Панорамный мир Джорджа Лоуренса

Jul 23, 2013 00:43





Большой город изобилует рекламой. Не так давно мой взгляд задержался на броском слогане: «Панорама за несколько секунд! Поворот на 245`!» Плакат изображал  новую цифровую «зеркалку». Предназначенную специально для  панорамной съемки.. Да, сегодня панорама стала делом несложным, но история развития  панорамной съемки  знала свои триумфы и поражения.

Восемнадцатого апреля 1906 года  в городе Сан-Франциско произошло землетрясение, в результате которого было разрушено 88% зданий, более 250000 человек остались без крова, около 3000 погибло  - при том что суммарное население города тогда составляло около 410  000 человек. Правда, большую часть разрушений причинило не само землетрясение, а последствия, в том числе повсеместные пожары. Самая страшная напасть для деревянной застройки, и мародерство. Более того, при ликвидации последствий военные застрелили на месте около 500 мародеров, многие были посажены в тюрьмы.

Журналисты и фотографы бросились в Сан-Франциско, как золотоискатели на золотые прииски. Самые необычные, самые свежие фотографии руин и погибших раскупались издателями просто на ура.

Лишь один  человек не торопился. Он появился в Сан-Франциско несколькими неделями позже, в конце мая, когда часть города уже расчистили. Его звали Джордж Раймонд Лоуренс, он был знаменитым коммерческим фотографом, новатором и экспериментатором. Вместе с ним в Сан-Франциско прибыла целая команда ассистентов и около 20 воздушных змеев различных форм  размеров.




Работа началась ранним утром 28 мая. В течение нескольких часов ассистенты под командованием Лоуренса скрепляли сложную систему змеев, а затем запускали их в воздух. Для снимка была использована сцепка из девяти воздушных змеев, к последнему из которых крепилась разработанная Лоуренсом  фотокамера для панорамных съемок. Ее вес составлял 22 кг, но змеи надежно удерживали ее в полете.




Сам процесс съемки был непрост из-за множества технических проблем, главной из которых была стабилизация камеры в воздухе. Еще прежде Лоуренс пытался снимать с воздушных шаров, но дважды….выпадал из корзины - и отказывался от подобных рискованных трюков.

Стоит отметить, что патент на использование воздушных змеев для фотосъемки принадлежал не Лоуренсу, а изобретателю Сайласу Конину, который придумал эту систему еще в 1902 году. Лоуренс получил от Конина официальное разрешение на изготовление ряда змеев и эксплуатацию их в сфере коммерческой фотографии. Зато наш герой серьезно усовершенствовал аппарат стабилизации камеры, состоящий из витиеватого сплетения вант. Полученную систему Лоуренс назвал «пленный воздушный корабль» (Captive Airship).

Конечно, камера была сердцем конструкции. В своих воздушных съемках Лоуренс использовал две модификации, изготовленные из дерева из алюминия. В первой модификации от заменил обычные мягкие меха на жесткий короб (ею и сняты последствия землетрясения). А во второй Лоуренс поставил панорамный экран на вертикальные рельсы, получив возможность снимать полугоризонтальные-полувертикальные панорамы с огромным углом захвата.

Всего Лоуренс сделал четыре удачные фотографии разрушенного города. Самый известный снимок - панорама с воды - был сделан с высоты 610м. Его размеры - 48,6 х 122,9 см. Так как Лоуренс никогда не показывал чертежи своих камер и они не сохранились до нашего времени, точный угол обзора определить невозможно, но исследователи сходятся на 130.




Кликабельно 7000 рх

Снимок не просто удался - он был великолепен. При ближайшем рассмотрении можно разглядеть лица людей и мелкие детали зданий. Многочисленные издания не раз перепечатывали его, и Лоуренс заработал около $15000  только на продаже принтов частным  лицам (по $125 отпечаток).

Кстати, панорамные камеры Лоуренса и его системы стабилизации еще в 1905 году заинтересовали американское правительство в качестве разведывательного оборудования. Фотограф демонстрировал из возможности несколько раз, в том числе и на борту военного корабля Maine, но и итоге военное ведомство так и не разорилось на приобретение - в частности из-за крайне высокой цены и нежелания Лоуренса продать расчеты и чертежи: он хотел быть эксклюзивным изготовителем таких систем.

Возвращаясь к знаменитой фотографии, стоит сказать, что эта серия снимков была лишь одним из ряда уникальных опытов Джорджа Лоуренса. В 1908 году Лоуренс вернулся в Сан-Франциско, чтобы сделать еще одну фотографию с той же точки - с воды - и продемонстрировать прогресс в восстановлении города. Он сделал и второй снимок - с земли. Обе фотографии не были выставлены на обширную продажу: скорее всего, Лоуренс делал их для частных клиентов или по правительственному заказу. До наших дней сохранилась одна - вид с воды.




Кликабельно 1500 рх. Сан-Франциско

Самая большая камера.

Немного раньше, в 1900 году, Лоуренс прославился тем, что сделал самый большой в мире фотоснимок.

Представители железнодорожной компании Chicago & Alton Railway очень хотели получить оригинальную рекламу. На акцию было выделено $5000, сумасшедшая по тем временам сумма, эквивалентная стоимости небольшого особнячка. Для специального рекламного буклета необходимо было сделать, как говорилось в оригинальном тексте, «величайшую в мире фотографию самого шикарного поезда». Заказ получил уже известный своими проектами Лоуренс.




