Начнем с того, что две из пяти флотских дивизий базировались на Черном море: 4-ая и 5-ая.
В каждой дивизии было по три бригады. Но дальше простота оргштатной стуктуры заканчивается.
К Черноморскому флоту относились флотские экипажи от 28-го по 44-ый, вроде как, самостоятельная единица, но служащая исключительно для комплектования команд кораблей. Всего во флотский экипаж по штату входило чуть более 1200 человек...
Ах, да ...тут всплывал вопрос об "эскадрах", которыми поочередно или "рядом" командовали то Нахимов, то Корнилов.
Не нашел ни одного приказа о назначении командующего эскадрой, но нашел состав кораблей, который участвовали в сражении при Синопе. Странное дело, но из состава 5-ой флотской дивизии, которой командовал П.С.Нахимов..., был только один корабль (которым командовал капитан 2 ранга - т.е. Нахимов был на нём "пассажиром"), остальные были из других соединений. А приказ на бой, как бы помягче сказать, чтобы было понятно гражданским, это такая реально ...чушь, которой обычно прикрывают задницу начальники случайно оказавшиеся во главе соединения, в котором никто ни кому не подчиняется - "собрали с бору по сосенке". Соотвественно, Нахимов никому ( - они ему не подчинялись!) никаких задач на бой не ставил, а лишь предложил действовать по ситуации. Семь суток ожидания им с отрядом кораблей подкрепления и бездействие турок оказались решающим фактором в победе русского флота.
Есть интересная цитата его "талантливого командира" Корнилова (НШ ЧФ), которого страшно тяготило наличие командира флота (адмирала Берга):
"...3 января 1854 года, когда союзная эскадра осуществляла прикрытие переброски турецких войск в Батум, Корнилов с горечью констатировал, что его флот вынужден оставаться в Севастополе, а эскадра Вукотича, находящаяся в море, была не в состоянии воспрепятствовать продвижению неприятеля. Владимир Александрови*ч писал: «Укрепления приводятся в порядок, так что если какой-нибудь сумасшедший вздумает покуситься разорить наш Черноморский притон, то вряд ли выйдет с барышом, но все-таки как-то неловко находиться на осадном положении, разыгрывать роль генерала Толя не по русскому характеру, а нельзя и думать о другой роли в случае выхода соединенных эскадр. Корабли наши покуда не в полной готовности. Герои Синопа потребовали мачт новых и других важных рангоутных дерев, а старики надорваны усиленным крейсерством в глубокую осень и нуждаются в капитальных исправлениях; меры берем, но нелегко исправить без адмиралтейства и без запасов...»"
*) Вроде как всегда был Алексеевич, но это не мой текст.
---
Комментарии. "Притон" можно воспринимать, как кто хочет, однако, большую часть гражданского населения женского пола в Севастополе ...действительно составляли куртизанки. Не будем трогать больную нынче тему близкого общения офицеров с матросами (обслугой), но и там были традиции ... стародавние.
Насчет состояния кораблей (НШ ЧФ Корнилов) - замечание очень важное. Выход "эскадры" на решительный бой отменил не Меньшиков (имевший для этого полномочия), а фактическое состояние кораблей...- там обсуждать было нечего! И все эти истерики на публику, которые якобы закатывал Корнилов уже "отдав приказ готовить корабли к бою", имхо, вписаны в историю флота значительно позже. Когда в конце 19 века была поставлена задача возродить "былой дух" каперства, ой - забылся (меня же могут читать "патриоты"), "крейсерства". А из богом забытых развалин в конце 70-х годов 19 века начали возрождать город и главную военно-морскую базу ЧФ.
Кстати, тот же (негодяй - по мнению большинства "правоверных" историков) нерешительный и слабоподготовленный адмирал Меншиков своим маневром на Бахчисарай после сражения на реке Альма...сохранил за собой коммуникации с "большой землей" (там еще и питьевая вода была) потому, как то, что осталось от 4-ой морской дивизии, базировавшейся на Севастоль, оказалось в полной жопе (запертый в Севастпольской бухте) - как раз без "без припасов".
Но адмиралы (они же все недооцененные), ковырясь в носу ругали начальство, которое, неожиданно для всех, не смогло остановить вступление в войну британцев и фрацузов ... после "победы при Синопе". Ну кто же мог подумать? Когда английский фрегат "Ретрибьюшн" прибыл в Севастополь сообщить о входе эскадры сюзников в Чёрное море...то Корнилов и Меньшиков были сильно удивлены.
Тут уж напрашиваются аналогии, "каперства" образца 2008 года, когда, еще вчера вменяемые люди, на голубом глазу самоистязали себя - "били себя пяткой в грудь" и возмущались, почему какие-то грузины продолжают (НАМ ПОТОМКАМ НАХИМОВА) сопротивляться и даже иногда с помощью оружия - так, мол, не договаривались!
В начале 20-го века были попытки дать взвещенную оценку, но по соображениям цензуры тогда не напечатаны."...
Интересную оценку Синопского сражения сделал в свое время вице-адмирал И. Ф. Лихачев. В период Крымской войны он был флаг-офицером вице-адмирала В. А. Корнилова. Это он впервые в России в 1888 году предложил создать Морской генеральный штаб. По цензурным соображениям в 1901 году его статью не опубликовали. Вот что писал Лихачев: «Наивные увлечения патриотического шовинизма, не допускающего никаких пятен в «героизме» своих соотчичей, равно как предвзятые псевдонаучные придирки педантического критицизма, мало помогут к уяснению действительного хода событий в их естественной последовательности. Только отрешась и остерегаясь опасных увлечений в сторону того или другого из названных направлений и оставаясь на твердой почве простой натуральной реальности, можно более или менее успешно и поучительно изучать и уразумевать примеры военной истории.
Вопрос о роли и характере деятельности Черноморского флота в Крымскую войну сам по себе представляется простым и ясным, если посмотреть на него без предубеждений и отложив в сторону как патриотическую гордость и щекотливость, так и педантические претензии на псевдонаучную критику.
Осенью 1853 года эскадра адмирала Нахимова уничтожила турецкую эскадру на Синопском рейде. Наша эскадра была вдвое сильнее неприятельской материально и, конечно, в несколько раз сильнее ее в нравственном отношении. Следовательно, особенного «геройства» тут не представлялось, и «свет» этим удивлен также быть не мог. Но наши моряки сделали, все и каждый, свое дело отчетливо и точно, за что им честь и слава, и в этих простых словах заключается высшая похвала, какую человеку заслужить дано...
После этого почти целый год флот ничего не сделал и оставался в полном бездействии на Севастопольском рейде».
"
Много полезного можно прочитать в этом
реферате. Но некторые замечания, сделанные автором, вызывают улыбку.