертывается впечатляющая панорама перемен, произошедших на «Забытом острове» за последние полтора десятилетия. Уже километрах в пяти за городом, справа от шоссе, появляется красочный плакат, сообщающий путнику о том, что он въезжает в зону цитрусовых плантаций. И сразу же по обеим сторонам шоссе начинаются ровные ряды убегающих к горизонту невысоких темно-зеленых грейпфрутовых деревцев. Среди них, то ближе, то дальше от дороги, то слева, то справа, то совсем рядом, то на горизонте проплывают светлые корпуса школ. Затем в ярко-зеленый ландшафт вписываются поблескивающие под солнцем блюдца водохранилищ. Где-то на двадцатом примерно километре цитрусовые кончаются, слева от шоссе плывет назад роща кокосовых пальм, щиты, извещающие о приближении свиноводческой фермы. Это известное на Пиносе хозяйство Мелвис, поставляющее свою хрюкающую продукцию в Гавану и оттуда во многие провинции страны.

Фото 13.


Однако через несколько минут пути вы опять с наслаждением вдыхаете смолистый аромат сосны. Оставшиеся до «Колони» двадцать километров справа и слева бегут редкие сосновые рощицы, разбросанные по обширным безлесным, как бы мы сказали, «степям», превращенным в пастбища. Сотни и тысячи коров и зебу добросовестно и целеустремленно выполняют здесь планы нагула, жуя сочные травы и провожая задумчивым взглядом редкие машины.

Итак, цитрусовые, школы, водохранилища и животноводческие фермы… Из этих главных элементов и складывается сегодня портрет «Острова сокровищ»).

Не найти, пожалуй, на Кубе другого района, провинции или хотя бы населенного пункта, где перемены, принесенные революцией, были бы столь впечатляющи и конкретны, столь зримы и осязаемы.

Сухие статистические таблицы, бесстрастно фиксирующие эти перемены, напоминают партитуры ликующих гимнов и героических симфоний: «После революции население острова возросло в четыре раза…» «До революции здесь обрабатывались только два процента пригодных для сельского хозяйства земель, сейчас - около половины…» «До революции на «Маленьком острове» было девяносто километров дорог, теперь - в четыре раза больше…» «Раньше население острова обслуживалось четырьмя врачами, сегодня Пинос имеет в своем распоряжении два госпиталя, три поликлиники, две стоматологические клиники, станцию скорой медицинской помощи, пункт переливания крови, санэпидстанцию…» и многое, многое другое.

Фото 14.


Будет, однако, ошибочно полагать, что чудесная трансформация острова произошла легко и просто. Увы, никто не вытаскивал тут кроликов из шляпы, никто не имел скатертей-самобранок и волшебных палочек, обращающих металлолом в золотые слитки. Начало работ по преобразованию Пиноса было положено поездкой на остров Фиделя Кастро. Бывший заключенный прибыл на остров в качестве премьер-министра молодой республики. Именно он и предложил разработать планы всестороннего развития Пиноса с максимальным использованием его природных условий. Первыми шагами на этом пути явился перспективный план закладки цитрусовых плантаций на площади сорок пять тысяч гектаров, строительство сорока пяти водохранилищ, создание животноводческих ферм, прокладка дорог и осуществление целого комплекса мероприятий по кардинальному улучшению медицинского обслуживания населения, строительству жилищ, развитию местной промышленности.

Фото 15.


Её прообразом в архитектурном плане стала американская тюрьма «Джолиет», расположенная в штате Иллинойс. Следует отметить, что внешний облик Пресидио Модело весьма необычен и представляет собой пятиуровневую круговую галерею, занимающую площадь 25,8 га, что делает ее уникальнейшим тюремным сооружением в Латинской Америке.

Особое внимание стоит уделить проекту тюрьмы. Паноптикум - тип здания, спроектированный английским философом и социальным теоретиком Джереми Бентамом в 1785 году. Такой дизайн может позволить наблюдателю наблюдать за всеми заключенными без способности заключенных понять, наблюдаются ли они. Пресидио Модело считали категорическим примером эффективного дизайна, поскольку за шестью тысячами заключенных можно было наблюдать и управлять ими с минимумом штата. Тем не менее, место вскоре стало позорным из-за беспрецедентного уровня коррупции и жестокости.

Фото 17.


Данная тюрьма, которая была рассчитана на содержание более 6 000 осуждённых, включает в себя пять внушительных зданий с камерами, одно из которых, предназначенное для заключения особо опасных преступников, располагается в центре, а четыре других - вокруг него. В центре каждого такого сооружения имеется башня, в которой размещается пост охраны, оснащённый специальными смотровыми окнами, позволяющими следить за всем происходящим в камерах. При этом охранники на своё рабочее место попадали посредством подземных коридоров, что полностью ограничивало их контакт с узниками.

Примечательно, что в течение Второй мировой войны Пресидио Модело выполняла функцию концентрационного лагеря для немецких, японских и итальянских военнопленных, а с началом 50-х годов ХХ столетия имела статус политической тюрьмы. Сегодня в её стенах размещается музей, главная экспозиция которого посвящена подпольной революционной деятельности Фиделя Кастро.

Фото 18.


Четыре тюремных строения находятся с четырёх сторон относительно центрального здания, в котором находились камеры строгого режима. Узники попадали туда через проходы, находящиеся под землей, не имея при этом ни единого шанса на побег.

Фото 19.


В период с 1953 по 1955 года в тюрьме Пресидио Модело находились 25 людей, выживших при штурме казарм Монкада в кубинском городе Сантьяго-де-Куба, который состоялся 26 июля 1953 года. Среди узников был Фидель Кастро, который тогда находился в камере № 3859. Там Кастро получил разрешение на организацию революционной школы AcademiaIdelogica Abel Santamaria, в которой проходило обучение теории революции, а также партизанской тактике. Будущий правитель Кубы и его сторонники-революционеры освободились 15 мая 1955 года.

В 1967 году тюрьму Пресидио Модело покинул последний заключённый. На сегодняшний день на территории тюрьмы, объявленной национальным памятником, создан музей. Его экспозиция посвящена штурму тюрьмы Пресидио Модело, а также подпольной деятельности ФиделяКастро. А старое здание администрации тюрьмы нынче представляет собой школу.

Фото 20.


Фото 21.


Фото 22.


Фото 23.


Фото 24.


Фото 25.


Фото 28.


Фото 29.


Фото 30.


Фото 27.


Фото 31.


Фото 32.


Фото 33.


Фото 34.


Фото 35.


Фото 36.


image Click to view



image Click to view



image Click to view



[источники]
источники

http://www.travelspo.ru/cuba/nueva-gerona/presidio-modelo

http://www.cubiana.ru/2011/12/blog-post_9472.html

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5325/

http://pro-kuba.ru/dostoprimechatelnosti-kuby/725-tyurma-presidio-modelo.html

http://humus.livejournal.com/2895972.html


Еще вот такая информация про тюрьмы:  Тюрьма Алькатрас ( Alcatraz), а вот как  Как сидят в Калифорнии или еще ТЮРЬМА НА ПЛАВУ.  Вспомните  Как издеваются над осужденными в Норвегии и что такое  Чикагский треугольник строгого режима

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=47134

Куба, Сооружения

Previous post Next post
Up