Впрочем, была и еще одна причина, по которой на единственную фотографию выделили такую огромную сумму. Компания Chicago & Alton Railway планировала принять участие во всемирной выставке 1900 года в Париже, а перевозка целого поезда через океан обошлась бы намного дороже, нежели создание и транспортировка такой уникальной фотографии.

В то время размеры получаемого снимка напрямую зависели от величины фотопластины и, соответственно, от величины фотокамеры. За несколько месяцев Лоуренс спроектировал фотоаппарат, получивший название «Мамонт» (The Mammoth Camera). Камера весила 408 кг (640 вместе с фотопластинкой); отдельно для нее был изготовлен транспортировочный фургон, перемещаемый четверкой лошадей, и спецвагон.




Камеры сконструировали в чикагской мастерской Андерсона за два с половиной месяца весной 1900 года. Для нее использовали два объектива Карла Цейса, изготовленный по специальному заказу компанией Bausch and Lomb Optical Company of Rochester. Один объектив был телескопическим (с фокусов 10 футов), второй - обыкновенным, если можно так сказать об устройстве подобных размеров. Материалы были использованы недешевые: натуральное вишневое дерево для рамы и белая древесина для вставок, трехслойная резина изобретения Лоуренса для мехов. Стеклянные пластинки заказывали отдельно в мастерской Крамера из Сент-Луиса. Кстати, компания Крамера в последствии таже оказывала услуги по печати полученных фотографий.

После постройки камеру транспортировали в Брайтон-парк, местечко в шести илях от Чикаго. Камера была установлена в подходящем месте, прямо в поле, и направлена объективом на железную дорогу. Паровоз подгоняли так, чтобы он стоял прямо напротив камеры. Все эти действия также происходили по инструкциям Лоуренса. Оператор камеры работал внутри, для этого на задней панели была предусмотрена дверь.




Камера в самом деле позволила делать огромные снимки - 2400 на 1400 мм, что превосходило все возможные пределы. С ее помощью был отснят один из паровозов компании - впоследствии эти снимки использовались на рекламных плакатах. Снимки требовали выдержки 2,5 минуты.

Кстати, при сканировании фотографии подобных размеров с разрешением 300 dpi мы получим 460 MPx! Современные цифровые фотокамеры пока до такого уровня не добрались, за исключением узкоспециализированных приборов, изготовленных в единичных экземплярах.

Самое смешное, что организаторы Всемирной выставки не поверили в возможность получения подобного снимка, сочтя заявку компании за розыгрыш! В Чикаго был послан специальный эксперт (его обязанности выполнял консул), который подтвердил существование «Мамонта» и направил в Париж отчет. Закончилось все благополучно: Лоуренс получил Гран-при Всемирной выставки в области фотографии

ВОТ ТУТ можно посмотреть панорамы  Лоуренса. И вот тут еще смотрите

А вот забавная заметка из Mechanix Illustrated за 1939 год:




Коротко по-русски: некто Фред Р. Джоли из Пеории, Иллинойс, взял задник от старинного гармошечного пластинчатого фотика и переднюю часть от зеркалки с синхронизируемой вспышкой. Соединив это, он получил самую большую на тот момент «candid» камеру. Под «candid» имеется в виду в данном случае не скрытая камера, а, как говорит нам Webster, такая, которая позволяет снимать людей и животных в их естественном виде, не позирующих. То есть, надо полагать, что «candid» здесь означает «переносная», «ручная», «компактная». Негатив 8×9 дюймов. Для аналоговой носимой зеркалки очень внушительно.

В наше время также есть камеры, способные поспорить с «Сейцем». Например, стоит обратить внимание на «Проект Гигапиксель». Ребята из этой организации энтузиастов таскаются с очень нехилой камерой с разрешением 4 гигапикселя и весом 45,36 кг:




Правда, насколько я понимаю, матрица этой камеры не целая - она собрана из большого количества отдельных датчиков. Примерно, так, как собирают фоточувствительные матрицы для фотокамер при телескопах:




Кликабельно 3000 рх

Кстати, разрешение матрицы камеры, которая будет установлена на одном из телескопов проекта Pan-STARRS и монтаж матрицы которой вы можете наблюдать выше, составит 1,4 миллиарда пикселей. На сегодняшний день больше этого в цифровом фото ничего нет и пока вроде бы даже не планируется.

Это если говорить о, так сказать, масштабах большой науки. Если же упасть с небес на грешную землю, то и здесь прогресс идет полным ходом. Так, шведский производитель профессиональных фотокамер Hasselblad сообщил, что на октябрь сего года запланирован выпуск аппарата Hasselblad H3DII-50 с матрицей от Kodak размером 36×48 миллиметров и разрешением 50 мегапикселей. В потребительском сегменте это пока рекорд. Если, конечно, Hasselblad можно отнести к потребительскому сегменту: эти камеры и всегда были дороги, а новая будет стоить аж 37000 баксов. Но это пока. Со временем всё дешевеет. Подождём.

И, наконец, если камеру-обскуру тоже считать фотоаппаратом, то самую большую такую камеру сделали участники The Legacy Photo Project, Лагуна Бич, Калифорния. Они превратили в неё целый ангар. К сожалению, фотографировать этот ангар может только то, что находится перед ним, то есть, всё время один и тот же пейзаж. Но зато кадр получается - 10 на 30 метров. Время экспозиции - 35 минут.

Вот совсем в тему будет вам напомнить как выглядела  Америка 100 лет назад в панорамах, там все очень сильно кликабельно. А вот просто из старых фото -  Москва 70-х

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=31749

Старые фото

Previous post Next post
Up